Сухоедова Надежда Владимировна
Член МПАП, стажер ЛППН
Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья – это одна из актуальных тем современной специальной психологии и дефектологии. При этом, современная система образования, Федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональный стандарт педагога предъявляют высокие требования не только к базовым знаниям и умениям, но и к личности педагога-психолога. Расширение практики инклюзивного образования, появление все большего количества детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии, ставят серьезные задачи перед психологами образовательных учреждений по формированию социально-психологической компетентности, а часто и готовности к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Для помогающего специалиста важно быть целостным и наполненным ресурсом для оказания профессиональной помощи.
Что означает целостность для специалистов в области психического здоровья, психологов-практиков, консультантов и психотерапевтов? Это, в первую очередь, возможность не разрушиться и сохранить себя, свою идентичность при работе с людьми в экстремальных условиях их жизнедеятельности, при консультировании и терапии лиц с тяжелыми личностными расстройствами и ограниченными возможностями здоровья.
Это способность не вовлечься в процесс: горевания с клиентами, потерявшими близких; не поддаться искушению вступить со своими подопечными в близкие отношения; возможность управлять своими чувствами, возникающими при переносах и контрпереносах.
Способность не включаться личностно, не подключать излишнюю жалость, слабость к детям с ОВЗ, не становиться этим принимающим понимающим взрослым, которого возможно у ребенка нет. Не брать на себя роли, отличные от компетенций психолога.
Быть целостным означает обладать внутренним единством (мыслей и переживаний, эмоций и поступков, слов и действий и т. д.). Идея целостности, или холизма (от англ. whole – «целый, полный»), является основополагающей в философии, науке и гуманистической психологии. Онтологический принцип холизма гласит: целое всегда есть нечто большее, чем простая сумма его частей. С холистической позиции, весь мир – это единое целое, а выделяемые нами отдельные явления и объекты имеют смысл только как часть общности. Идее целостности соответствует знаменитое высказывание А. П. Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». С психологической точки зрения целостность означает хорошую интегрированность и согласованность частей психики, сознательного и бессознательного, баланс отношений разных частей личности, в том числе конфликтующих друг с другом, но способных прийти к согласию или компромиссу. Целостность приводит к гармонии, самопринятию, адекватной самооценке себя и способности к рефлексии, пониманию чувств и поступков других людей [1].
Сохранение целостности напрямую связано с проблемами личной экологии, психогигиены и психопрофилактики.
Работа психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это непростая, но крайне важная миссия. Она требует высокой степени профессионализма, высокого уровня эмпатии и личностного ресурса.
Однако контакт со сложной реальностью детей с ОВЗ и их семей может быть эмоционально изматывающим, и для психологов важно уделять внимание собственному восстановлению. Иначе это прямой путь к выгоранию.
В числе причин развития выгорания специалиста наиболее часто называются особенности профессиональной деятельности и ряд индивидуально-психологических особенностей личности [2; 4].
Личностные особенности и первоначальная профессиональная мотивация – особенности индивидуальных черт, с рождения присущих человеку, воспринимаемых им как желаемые для последующей деятельности (эмпатия, сострадание, внимательность, вдумчивость, склонность к анализу и т.д.) или неосознанные и подавляемые характеристики личности (любопытство к частной жизни, манипулятивность, эгоцентричность и т.д.).
Деформирование личностных черт и характеристик – учеба и дальнейшая профессиональная деятельность, безусловно, преображают личность человека, он приобретает массу специальных поведенческих, когнитивных, коммуникативных и других навыков, развивается интроспекция, самопонимание [3].
Несомненно, изначальные склонности и мотивация оказывают значительное влияние на выбор деятельности, представляя собой «благоприятный» фон, почву, на которых затем происходит профессиональное становление. Значимые, профессионально востребованные личностные черты оттачиваются, развиваются, и эти, явно позитивные, изменения описываются выражением «личностный профессиональный рост», но одновременно с этим вытесненным, подавляемым чертам находится рациональное оправдание, они выходят на осознаваемый уровень и заостряются, начинает возникать то негативное, что «ломает» личность. Постепенно и неуклонно разрушаются обыденные установки и стереотипы; так, начинаясь еще в период обучения, формируется профессиональная картина мира. Эти новые особенности могут все более глубоко включаться в структуру личности, иерархизируя ее, по принципу изменений, происходящих в личности при акцентуациях. Парадокс в том, что чем выше уровень профессионального мастерства психолога, чем более профессиональное мировоззрение подчиняет себе личность, тем более вероятно развитие профессионального выгорания.
Выделим отдельные, специфичные для психологической деятельности, последствия, обнаруживающие себя в обыденной жизни и затрагивающие не только субъективную сферу специалиста, но и отношение к окружающим и жизни в целом.
Отказ от спонтанности, непрерывная интроспекция – идеализация поведения, состояний, ощущений, почерпнутых из многогранной и разноплановой психологической литературы, призывающей специалиста постоянно наблюдать за собственным поведением, речью, мыслями, эмоциями с целью самодиагностики и своевременной самокоррекции при отклонении от «нормы», что лишает деятельность спонтанности, независимости, творчества.
Размывание профессиональных границ – даже вне рабочих областей жизни профессиональные знания, обязанности и навыки побуждают к развитию «ответственности за психологическое состояние» окружающих людей, что может выражаться в раздаче советов, уничижающих «высокопрофессиональных» оценках, неявных запросах/предложениях на проведение психокоррекции у окружающих и т.д. Данное отклонение, горячо поддерживаемое окружающими, сужает личностное самоопределение и границы, низводя человека до уровня ремесленника, подчиненного лишь профессиональному долгу: «Я должен ….– я же психолог», «Независимо от происходящего… я обязан не травмировать окружающих».
