В этой части я, Наталья Козырева, предлагаю вам совместно разобрать фундамент здоровых отношений. Мы поговорим о целях воспитания. Их понимание даст уверенность в своих действиях, вы будете меньше реагировать на замечания и «экспертные» советы окружающих. Это поможет сократить количество срывов на ребенка, когда уже несет, сыплются обидные слова, негативные прогнозы, еще и руку хочется поднять.
Также мы поговорим, почему важно взять ответственность на себя и начать уже сейчас думать о себе. Вы составите свой план заботы о себе и начнете его придерживаться.
Мы обсудим, как реагировать на эмоции детей, вы узнаете, о чем говорят эмоции и какую роль играют в развитии ребенка. Также рассмотрим вопросы:
✓ Что значит любить детей?
✓ Как выстраивать границы в отношениях с детьми?
✓ Как грамотно поддерживать детей?
✓ Как научить думать своей головой?
В этой части вы получите конкретные действенные инструменты построения фундамента здоровых семейных отношений.
ПОМНИТЕ! Только действия меняют отношения. Мало прочитать. Важно начать делать.
Эти инструменты позволят разжечь внутренний огонь мотивации, сформировать крепкий внутренний стержень, гармонизировать самооценку ребенка. Ваши отношения станут ближе, доверительнее.
Вдохновляющего пути! Приступим!
Конечно, все родители хотят, чтобы дети были успешными, хорошо учились, сами делали уроки (аккуратно! быстро! качественно!), хорошо себя вели, были активными и особых проблем не создавали. Но почему же так происходит, что дети умненькие и сообразительные, а учиться не хотят? Поступают в 1-й класс, а от школы уже тошнит. «Началку» под нажимом взрослых еще заканчивают, а в среднем звене уже скатываются.
Так же и в бытовых делах. В 2–3 года с удовольствием мыли посуду и пол, пытались гладить белье и раскладывали все по полочкам. В 7–10 под нажимом, но еще что-то делают. А дальше уже сложнее. Подростка не заставить помогать по дому, многие перестают следить за собой, ходят «волосы сосульками», одежда в пятнах, не моются, плохо пахнут, на все увещевания родителей отвечают молчанием или огрызаются.
Родители ищут различные способы мотивации детей. За последние 3 года работы нашей Академии успешного школьника мы собрали копилку таких способов, которые используют родители со своими детьми с малых лет. Начиная с логопедических упражнений и занятий танцами в 3 года и заканчивая сдачей экзаменов для поступления в вуз.
Да, эти мотивационные приемы работают. Правда, как отмечают сами наши ученики, участники многочисленных мероприятий, работают они недолгое время. Плюс ребенок так и не может управлять своей учебой, временем, своим настроением и чувствами. Он бросает начатые дела, ленится, желания учиться мало, ребенок увлекается гаджетами. А родители вынуждены все равно напоминать, заставлять, контролировать. Каждый раз приходится изощряться и придумывать новые способы, чтобы можно было поднадавить и получить желаемый результат.
Вот самые популярные способы мотивации.
Физические – тут все понятно: ремень, шлепки, подзатыльники, на гречку или на горох в угол (да, такое встречается; правда, родители отмечают, что горох дешевле обходится).
Эмоциональные. Это из серии: «Получил двойку – не буду с тобой разговаривать, ты меня обидел, видеть тебя не хочу!» Или: «Ага, раз так, то не пойдешь гулять», «Плохо себя ведешь – не куплю машинку (мороженое, шоколадку…)»
Последствия
Да, ребенок делает, но делает от страха наказания, желая избежать унижения, тяжелых чувств. Следовательно, появляются трудности с самооценкой, не прибавляется ответственности за свою жизнь, не вырабатываются навыки самоконтроля и саморегуляции. А вот ненависть и неприязнь по отношению к родителю растет. Вы и ваш ребенок отдаляетесь друг от друга. Доверия становится все меньше. Плюс в будущем такому ребенку нужен будет внешний «пинатель», возможно привлечение в его жизнь такого же партнера, который будет унижать и подавлять. Выстроить близкие доверительные отношения с будущим супругом или супругой будет сложно. Конечно, на сеансах психотерапии, в группах поддержки во взрослом возрасте можно с этим эффективно поработать, но это требует смелости, сил, времени и денег. И в наших силах сделать так, чтобы наши дети этого избежали.
Недавно на консультацию приходила женщина. 32 года, красивая, умная, 3 высших образования, в глазах людей успешная – руководит художественной студией, сотрудничает с зарубежными компаниями. Чувствует себя полным ничтожеством, считает себя пустым местом, ничего не добившейся личностью и даже уродиной. Чуть позже проясняется: в детстве ее били. Не то чтобы за двойки, тройки или замечания в дневнике – она круглая отличница – ее били за четверки! Во время беседы она призналась, что эти пятерки получала, чтобы избежать дома унижения, оскорблений и побоев. Первые два образования получила для папы, выкинув 8 лет своей жизни, и только третье – для себя. Отношений с отцом нет. Ненависть, обиды, дикая боль внутри.