«Было, правда, и трудно, и невыносимо. Уроки делались исключительно под крики, угрозы и манипуляции, ну и без шантажа вообще не представляла, как можно усадить сына за письменный стол. На вешалке красовался ремень для профилактики устрашения, чтобы уж наверняка. Агрессия зашкаливала по вечерам: придя с работы, хотелось отдыхать, а тут вторая смена – проклятые уроки.
Трудно мне давалось спокойное общение, волновало буквально все, каждая мелочь, не сделанная сыном. Понимая, что так я дальше не хочу, все равно так и продолжала общаться, не имея адекватных инструментов в руках. Отчаяние, иначе и не назову.
Наткнувшись на Академию успешного школьника (АУШ), решила с чего-нибудь начать. Естественно, во все эти красивые слова не поверила – очередная страничка, на которой пообещали три короба и мешок решений в проблеме с ребенком. Но ребенка по психологам таскать я была категорически против. Все проблемы, которые есть у моего сына, сделала я своими руками, он такой не родился.
На страничке АУШ зацепила фраза: трудность не в ребенке, начинать надо с себя. И это меня подкупило. Я и раньше была убеждена, что лечить надо родителя, а ребенок вылечится автоматически.
За полгода активной работы по методам АУШ я научилась разговаривать с детьми без криков и угроз. Я учусь их слушать – как же это, оказывается, интересно и увлекательно!
Мой старший (9 лет) сам собирает портфель и откровенно удивляется, что у кого-то это делает мама. Он просит посидеть перед сном, держа его за руку, и поговорить о том о сем. Он может сам подойти, обнять и поцеловать со словами: я соскучился, я люблю тебя. И эти эмоции откровенны, не за что-то, а просто так. Его цифры стали умещаться в клеточках, и теперь можно отличить 1 от 4 и 7, его буквы теперь можно читать без титанических усилий, а из тетрадей куда-то подевались грязь, бесконечные исправления и зачеркивания.
Младший (5 лет) сам складывает свои вещи, сам убирает свои игрушки, сам может пропылесосить свою комнату с большим удовольствием и энтузиазмом.
Они теперь меня слышат без криков, я и забыла, как это – орать, надрывая связки и дергаясь в конвульсиях, упрекая детей словами: мать не жалеете, устала от вас, лентяи. Эти слова-паразиты заменяю куда более приятными».
«Благодаря игре “Герои семьи” у меня освободилось время для себя, сын теперь почти самостоятельный. И я создала свой проект – организую экскурсии детям и взрослым по городу.
На игру пришла, как я потом поняла, с трудностью отделения сына от меня как мамы. Была сильная тревога за успеваемость. Я винила сына в том, что много проводит времени за игрой в телефоне, интересов на тот момент у него было мало. Были конфликты в классе.
За время игры изменилось практически все! Я стала спокойной как удав, стала получать удовольствие от общения с сыном, стала радоваться своим и его успехам, уверенность в себе появилась. Сын сам принимает решения для себя, я уважаю их, хорошо понимаю его. Честно сказать, даже болеть стал намного меньше! Главное изменение – я больше не говорю «мы» про сына! Спокойна и уверена в нем! Я освободилась от части забот с сыном, и мне все-все интересно! Общение, театр, поездки, новые впечатления!»
«“Герои семьи” – это как раз то, что нужно при СДВГ[2].
У сына больше выражен дефицит внимания, чем гиперактивность. Но в любом случае “Герои семьи” – это эффективное средство психологической коррекции СДВГ.
Сыну нравится игра, и мы пришли играть уже в третий раз. Я спросила у него: хочешь ли ты участвовать в следующем потоке “Героев”? Он спросил, буду ли я его благодарить. Я ответила: конечно! Он соскучился по игре, а особенно по благодарностям. Я столько узнала о своем сыне, пока играли в “Героев семьи”, боролись с монстрами и добывали артефакты! А еще важнее, что он сам о себе много узнает.
Хочу пожелать и другим участникам: просто играйте, узнавайте друг друга, наслаждайтесь общением, уберите любые ожидания, радуйтесь времени, проведенному вместе, потому что впечатления, полученные от игры, останутся с ребенком на всю жизнь».
«На проект пришли с ужасным поведением и вечными проблемами с уроками (у сына диагноз – легкая умственная отсталость). Гоша перешел в 3-й класс коррекционной школы, и, вспоминая ужасы 1-го и 2-го классов, я была в отчаянии. Ужасы – это ужасное поведение в школе, агрессия и выполнение домашнего задания с криками, истериками, ремнем и слезами (нас с ним обоих). Отношения вроде были хорошие, но я понимала, что он достиг такого возраста, когда дальше так точно нельзя действовать.
