Получите, распишитесь! Почему важно начать с налоговых вычетов

В этом мире неизбежны только смерть и налоги.

Бенджамин Франклин

В прошлых главах мы много говорили о том, что с финансовым развитием все не очень-то просто. Много всяких вводных надо учесть, чтобы построить свою траекторию. И даже чтобы создать свой план развития, надо приложить усилия. Поэтому в этой главе мы ничего усложнять не будем, а сразу прыгнем с места в карьер: сделаем первый практический шаг, который принесет денег в ваш бюджет. И, как вы догадались из названия главы, говорить будем о налоговых вычетах.

Кстати, очень много лет я искренне рекомендовала начинать свою практику финансовой грамотности далеко не с них, а с учета расходов. Возможно, потому что сама начинала с этого, возможно, потому что так говорит большинство экспертов и это кажется довольно разумным: важно же разобраться с тем, куда вы тратите деньги и почему они утекают сквозь пальцы! Это правда важная и очень нужная практика. Но для первого шага она может быть сложной. Неожиданно? Но это так. Не потому, что трудно записывать расходы, – это даже дети могут. А потому, что с этими записями надо потом что-то делать. И это «что-то» связано с самым сложным во всей истории финансового благополучия: с необходимостью менять свое потребительское поведение.

Ой-ой! Мало кто хочет что-то менять во взрослом возрасте, поэтому оставим учет расходов на потом – еще дойдем до него. А пока сфокусируемся на дополнительном доходе в виде налоговых вычетов.


Налоговый вычет – это возврат денег, уплаченных в качестве налогов на доходы физических лиц.

Да, налоги – это, на мой взгляд, самая скучная часть финансовых задач, которые связаны с официальными доходами, государством, бюрократией и необходимостью подавать налоговую декларацию.

Справка из истории для расширения кругозора. Кто такой независимый финансовый советник или финансовый консультант, знают многие. Это специалист, который стоит на стороне клиента, помогает составить личный финансовый план и подобрать подходящие финансовые продукты. Родиной финансовых советников считается Великобритания, где первые советники появились еще в конце XIX века. И, конечно, они появились не на пустом месте. Налоговая система в Англии не самая простая, и юристы, которые разбирались в законах, стали оказывать услуги по налоговому консультированию. Это и положило начало появлению новой категории специалистов, которые, кроме налогов, стали помогать с бюджетом, финансовым планированием и другими задачами. Так что налоги как первый шаг – вполне себе подтвержденная история.

В своей жизни я задачу по получению налоговых вычетов очень долго оставляла за скобками. Суммы, которые я могла возвращать, казались мне незначительными в общей структуре доходов, а тратить время, чтобы собрать все документы и отнести в налоговую, не входило в мои планы на протяжении многих лет. И поэтому я лишила себя возможности не только пополнить личный бюджет, но и прокачать очень важные навыки работы с документами и налоговой службой. Это было упущением. Приходится наверстывать сейчас, во многом через лень и прокрастинацию – лукавить не буду. Правда, в условиях современных технологий и приоритетов социально-экономического развития нашего государства есть большой плюс! Все процессы с налоговыми вычетами стали гораздо проще и будут упрощаться дальше. А суммы налогов, которые можно вернуть, будут расти.

Если вы уже получаете все возможные налоговые вычеты, супер! У вас можно поучиться. Можете прочитать эту главу, чтобы подкрепить свою мотивацию не просто продолжать, но и делиться своим опытом с коллегами и друзьями. Если налоговые вычеты вы еще не получали, то начинайте свой путь к финансовому благополучию именно с них, даже если чувствуете внутреннее сопротивление.

И вот несколько доводов, почему это важно и чему это вас научит.

1. Самое очевидное – это пополнение вашего бюджета и законный возврат как минимум части уплаченного налога на доходы. Видеть «плюс» в личном кабинете налоговой, когда должны не вы, а вам, – это приятный результат для нашего мозга, поощряет мотивацию. Эти деньги можно потратить на уплату других налогов (например, на имущество: каждый год это надо сделать до 1 декабря), инвестиции или любые другие цели.


В первый раз я оформила налоговый вычет, когда мы купили дом. Это был имущественный вычет. Покупка таунхауса, ремонт и проценты по ипотеке – все это принесло нам около 300 000 рублей налогового кешбэка (так еще называют налоговые вычеты). Эти деньги мы потратили на программу реабилитации младшего ребенка в неврологическом центре. И это была отличная мотивация, чтобы продолжать оформлять вычеты.

2. Погружаясь в процессы, связанные с получением налоговых вычетов, вы начинаете изучать и переосмысливать разные жизненные ситуации, в которых вычеты положены. У вас есть дети, вы купили недвижимость, лечились в платной клинике, записались на курсы дополнительного образования, начали инвестировать, покупаете страхование жизни или копите на пенсию – все это повод оформить вычет.

А еще это повод подумать, почему вы не делаете чего-то из перечисленного: например, не инвестируете, не страхуетесь или не копите на пенсию. Если за это государство готово вернуть вам как минимум часть уплаченных налогов на доходы, кажется, что это может быть полезной штукой для вашего благополучия, не так ли? Таким образом вы можете расширить свои представления об инструментах благосостояния и, возможно, начать использовать их в своей жизни.

3. Оформление налоговых вычетов – в целом несложный процесс, но есть много тонкостей и нюансов. Не всегда есть время и желание разбираться самому, и тогда можете принять решение привлечь консультанта или воспользоваться дополнительными помогающими сервисами, чтобы оформить налоговую декларацию.