Психологическая гиперинтерпретация – истолкование большинства жизненных затруднений психологическими причинами, придание психологическим факторам важнейшего значения в объяснении самых разнообразных событий.
Рационализация собственных проблем – освоение психолого-психотерапевтической терминологии и широкий круг знаний о личности человека дает обширное поле для конструирования разумных, рациональных оснований и оправданий своих действий. В отличие от предыдущего пункта, где имеет место гиперболизация психологического фактора, здесь речь идет о сочинении «разумных оснований» для своих поступков и удобных объяснений поведения других людей.
Профессиональный перфекционизм – работа над собственной личностью у психологов широко разрекламирована, является «краеугольным камнем» самообразования, поддерживается на официальном уровне, и это не только непременное прохождение личной терапии, обязательное супервизорское сопровождение специалиста, но и персональные установки типа: «У хорошего психолога не бывает личностных проблем», «Какой же я профессионал, если не в силах самостоятельно справляться со своими негативными эмоциями (стрессами, проблемами и т.п.), я не вправе консультировать других людей».
Типологизация профессиональных ситуаций – ежедневно сталкиваясь с множеством разнообразных ситуации, работая в эмоционально напряженном режиме, психолог вынужден быстро овладевать разноплановым потоком информации, что вынуждает его ограничивать восприятие, классифицировать, типологизировать и т.п. Необычное не кажется ему удивительным, он, в той или иной мере, с этим или подобным этому уже встречался. Так, развитая профессиональная толерантность к неопределенности накладывает отпечаток не только на деятельность, но и на личную жизнь специалиста.
Профессиональный цинизм – практический психолог, для эффективной работы, вынужден вырабатывать способность одновременно с эмпатийным слушанием оставаться «непогруженным» в трудную жизненную ситуацию клиента. Это позволяет ему видеть различные пути выхода, контексты, предоставлять клиенту возможности трансформации и изменения в эмоциональном, концептуальном планах и т.д. Имея важный психотерапевтический смысл, этот «взгляд со стороны» трактуется специалистами по-разному: одни считают, что эта способность развивает циничное отношение, неприемлемое для цивилизованного человека; другие оценивают ее как защитную реакцию от повседневного высоко эмоционального взаимодействия; третьи считают это выработанной стратегией, позволяющей «проще относиться к жизни».
Формирование психологических субкультуральных аспектов – речь идет о ситуации, когда специалисту не хватает позитивной обратной связи, успешных результатов, ясных ориентиров в коррекционном процессе. Распространенной стратегией компенсации реальной неопределенности и беспомощности в психологической сфере является формирование специфического жаргона для дегуманизации клиентов, навешивание на них ярлыков, введение в деятельность свода неписаных правил поведения и общения.
Стоит отметить, что работа с детьми с ОВЗ представляет специфические вызовы для психологов:
– эмоциональная нагрузка: дети с ОВЗ и их семьи часто сталкиваются с большими сложностями и стрессами. Психолог должен быть готов к тому, что ему придется сталкиваться с трагедиями, болезнями, потерями и другими тяжелыми ситуациями;
– сложные отношения: взаимодействие с детьми с ОВЗ и их семьями может быть сложным и требовать большого терпения и понимания. Необходимо уметь строить доверительные отношения и создавать безопасную атмосферу для открытого общения;
– непредсказуемость: работа с детьми с ОВЗ часто бывает непредсказуемой. Ребенок может неожиданно отказаться от участия в терапии, показать агрессию или проявить другие нежелательные реакции. Психологу нужно быть гибким и готовым адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам;
– чувство беспомощности: психолог может испытывать чувство беспомощности перед лицом тяжелых проблем, с которыми сталкиваются дети с ОВЗ и их семьи. Важно понимать, что психолог не может решить все проблемы, но он может оказать поддержку и помочь в решении некоторых из них.
В связи с вышеизложенным необходимо отметить важность самозаботы и восполнения ресурса психологов, работающих с детьми с ОВЗ.
Для того чтобы избежать потери целостности и выгорания следует пойти по пути осознанного отношения к работе.
Что включает в себя следующее:
– Признание эмоциональной нагрузки, важно понимать, что работа с детьми с ОВЗ сопряжена с сильной эмоциональной нагрузкой. Не стоит преуменьшать ее значение.
– Установление границ. Определение четких границ между профессиональной деятельностью и личной жизнью важно для сохранения психического здоровья. Не стоит брать работу домой и переживать о ней постоянно.
– Саморефлексия. Регулярная рефлексия поможет отслеживать собственное состояние и определять факторы, которые могут вызывать эмоциональное перенапряжение.
Предлагаем обратить внимание на такие инструменты саморегуляции как:
– Регулярные практики релаксации. Медитация, йога, дыхательные упражнения помогут снять напряжение и восстановить внутренний баланс.
– Физическая активность. Спорт, прогулки на свежем воздухе, танцы позволяют выпустить избыток энергии и улучшить настроение. Соблюдение режима сна, правильное питание, отказ от вредных привычек необходимо для поддержания физического и психического здоровья.
– Творчество. Занятие любимым делом (рисование, музыка, фотография и т.д.) поможет отвлечься от рабочих мыслей и восстановить ресурс.