Шулимова Ирина Александровна
Практик ВПМ МПАП, наставник ЛППН
Проблема взаимодействия школы и семьи не нова, она выросла из традиционной педагогической идеи, обозначенной в литературе, как «связь с родителями», «работа с родителями», из ценностно-нейтральной формулировки "семья и школа".
Коренные изменения в образовании, становление обновленной школы, демократичной, открытой, гуманной, развивающейся – требуют нового осмысления проблемы сотрудничества, совместной деятельности с родителями.
Целью взаимодействия психолога с родителями является создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей.
Цель представлена в более конкретных задачах:
·– Согласование действий родителей и психолога по адаптации ребенка к школе, к новой социальной роли детей-школьников;
·– Сотрудничество в формировании положительной мотивации учения у детей;
·– Совместное формирование ценностных ориентации в сфере науки, искусства профессиональных интересов;
·– Выявление одаренности и развитие способностей ребенка;
·– Совместное предупреждение асоциального поведения детей.
Цель и задачи работы психолога с родителями связаны с насущными проблемами школы. При взаимодействии с родителями психолог соблюдает принципы доброжелательности и уважения к родителям и их детям, логичности, доступности конфиденциальности.
Можно выделить три основных направления работы, представляющих собой логично выстроенную систему:
1. Диагностика семьи;
2. Консультирование семьи;
3. Просвещение родителей.
Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать, ориентируясь на интуицию.
Необходимо знать особенности современной семьи, ее отношение к школе переменам в образовании. Поэтому психолог занимается изучением семьи, применяя разнообразные методы: наблюдение, беседу, анкетирована тестирование. Помимо специально организованного процесса диагностирования необходимо учитывать естественное, опосредованное наблюдение. Полученные результаты могут служить основанием для консультативной беседы. В психологической практике беседа используется с различными целями:
Для установления контакта с испытуемым;
Для проверки исследовательских гипотез;
Как метод получения дополнительных данных о свойствах личности;
Для оказания психологической помощи.
Согласно классификации Ю.Е. Алешиной, консультативная беседа имеет фазы:
1) знакомство и начало беседы, расспрос клиента;
2) формулирование проверка консультативных гипотез,
3) коррекционное воздействие;
4) завершение беседы.
На заключительном этапе психолог рефлексирует профессиональную деятельность, оформляет протокол консультации и при необходимости намечает меры воздействия на социально-психологическое окружение в интересах клиента.
Просвещение и консультирование родителей по актуальным проблемам детей
Неотъемлемой частью работы психолога является просвещение родителей.
Психолого-педагогическое просвещение направлено на свободное развитие личности путем передачи педагогических знаний и опыта гуманистических отношений. В процессе освоения педагогических знаний продолжает развивать личность самих родителей.
Психологическое просвещение представляет собой формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Консультативная деятельность – это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.
Особенностью консультативной работы психолога в начальной школе является то, что непосредственным «получателем» психологической помощи (клиентом) является не ее окончательный адресат – ребенок, а обратившийся за консультацией взрослый (родитель, педагог). Таким образом, психолог оказывает подчас лишь косвенное воздействие на ребенка. Он только дает советы; реализовывать их – задача клиента.
Несмотря на такую специфику консультативной работы школьного психолога с детьми младшего школьного возраста, их родителями и педагогами, это направление является принципиально важным в практической деятельности школьного психолога.
Эффективность всей его работы в значительной мере определяется тем, насколько ему удалось наладить конструктивное сотрудничество с педагогами, родителями и администрацией школы в решении задач обучения и воспитания школьников.
Консультирование и просвещение родителей.
Психолого-педагогическое консультирование родителей может быть организовано, с одной стороны, по запросу родителя в связи с оказанием консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия; с другой – по инициативе психолога. Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование родителей о школьных проблемах ребенка. Также целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у ребенка либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье.
Запросы родителей младших школьников к психологу по своему содержанию отнюдь не сводятся к проблемам школьной неуспеваемости.
Практика работы психологов-консультантов позволяет типизировать случаи обращения родителей за психологической помощью.
