Урок 1. Как устроена любая организация

Тема настоящего урока может показаться в начале сложной, но это ошибочное представление, которое пройдёт, если вы благополучно выполните все задания, предложенные в этом уроке.

Любой руководитель или тот, кто изъявляет желание им стать, должен ответить для себя на три главных вопроса.

1. Чем руководить?

2. Для чего руководить?

3. Как руководить?

Ответы на первые два из них является целью настоящего урока. Вся деятельность руководителя протекает внутри конкретной организации. Организация может быть большой или маленькой, может заниматься различной деятельностью, производством, торговлей или научными исследованиями, может находится в собственности государства, или частного лица. Невзирая на столь богатое разнообразие своих характеристик, все организации имеют некие общие признаки, по которым их можно изучать и классифицировать.

Главный из этих признаков заключается в том, что любая организация имеет предназначение. Предназначение это то, ради чего организация существует. Основная цель существования предприятия, формирует логику принимаемых в ней решений. Поэтому руководитель любого этажа управленческой иерархии должен правильно понимать предназначение предприятия, в котором работают, иначе он не будет представлять себе, в каком направлении следует действовать, чтобы добиться успеха.

Давайте рассмотрим конкретный пример, компания, импортёр покупает модную одежду и продаёт её на маркетплейсах, конечным покупателям. В чём её предназначение? Наверное, его можно сформулировать следующим образом «осуществлять поиск за рубежом недорогих и доступных по цене, модных предметов одежды, чтобы радовать покупателей и доставлять им в этом удовольствие».

В то же время, в случае когда подобная компания продаёт свою продукцию, только в розничные магазины и розничные сети, то её предназначение заключается «в создании интересного ассортиментного предложения модной одежды для оптовых покупателей». Предприятия розничной торговли стремятся к работе с поставщиками, которые могут предложить широкий круг нужных товаров, такой подход создаёт ряд неоценимых выгод и достаточно сильно экономит издержки.

Как видите, предназначение организации целиком определяется потребностями её клиентов. Поэтому не зная собственных клиентов невозможно правильно, сформулировать предназначение.

Как вы думаете, в чём предназначение районной медицинской поликлиники? (напишите об этом ниже)

_____________________________

_____________________________

Если вы считаете, что поликлиника призвана выявлять и определять болезни граждан на подмандатной территории, находить способы их лечения и вести активную их профилактику, вы попали точно в цель.

Теперь выберете несколько организаций, которые вам знакомы, напишите, чем они занимаются, и определите их предназначение. Обязательно укажите среди них ту организацию, в которой работаете и где вы хотели бы стать руководителем.

_____________________________

_____________________________

Стремясь к осуществлению цели собственного существования, организации создают внутри себя структуры и системы, которые, должны помочь им осуществить задуманное.

Необходимость подобного поведения обусловлена тем обстоятельством, что сложные цели достигаются большим количеством различных функциональных действий.

Давайте вернёмся к нашему примеру, где речь шла о компании, покупающей модную одежду за рубежом и продающую её затем на маркетплейсах. Какие функциональные действия необходимо осуществлять, чтобы достичь подобную цель?

1. Изучать рынок потребления модной одежды (выяснять, что пользуется спросом, что нет).

2. Осуществлять поиск фабрик и производств, где можно произвести закупку нужных товаров.

3. Осуществлять доставку купленных товаров

4. Осуществлять учёт, хранение и распределение купленных товаров

5. Проводить рекламные кампании и распродажи.

6. Организовывать доставку товаров до места покупки.


Графически это будет выглядеть следующим образом:



На рисунке показаны только основные виды деятельности в их логической последовательности. Именно они отвечают за создание ценностного предложения организации. Поэтому в менеджменте подобные схемы называют цепочкой ценности.

Попробуйте нарисовать цепочку ценности организации, в которой вы работаете или которая вам хорошо знакома. Используйте отправной точкой для этой работы её предназначение, которое вам уже известно.

_____________________________

_____________________________

Регулярным осуществлением перечисленных действий, данная организация достигает исполнения собственного предназначения. Учитывая, что каждый из указанных видов работы требует различных навыков и умений и в случае больших масштабов не может быть выполнен одним человеком, то все эти виды работ концентрируются в форму конкретных отделов и служб, совокупность которых составляет архитектурный каркас организации.