Результаты, к которым мы пришли, появились не сразу, постепенно. А именно, что мы имеем сейчас:
• Уроки. Переложила ответственность за уроки на него. Постоянно говорю ему (а может, себе), что это его ответственность. Конечно, в силу особенностей своего развития он не делает еще уроки сам, но теперь я слышу “мама, пойдем делать уроки”, а не говорю “Гоша, иди делать уроки”. Не скажу, что готовим уроки быстро, иногда с хождениями (“не хочу делать”), процесс затягивается до позднего вечера, но это не сопровождается криками и истериками. Не хочешь – не надо, это твои проблемы. Я ухожу делать свои дела. Ходит, ходит, потом надумает и идем делать уроки.
• Школа. Поведение стало получше. Учительница отмечает, что стал спокойнее. Разбираем конфликтные ситуации в школе, обсуждаем их. Также обсуждаем поведение одноклассников, они у нас такие же непоседы. Каждый день перед школой напоминаю ему, что поведение и учеба – только его ответственность, не наша с папой, не его товарищей, а только его.
• Дома каждый вечер собираемся на ужин и обсуждаем события уходящего дня. У нас и раньше это было, но с акцентом на обсуждение “взрослых” вопросов. Сейчас внимательно слушаем ВСЕХ. И старшая теперь старается приехать домой вовремя и также поучаствовать с нами в беседе; если даже не ужинает, то сидит, слушает и рассказывает свои события дня.
• Гоша стал самостоятельнее в быту. Точнее, я снизила уровень контроля. Если не хочет есть, что я приготовила, может сварить себе макароны, пожарить яичницу. Ходит в магазин и отвечает за хлеб и молоко (хотя пришлось нам неделю посидеть без молока – ничего, пережили). Берет в школу карманные деньги, сам решает, что на них купить.
• Обстановка дома стала более мирная. Меньше ссорятся с сестрой. Несмотря на большую разницу в возрасте (11 лет), зачастую случались ссоры и драки.
• Про себя. Конечно, работала над собой. НЕ НАД РЕБЕНКОМ. Говорила себе, что я взрослая и не надо впадать в капризы, что не я отвечаю за уроки, истерика сына – не мои эмоции и лучше сейчас пойти белье погладить, чем орать и пугать ремнем. Соответственно, больше эмоциональных сил на продуктивное общение с детьми и мужем.
• Завершающее, но не последнее по значимости. Игра помогла мне принять моего ребенка таким, какой он есть. Да, другой, да, ведет себя хуже, да, учится хуже. Но он МОЙ, и не важно, что думают остальные».
«Раньше в качестве воспитания нами использовались манипуляции, шантаж, отбирание гаджетов. Я была очень требовательна и к сыну, и к мужчине, и к себе. Часто раздражалась, были эмоциональные срывы и перманентный стресс. Уроки делались по 4 часа вечером, я ничего не успевала, не отдыхала толком. Испытывала огромное чувство вины, что я мало бываю дома. А когда была дома – решала проблему кое-как сделанных уроков и быта, и все повторялось по новой.
Я осознавала, что что-то идет не так, но не знала, как это исправить. Поэтому в игру “Герои семьи” я пришла прежде всего для себя. И вот наши результаты.
Уроки сын делает самостоятельно, в том числе следит за электронным журналом и сам за это полностью отвечает. Удивительно, но его первый “самостоятельный” триместр закончен лучше, чем раньше “под присмотром”. За свою комнату и вещи сын теперь тоже отвечает сам, а также за чистоту полов во всей квартире.
Я наконец признала, что у него могут быть интересы, которые мне непонятны, и школьные предметы, которые не интересны. Но теперь это не раздражает, а вызывает уважение. Сын благодаря игре может назвать свои сильные и слабые качества, работать над этим. Мы легко можем попросить прощения друг у друга в случае неправоты. Он различает манипуляции, я вижу, как он отделяется от модели “как у всех” и учится понимать свои потребности. Он знает, КАКОЙ ОН, из речи исчезло вечное “не знаю”.
Теперь наше семейное время проходит интересно и качественно, у меня исчезло ощущение времени, потраченного впустую, сейчас семья для меня – это не решение проблем, а ресурсное время. Ужины проходят без гаджетов, в живом общении. Благодаря тому, что я освободила себя от надзирательства, я стала больше отдыхать, окончила параллельно с “Героями” несколько курсов, придумала свой проект, уделила время своему здоровью, научилась расслабляться».
«Меня зовут Наталья, я одна воспитываю троих детей: сын – 16 лет, дочь – 12 лет, дочь – 8 лет.
Я пришла на игру “Герои семьи” с двумя проблемами: значительно упала успеваемость у сына, чувствовалось напряжение между нами. А сестры друг с другом не ладили, и с каждым днем это заходило все дальше и дальше.
Прохождение курса значительно улучшило наши отношения в семье. Я смотрю на детей под другим углом и вижу больше плюсов в их деятельности, убираю критику и советы. Стала более спокойной, даю им больше самостоятельности, которую они с удовольствием берут и радуются. Сынок делает уроки и берет на себя ответственность, помогает по дому, планирует. Мне кажется, что за 2,5 месяца мы стали очень близки с ним, каждый день разговариваем, он мне много рассказывает, а я слушаю и умиляюсь ему. Я стала уважать детей за проявление отрицательных и положительных эмоций, благодарить их за все и давать обратную связь.