Это тоже многому научит! Например, принимать решения: делать самому или делегировать задачу? Дальше необходимо найти и выбрать специалиста, понять, что он не мошенник, что у него есть нужная квалификация, найти с ним общий язык, наладить отношения, доверить ему информацию о себе. Еще вы заплатите за услуги, это расходы для вашего бюджета, но вы задумаетесь о том, насколько они оправданы, сколько времени вы сэкономите, сколько сами сможете заработать за единицу этого времени. Все это – те самые гибкие навыки, которые крайне нужны на пути к благополучию.

4. Возможно, что после отправки налоговой декларации для получения вычетов у налоговой появятся по ней вопросы. С вами свяжутся для уточнения деталей, и вам надо будет пообщаться со специалистом налоговой службы. Для кого-то это совсем не страшно. А что такого? Но для некоторых из нас, включая меня, общение с представителями госорганов – настоящий стресс, поэтому такие ситуации тоже очень развивают. Мы учимся преодолевать страх, начинаем понимать, что там работают обычные люди, общение с ними совсем не опасно.

5. Оформление налоговых вычетов предполагает сбор документов. Например, если это социальный вычет за платные медицинские услуги, понадобятся договор, чеки и другие «бумажки». Сбор документов кажется рутиной и отпугивает очень многих, но на деле работа с документами – это чуть ли не самый важный навык в организации финансовой жизни. Именно налоговые вычеты заставили меня разобраться со всеми типами документов, разложить все по папкам, составить реестр и иметь все нужное под рукой.

На втором году практики с налоговыми вычетами вы будете более трепетно относиться ко всем документам еще на входе в организацию, которая оказывает вам услуги. Сразу спросите, можно ли получить налоговый вычет, когда придете к частному врачу, купите онлайн-курс или оплатите путевку в лагерь для ребенка. А еще вы организуете систему хранения документов. Может, не сразу, но точно придете к мысли, что все должно быть разложено по полочкам.

6. Идем дальше. Налоговые вычеты лимитированы. Есть ограничения на суммы ежегодных расходов, за которые делают вычеты. И это заставит вас в целом увидеть и посчитать, сколько ежегодных расходов определенной категории случается в вашем бюджете. Например, когда я оформляла вычет за платное лечение, то столкнулась с лимитом в 120 000 рублей (2022 год), хотя наши фактические семейные расходы за тот год были сильно выше. Я вела учет расходов и знала это, но если предположить, что годового учета в семье нет, то подача декларации на вычеты и сбор документов станут шагом к тому, чтобы их посчитать и осознать, сколько вы вообще тратите денег.

7. Ставка налога на доход физических лиц – 13 %. Но не у каждого члена семьи есть подходящие доходы. У меня, например, нет (я индивидуальный предприниматель с упрощенной системой налогообложения), но такой доход есть у мужа. Поэтому все документы на вычеты я оформляю онлайн через его личный кабинет. Конечно, это конфиденциальная информация, и чтобы получить доступ к онлайн-сервисам налоговой службы, я должна привлечь мужа, который работает в найме и имеет налогооблагаемый доход под 13 %. С точки зрения финансового развития семьи, это отличный повод для диалога! Можно обсудить, что вы хотите делать, зачем, сколько денег можно вернуть в семейный бюджет. А еще – повод предупредить мужа, что налоговая, возможно, свяжется с ним для уточнений.

Про семейные диалоги о деньгах мы еще поговорим отдельно. Пока просто обратите внимание, что налоговые вычеты – это в целом позитивная ситуация, которая увеличивает количество денег на вашем счете, а значит, и диалог с супругом может быть позитивным. Для большинства семей это актуальная задача: научиться спокойно и в положительном ключе обсуждать финансовые вопросы, а не ругаться и ссориться. Для справки: по статистике денежные вопросы входят в топ причин развода.

8. И еще один тезис в пользу диалога и финансового воспитания детей. Поскольку получение вычетов для многих семей связано с расходами на детей (лечение, образование), это отличный повод рассказать детям о том, что такое налоги и государственный кешбэк. Ребенок в возрасте 10–11 лет и старше вполне готов к такому погружению в тему подоходного налога и расходов семейного бюджета, за которые можно оформить возврат. Можно подумать о том, чтобы возврат по детским расходам направить в детские накопления или пополнение копилки на финансовые цели. Почему бы и нет?

Как видите, я привела достаточно доводов в пользу положительного влияния налоговых вычетов на вашу финансовую жизнь. Поэтому не проходите мимо этой практики!

Актуальную информацию всегда можно найти на официальном сайте налоговой службы. Поищите через любой поисковик прямо сейчас, если задача по получению вычетов для вас актуальна. Эта практика должна стать частью вашей рутины на пути к финансовому благополучию.


Что можно сделать после этой главы, чтобы организовать процесс получения налоговых вычетов?

1. Зайдите на сайт налоговой и изучите ситуации, при которых положены налоговые вычеты. Сделайте заметки, какие из этих ситуаций относятся к вашей жизни.

2. Уточните в бухгалтерии на работе, можете ли вы получить налоговые вычеты через работодателя и как это сделать. Если вам ответят «да», то, скорее всего, дадут и какую-то инструкцию.

3. Начните собирать документы за прошлый год: лечение, образование, фитнес… Выпишите всевозможные ситуации, которые к вам относятся. Также уточняйте, можно ли получить вычет, когда оказываетесь в новых ситуациях. Если это вычет по ипотеке, уточните в своем банке, есть ли процесс упрощенного получения вычета.

4. Найдите в своем окружении человека, который умеет делать вычеты и делает их регулярно, попросите его поддержки на первых порах.

5. Разберитесь с тем, как получить доступ в личный кабинет на сайте налоговой службы, если у вас его нет. Дальше можно подать налоговую декларацию для вычетов и найти ответы на другие вопросы.

Пробуйте!

А мы идем дальше. И вернемся к теме результата, который вы хотите увидеть в своей финансовой картине мира.

Загрузка...