Способ схематичного отображения подобного каркаса называется, органиграмма. Она отображает перечень функциональных подразделений конкретного предприятия, их численный состав и систему их подчинённости. Как будет выглядеть органиграмма для выбранного в нашем случае примера?



Думаю здесь всё предельно ясно. Цифра в каждом квадратике означает количество человек, работающих в данном отделе. Здесь мы с вами коснёмся очень важного понятия в сфере управления людьми, который называется объём управления.

Так устроено природой, что средний порог возможного количества подчинённых в прямом управлении одного руководителя, должен быть не более 7–10 человек. Это «медицинский факт», который описан в большом количестве учебников. Практика строится в полном соответствии с данным правилом. В армии самая маленькая структурная единица состоит из 10 солдат и называется отделением. Им руководит сержант. Небольшое гражданское судно из восьми матросов имеет капитана. Девять научных сотрудников НИИ работают в отделе под началом руководителя проекта. Так организована деятельность практически в любой организации. Если вы внимательно приглядитесь к предложенной схеме, вы увидите, что руководствуясь данным правилом, отдел доставки и склад можно объединить под управлением одного начальника.

Следует помнить, что сверхнормативный объём управления, существенно снижает эффективность руководителя. Чтобы закрепить содержание данного урока, сделайте органиграмму организации, в которой вы работаете.

_____________________________

_____________________________


В заключении данного урока, мы проведём объединение изученных концепций. Мы осуществим слияние ранее созданной цепочки ценностей и органиграммы нашего предприятия. Вот что может получиться из этого:



Теперь вы понимаете, что такое организация, для чего она существует, как создаются отделы и службы в ней и какие задачи эти подразделения решают. Вам осталось только провести подобный синтез для той организации, в которой вы работаете. Если вы пока не являетесь руководителем, дополнительно определите то подразделение, которым вы хотели бы руководить в своей компании и попробуйте объяснить ваш выбор.

Обычно люди судят о своих организациях, в которых работают, используя взгляд изнутри. Если вы добросовестно выполнили все предложенные задания, то у вас получилось посмотреть на своё предприятие со стороны или сверху. Теперь вы можете порассуждать, насколько та компания, в которой вы работаете, соответствует своему предназначению, а также насколько отделы входящие в её структуру справляются с главными для них задачами. Какие изменения вы могли бы предложить здесь осуществить, если бы были генеральным директором. Напишите свой ответ подробно.


По теме каждого урока, вам предлагаются рассказы студентов обучавшихся на данном курсе. Каждый рассказ посвящен вопросам пройденного занятия и демонстрирует как можно извлекать пользу из полученных в нем знаний.

Оксана Т.

Старший оператор кол-центра торговой компании.

«Наш отдел постоянно работает с клиентами. Все идущие от них вопросы можно поделить на две части. Первые нуждаются в информации о наших товарах, вторые жалуются на брак или плохое обслуживание. Пару лет, что я работала на этой должности, привыкла просто отвечать на звонки, кому-то что-то объяснять, кого-то успокаивать, помогая решить конфликт. После года работы мне поручили ещё обучать новых сотрудников, принимаемых на работу в кол-центр. После того как я составила схему нашей компании и определила предназначение её отделов, мне стало понятно, через некоторое время, что большинство информационных вопросов клиентов относится к компетенции отдела маркетинга и их можно избежать, добавив информацию на сайт. А большинство жалоб на плохое обслуживание – это либо несвоевременная доставка, либо отсутствие нужного товара на складе, который не купил отдел закупок.

Я долго сомневалась, делиться ли с руководством своими новыми открытиями. Потом решилась и написала служебную записку генеральному директору. Ему очень понравились мои размышления. Через полгода он назначил меня руководителем кол-центра.


Фёдор М.

Сотрудник отдела кадров производственной компании.

«Мне очень понравился термин «предназначение службы». Я составил схему нашей компании и стал этим термином пользоваться перед своим начальником. Я говорил ему о предназначении нашего отдела и других, для которых мы постоянно нанимали сотрудников. Через некоторое время он этот термин в себя «всосал» и как-то применил на одном из совещаний руководителей отделов. Судя по всему, генеральному это тоже «зашло». Вернувшись с совещания, мой сказал, что нашему отделу поручено создать карту предназначения всех подразделений компании, и поручил это мне. Результат всех устроил. Мне дали хорошую премию и немного повысили оклад. А моему начальнику, я слышал «посулили» должность первого заместителя.

Загрузка...