1. Случаи, группирующиеся вокруг проблемы плохой успеваемости: плохая успеваемость по всем или некоторым предметам; плохая память; невнимательность; неорганизованность; отсутствие желания учиться; побеги из школы; эмоциональные срывы по поводу учебных успехов или неуспехов и др.
2. Случаи, группирующиеся вокруг проблемы тревожности родителей, связанные с индивидуально-личностными качествами ребенка: медлительный, утомляемый, упрямый, эгоист, агрессивный, тревожный, лживый, конфликтный и др.
3. Случаи, группирующиеся вокруг особенности межличностных отношений ребенка со сверстниками и взрослыми: необщительный, учитель предвзято относится к ребенку, плохие отношения между братьями и сестрами, непонимание ребенка родителями и др.
Запрос по поводу выдающихся, с точки зрения родителей, способностей ребенка: как составить план индивидуальных занятий с ребенком, рассчитать посильную для него нагрузку. Содержанием просветительской работы школьного психолога с родителями может стать ознакомление родителей с актуальными проблемами детей, насущными вопросами, которые решают их дети в данный момент школьного обучения и психического развития. В ходе психологических бесед на классных собраниях, в специальные родительские дни психолог предлагает подходящие на данном этапе развития ребенка формы детско-родительского общения.
Родительское собрание является основной формой просветительской работы психолога с семьей. При этом оно имеет ряд специфических особенностей:
В зависимости от специфики собрания и стоящих перед психологом задач выделяет следующие формы участия в родительском собрании.
1. Выступление-презентация. Непродолжительное выступление информационного характера.
2. Выступление-исследование. Получение какой-либо информации от родителей путем анкетирования, беседы.
3. Тематическое выступление, содержащее психологическую информацию прикладного характера по актуальной для родителей теме.
4. Тематическое родительское собрание. Психолог может являться организатором его или действующим лицом вместе с педагогами. Тематические встречи психолога с родителями направлены на решение актуальных психолого-педагогических задач, способствуют повышению компетентности родителей, что необходимо для создания благоприятных условий развития образования детей. В любом из этих направлений необходимы совместные действия школьного психолога и родителей.
Необходимость работы с родителями определяется их ролью в формировании социальной ситуации развития. Общение ребенка с близкими взрослыми, являясь необходимым условием развития, задает те внешние социальные структуры, которые преобразуются во внутренние структуры личности. Работа психолога с семьей требует понимания системной динамики семьи (как семья реагирует при появлении у ребенка симптома) и оценки индивидуальных реакций (какие проблемы встают перед каждым членом семьи и ребенком). В начале разговора с родителями имеет смысл спросить, что в семье и во взаимоотношениях идет хорошо. Это задает положительный настрой и позволяет всем расслабиться, узнать, что в семье есть хорошего и крепкого и на что можно опереться. В каждом случае контекст обсуждается разный. Целью первого разговора может быть понимание того, как взаимодействует семья, каковы ее сильные и слабые стороны.
Вот примерные вопросы, которые следует задавать: когда возникают проблемы, в какой обстановке, и когда не возникают; каково отношение к имеющимся проблемам родителей, детей, учителей; каковы ожидания родителей от детей, как они видят будущее своих детей.
В случае разведенной семьи следует выяснить правила коммуникации ребенка со вторым родителем. Можно предложить родителям заполнить анкету по изучению развития ребенка (см. в приложении). Методики, предлагаемые родителям, помимо анкеты, могут включать родительское сочинение «История жизни моего ребенка», оценочно-самооценочную методику РЕП в сравнении той же методики, выполненной ребенком и т.д. Методики, предлагаемые ребенку, включают рисунок семьи и его модификации, адаптированный вариант методики Рене-Жиля, различные варианты методики «Незаконченные предложения», модификации оценочно самооценочной методики, тест «Сказка» Б.Шелби и т.д.
На протяжении деятельности психологической службы школы сформировались следующие формы работы с родителями:
1. Родительские собрания – ознакомление родителей: – с психологическими особенностями учащихся на разных возрастных этапах; – с прохождением адаптационного периода первоклассников, пятиклассников, учащихся профильных 9,10 классов, подготовка к ЕГЭ; – преодоление трудностей связанных с УВП и личностным развитием и формированием характера учащихся.