Еще у меня открытие! Я перестала ругать детей, теперь мы обсуждаем, как и что делать, чтобы не случилось той или иной ситуации, как исправить. Теперь я каждый день спрашиваю их, что нового, что интересного, какие эмоции испытали (а не какие оценки в школе – их я и так вижу в электронном журнале). Благодаря игре дети раскрылись, а я вижу свои цели в отношении каждого ребенка и наблюдаю, как день за днем они взрослеют и становятся самостоятельными.
Я стала уделять больше времени себе и говорить о своих достоинствах всем окружающим. Рекомендую игру всем родителям. Вы не пожалеете! Столько открытий за 2,5 месяца и 100 % гарантия решения проблем».
«Я мама 4 деток: 9, 6 лет, 4, 3 года.
Меня привели в игру такие проблемы, как низкая успеваемость старшего сына, неумение без напоминания следить за собой, чистить зубы, нежелание помогать по дому, развиваться, читать, драки и ссоры между детками, и мне очень хотелось помочь им, научиться как-то мотивировать их к познанию себя и развитию. Поэтому я и выбрала игру “Герои семьи”.
Муж не верил, что игра может помочь, считал, что выбросила деньги, которые очень нужны были семье. Но я доверяю команде АУШ благодаря пройденным ранее курсам, видела результаты в себе после каждого курса – то, как я менялась, и все шло к лучшему в семье. Поэтому, не понимая, как игра поможет, я все равно выбрала «вложиться» в детей и семью, а не в вещи, которые не так важны в вопросах воспитания.
Старший сын был самым активным игроком, сам чистил и чистит зубы, строит планы и замечает свои успехи и открытия в учебной деятельности. Даже понял, что его главная задача не игры, а учеба. Ставит цели и каждый день идет к ним. Одна из них меня очень радует: он сам читает по притче каждый день. Благодаря этому он поднялся на высокий уровень по чтению, а ведь это было самое нелюбимое его занятие.
Старшей дочке нравится благодарить всех в нашей семье. С легкостью детки стали помогать друг другу и по-другому общаться, не забывая благодарить сразу за помощь. Доченька очень быстро одевается в сад сама, кровать застилает, я даже не вижу, когда она успела. Много учит младших и даже в процессе игры сказала, что хочет быть воспитателем в саду, так как очень нравится заниматься с детками, знает, как к ним найти подход.
Младшая дочурка тоже делала успехи в новом хорошем, благодарностях и в делах по дому. Приходя домой, складывала ровно обувку, чистила ее, а младший, которому нет трех, подметал песок на совок, чем очень удивил кузину, которая наблюдала эту картину.
Для меня игра – это вообще интересный, действенный и позитивный инструмент общения и развития деток и меня. Я многое узнавала про своих деток: что ценят в жизни, что трудно, их мысли и чувства, события дня. Их благодарности папе, мне и друг другу просто наполняли меня счастьем до краев души. Я сама ждала вечера, чтобы пообщаться с ними, порадоваться и побыть вместе».
«У меня двое детей: сын (13 лет) и дочь (7 лет). Очень рады, что принимаем участие в игре “Герои семьи” 10-й поток.
До “Героев семьи” отношения с детьми были сложными. Не получалось привить полезные привычки: заправить кровать вовремя, почистить зубы, убрать за собой посуду, прибрать свою территорию. Приходилось все время напоминать. Не могла передать ответственность сыну за учебу – боялась, что снизится успеваемость. Шла борьба со старшим с зависимостью от гаджетов – соответственно, не сделанные вовремя уроки. Чувствовала себя опустошенной, в отчаянии, что ничего не могу сделать, не получается, а контролировать все время уже просто устала. Этот проект стал для меня спасательным кругом!
Это грамотно продуманная стратегия игры. Во-первых, каждый вечер идет живое общение с членами семьи. Во-вторых, здесь мы научились благодарить друг друга. В-третьих, узнаешь, что хорошего было у тебя и детей, то есть заточена только на позитив. В-четвертых, ты планируешь каждый свой день, а это помогает привить полезные привычки. Развиваешься ты – развиваются дети.
Мы играем всего два месяца, а в наших отношениях уже есть изменения. Распределены обязанности по дому, каждый несет ответственность за свое порученное дело. Вырабатываются полезные привычки. Благодарим друг друга. Сын полностью взял ответственность за свою учебу, налаживается самостоятельное выполнение домашнего задания у младшей дочери. Зависимость от гаджетов: вместе с сыном решили – 1,5 часа в день, и его это время устраивает. У меня появилось время на себя.
Игра научила меня принимать детей такими, какие они есть, уважать их чувства. Это для нашей семьи успех! Ведь мы весело проводим каждый вечер, подводя итоги дня, и больше узнаем интересного, нового друг про друга, чем до игры.
Огромная благодарность организаторам АУШ за такую замечательную идею, как “Герои семьи”!!! Я очень рада, что живу в одном городе с такими замечательными людьми!»