Шевчук Елена Алексеевна
Практик МПАП
Последние десятилетия сохраняется актуальность как теоретического, так и практического изучения брака и семьи со стороны специалистов различных областей научного знания. Семья как институт человеческого взаимодействия и одновременно как малая социальная группа помогает реализовывать базовые потребности личности. Одна из ее особенностей заключается в том, что несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, иногда насчитывающего многие десятки лет. В такой системе интенсивного взаимодействия могут возникать как мелкие конфликты, так и кризисы. Нарушение структурных (неправильное распределение социальных ролей в рамках семьи) и когнитивно-эмоциональных связей между супругами может приводить к нарушениям в функционировании семейной системы и проблемам в удовлетворении их потребностей [6].
Социальные изменения и постоянные кризисы однозначно были неблагоприятными для института семьи, что привело к росту числа разводов, неполных семей, общей неудовлетворенности личной жизнью как мужчин, так и женщин. Всего в России 27,7 млн детей младше 18 лет. 24,5 млн, или 88%, состоят в «семейных ячейках», то есть воспитываются родителями – обоими сразу или одним из них. Среди таких семей 61,5%, или 9,55 млн. – с двумя родителями. Еще 31,3%, или 4,85 млн. семей – одинокие матери с детьми. Оставшиеся 7,3%, или 1,13 млн. – одинокие отцы с детьми. Если считать не семьи, а детей, окажется, что 65,8% живут с двумя родителями, 28,1% – только с матерью, 6,1% – с отцом. Больше всего неполных семей – в Москве – 54,2%.
Известная фраза Л.Н. Толстого утверждает, что все счастливые семьи счастливы одинаково… Но, даже среди счастливых семей, есть категория, требующая особого внимания и принятия – это многодетные семьи, число которых в Москве выросло более чем в три раза за последние 10 лет. Сейчас таких семей в столице 215 тысяч (данные Официального портал Мэра и Правительства Москвы https://dszn.ru/press-center/news/). Именно эта категория сталкивается с большим количеством трудностей и имеет специфические особенности.
Зафиксированные коллегами факторы повышенной тревожности и агрессии, встречающихся чаще в многодетных семьях, однозначно свидетельствуют, что многодетные матери нуждаются в психологической поддержке, социально-психологических тренингах, семейном консультировании [1]. Существуют различные модели помощи современной семье, которые может использовать психолог в процессе консультирования: социальная педагогическая, диагностическая, медицинская, психологическая [5].
Семейное благополучие – залог долгих и счастливых межличностных отношений. Пример для подражания в том, как взаимодействовать с людьми, как коммуницировать, как строить с ними общую жизнь, дети получают от родителей. И здесь основным учителем становиться мать. На нее ориентируются и сыновья, и дочери. Известно, что в первые год-три жизни человек, независимо от состава семьи, получает опыт общения с миром через маму, через то, как она реагирует на события, людей. Он осваивает в первую очередь ее паттерны поведения. Уверенная и спокойная мама, эмоционально доступная и открытая, подает ребенку невербальные сигналы о безопасности мира, доверяя ей, ребенок растет открытым, любознательным, эмпатичным.
Проблема детско-родительских взаимоотношений изучалась многими исследователями (Лютова С.Н., Некрасов А.А., Орбах С., Цветкова Н.А., Эйдемиллер Э.Г. и Юстицкис В.В., Эльячефф К и Эйниш Н. и др.). Однако до сих пор она не стала менее актуальной и притягательной для исследователей, особенно психологов-консультантов. При этом, мало изучен характер межличностных отношений дочери с матерью, который заметно влияет и на эмоционально-психологическое состояние обеих женщин, и на их удовлетворенность жизнью, и на качество воспитания новых поколений россиян, и на динамику разводов в современной России [3].
Главное внимание при осуществлении поддержки семей необходимо обратить на консультирование семьи с целью придания ей устойчивости. Психологическое воздействие направлено на сознательное становление и укрепление внутреннего единства семьи как системы, определяющей готовность и способность ее членов к реализации этих процессов [6].
В целях оказания помощи многодетным семьям, семьям, находящимся в сложной жизненной ситуации, связанной с разводом родителей или сложными взаимоотношениями разных поколений, был разработан проект «Дочки-матери». Проект получил поддержку в рамках грантового конкурса «Москва-добрый город» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы в 2023 году и был реализован Автономной некоммерческой организацией по поддержке и реализации молодежных инициатив «Молодежный центр» в районе Хамовники. В проекте приняли участие более 30 женщин, а если считать с детьми, то количество участников и благополучателей проекта составляет более 50 человек.
