Эволюция общения у Homo Sapiens – это действительно удивительный процесс, который имел решающее значение для развития человеческого общества.
Есть четкая корреляция между общительностью человека и его долголетием.
На досуге можете поразмышлять о том, почему литераторы, историки, ученые и композиторы научно доказано дольше живут.
А мы пока быстренько пробежимся по истории эволюции общения человека.
Ведь именно общение создало наш вид и отделило его от остального животного мира.
А работа в офисе, работа в компаниях или даже распределенных командах – это новый челендж на витке эволюции именно общения. И от того, как мы сумеем научиться работать сообща в коллективах зависит будущее человечества.
Давайте рассмотрим, какие этапы прошло человеческое общение до появления книги, которую вы держите в руках.
Этап 1:
Неязыковая коммуникация
Предки Homo Sapiens использовали жесты, мимику, а также звуки и звуковые сигналы для общения. Это были первые формы коммуникации, позволявшие передавать базовые сообщения и эмоции.
В качестве тренинга попробуйте провести презентацию достижений на языке белиберды. Эта игра будет детально описана ниже.
Этап 2:
Развитие речи
У Homo Sapiens развился сложный аппарат для продвинутой речи. Это позволило им обмениваться идеями, передавать знания и формировать более сложные сообщения. Развитие языка дало возможность для более точного обмена информацией и координации совместных действий.
В это время команды и коллективы могли представлять из себя только племена, в которых существовал единый язык и стиль общения. Членом команды мог стать только человек проживавший и выросший на этой территории.
Тот до кого можно было «докричаться». Язык передавался из уст в уста, воспитывался у детей и трансформировался от поколения к поколению. Однако чужак не обладал языком, а значит у HR тех времен был очень узкий выбор кандидатов для пополнения племени – это были только члены их стаи.
Этап 3:
Письменная коммуникация
Изобретение письменности дало возможность сохранять информацию на материальных носителях. Это способствовало развитию культуры, передаче знаний через поколение, а также расширению границ общения за счет письменного обмена сообщениями на расстоянии.
Стаи могли увеличиваться за счет письменного сообщения. Так же постоянный размер коллектива мог становиться больше.
В этот момент команды получают возможность дистанционного распределения. То есть члены одного коллектива могут находиться на отдалении друг от друга и сообщаться письменно.
Этап 4:
Дистанционная коммуникация
С появлением радио, телевидения, цифровых технологий и интернета Homo Sapiens обрел возможность мгновенного общения на мировом уровне.
Носитель информации перестал быть устным от человека к человеку, перестал быть физическим – бумажное письмо, книга, а стал неосязаемым и скоростным.
Социальные сети, мессенджеры, видеозвонки – все это стало нормой в повседневной жизни, расширяя возможности коммуникации.
Это привело к 100% охвату человечества единой культурой. А так же к возможности «вербовки» сотрудников из других коллективов. Это порождает информационные конфликты, которые проявляются обвинениями в пропаганде, госизмене и тому подобном.
Для бизнеса это создает новый виток развития подхода к формированию коллектива. Сотрудников больше не обучают, воспитывают и выращивают внутри коллектива, а в основном нанимают за пределами стаи.
Этап 5:
Будущее общения
С развитием искусственного интеллекта (ИИ) и возможностей виртуальной реальности (ВР), будущее общения Homo sapiens может принести еще более интересные инновации. Возможно, появятся новые способы взаимодействия, которые мы сейчас даже не можем представить.
Вот такой путь прошло человеческое общение.
Еще раз напомню, что конфликты на работе – это результат общения в «стаях» – коллективах. Это и отличительная и сильная сторона человека и человечества, и в то же время однозначно стрессовая область деятельности человека. Много общения порождает много микроошибок. Их мы исправим и отполируем в этой книге.