2. Индивидуальные консультации родителей по различным вопросам.
3. Личный кабинет на школьном сайте, лектории для родителей по актуальным проблемам, связанным с воспитанием детей.
4. Встречи со специалистами психологических центров.
Обучение и просветительская работа со взрослыми – непростая задача для специалистов, а значит, необходимо подобрать такой универсальный метод обучения, который мог бы заинтересовать взрослого и незаметно решать обучающие задачи.
Как показывает практика, одними из эффективных методов такой работы со взрослыми являются игра и игровые технологии.
Нами, в силу своей уникальности, неповторимости, мобильности была выбрана настольная игра – как игровая технология в работе со взрослыми.
Настольная игра – игра, основанная на манипуляции относительно небольшим набором предметов, которые могут целиком разместиться на столе или в руках играющих. Это делает ее выгодной с точки зрения экономии пространства для занятий.
Настольная игра:
• игра как таковая (имеет те же положительные свойства, как и другие игровые технологии);
• игра–задание (игра включает в себя специально разработанные по определенным тематикам вопросы и проблемные ситуации);
• игра–образ (опора на преобладающее зрительное восприятие, яркость и красочность исполнения, привлекает внимание родителей и специалистов, но в то же время не перегружает тяжестью художественного исполнения);
• игра-путь (символическое отражение процессов создания приемной семьи, механизмов ее функционирования).
Настольная игра имеет ряд преимуществ:
1. Дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре.
2. Дает увлеченность. В игре нет даже частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
3. Дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность настольной игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.
4. Дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
5. Дает понятие о чести. Она противостоит корыстным и узко групповым интересам.
6. Дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире.
7. Дает психологическую устойчивость.
8. Снимает уровень тревожности, который так высок у родителей и передается детям.
9. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
Для каждого направления, осуществляемой нами работы с данной категорией клиентов были разработаны уникальные авторские настольно-печатные игры. Данные игры специально созданы для использования на занятиях с родителями, в тренингах и как самостоятельные методы работы. Настольно-печатная игры «7 граней успешного родительства» опубликована в журнале «Школьный психолог» №5, 20013.
Также в своей работе я использую Лекторий для родителей по разным темам:
1. Ментальное здоровье подростка. Почему это важно и что родителям необходимо знать об этом?
2. Молодежные субкультуры – теория и практика
3. Тревога. Депрессия. Селфхарм. Чем болеют современные подростки и что с этим делать?
4. Психологические факторы нарушения пищевого поведения в подростковом возрасте.
5. Какие ресурсы помогут родителям подростков.
6. Самоповреждающее поведение в подростковом возрасте: методы профилактики и коррекции.
7. Как подготовить подростка к самостоятельной жизни.
8. Профилактика эмоционального выгорания родителей.
9. История семьи: формируем уважение к своим корням.
10. Мотивация подростков: можно ли на нее воздействовать? Увлечения подростков: полезные и вредные.
Таким образом можно сказать о разноплановой и системной работе с родителями по нескольким направлениям, что позволяет раскрыть важные темы Детства и помочь разобраться с новыми терминами, теориями, увлечениями детей, чтобы лучше понимать, принимать и растить здоровое поколение.
Список используемой литературы:
1. Абраменкова В. Во что играют наши дети? // Воспитание школьников. – 1998. – № 4.
2. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. – М.,1989.
3. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. – Казань, 1988.
4. Байярд Р., Байярд Д. ваш беспокойный подросток: практическое руководство для отчаявшихся родителей / пер. с англ. – М., 1991.
5. Бестужев-Лада И.В. что делать родителям в школе? // Классный руководитель. – 1997. – № 1.
6. Дереклеева Н.И. Анкеты для родителей и учащихся // Воспитание школьников. – 2002. – № 1.
7. Дереклеева Н.И. Нетрадиционные формы проведения собраний // Воспитание школьников. – 2001. – № 10.
8. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987.
9. Жаркова Г. Каков в гнезде – таков и в полете // Воспитание школьников. – 2001. – № 6.
10. Лаврентьев В.В. Методические рекомендации по подготовке и проведению родительских собраний // Классный руководитель. – 1999. – № 5.