Проект назван по самой известной детской ролевой игре про семейную жизнь. Чаще всего в эту игру играют девочки. Ухаживая за «дочкой», воспитывая ее, обучая, девочка примеряет на себя женскую роль, роль мамы. Проект ориентирован на семьи, в которых растут дочери от 5 до 16 лет. Главное в проекте – помочь большим и маленьким дочкам обрести опору в своей женской роли, понять себя, сделать выбор себя, работать над собой, получить все это через поддержку ближнего круга общения в рамках проекта: других участниц, психологов, проектной команды.
Для этого в проекте была реализована программа групповой терапии, направленная на коррекцию межличностных отношений и имеющая целью устранение эмоциональных расстройств в семье [2]. Здесь каждая участница, решая свои задачи, подсвечивала другим, на какие сферы обратить внимание. Специалисты выстроили групповую работу каскадным способом: от частных вопросов, шаг за шагом, психолог вел группу к обретению целостности и устойчивости каждой участницы. Каждую встречу постепенно проводилась работа с образом матери и дочери – как реально существующих людей. А также с внутренним представлением каждой участницы о своей маме, о себе – как о маме; о своих дочерях и сыновьях и о себе – как о дочери.
Для переосмысления и закрепления новых навыков проводились психологические тренинги с использованием метафорических ассоциативных карт, арт-техник и других ресурсных практик. С участницами тренинга психологи говорили о вопросах воспитания дочерей, обсуждали типы воспитания, модели и особенности взаимодействия мамы и дочери. Кроме того, рассматривали важность влияния материнской фигуры на дочь, обсуждали межпоколенческие связи и ценности в женской системе.
Одним из мощных тренингов в проекте стала телесная практика, созданная специально для проживания самых значимых периодов в жизни каждого человека – внутриутробного периода, периода рождения и первого года жизни – «добаюкивание». Эта практика помогает психологически повзрослеть, принять себя, долюбить себя, отделиться от родителей и перестать предъявлять им претензии. Выполняя данную практику, взрослые участницы могут повысить свою ценность, перепроживая свои чувства к родителям и способны изменить их образ на более позитивный.
Для закрепление трансформационных изменений в проекте использовались мастер-классы, на которых дети рисовали наравне с мамами, каждый создавал свой авторский рисунок и погружаясь в атмосферу творчества, они имели возможность проявить свое внимание и доверие.
И, конечно, мы не могли оставить без внимания такую форму самопознания, как психологические трансформационные игры. Трансформационные игры – это современный, технологичный и универсальный инструмент психологического консультирования, позволяющий создать динамическую проекцию внутреннего мира участника. Игры, предложенные участницам, были на темы семейных и родовых связей, о семейных ролях, самореализации, проектировании своей жизни. Эту технологию оценили все – такое «простое» консультирование дает мощные осознания и позволяет выстраивать новые жизненные стратегии. Среди участниц проекта есть женщины, которые нашли в себе силы и изменились так, что радикально поменяли все семейные обстоятельства на «плюс».
Сохранение семьи, настоящих семейных отношений – функция женщины. Но чтобы реализовать ее полноценно нужно быть психологически здоровым и полноценным человеком. Очень важно, чтобы каждое следующее поколение матерей могло снижать психологическую нагрузку на детей и отдавать в наследство только лучшее, убрав страхи и комплексы, обиды и непонимания. При этом мы понимаем, что современная реальность создает слишком много травматических ситуаций, с которыми справиться самостоятельно женщинам трудно. Поэтому проект «Дочки-матери» обеспечивает поддержку женщин, помогает им обрести понимание своей роли и своего влияния на общее благополучие семьи, способствует развитию внутрисемейных отношений с детьми. Мы помогаем создать полноценные и гармоничные отношения между мамой и дочерью в отдельной семье, а уже дальше каждая из участниц проекта создаст свой мир, свое гармоничное окружение, в котором мира, доброты и любви станет многократно больше.
Список используемой литературы:
1. Афанасьева Т.А. социально-психологическое консультирование матерей из многодетных семей / Т.А. Афанасьева // Синергия Наук. 2019. № 36. С. 328-335.
2. Магомедова А.М. Семейное консультирование / А.М. Магомедова, Х.А. Шарбузова, Т.А. Шуруха // Мировая наука. 2019. № 5(26). С. 431-435.
3. Николаева В.М. Особенности отношений в семьях женщин, обращающихся в консультацию с жалобами на собственных матерей / В. М. Николаева // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 12-8. С. 91-94. EDN XHDXDP.
4. Сараева А.В. Исследование представлений о супружестве в отечественной и зарубежной психологии / А.В. Сараева, А.Т. Эльдаров // Обществознание и социальная психология. 2023. № 1-4(45). С. 11-14.
5. Сахнова Н.В. Психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия семейных отношений / Н. В. Сахнова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 36. С. 56-58.
6. Уманский С.В. Синергетические подходы в психологическом консультировании семьи / С. В. Уманский // Теория и практика общественного развития. 2015. № 9. С. 229-231.