Глава 5

Светофильтры

Светофильтры используются в фотографии давно, они не утратили свою актуальность и в век цифровой фотографии. На первый взгляд может показаться, что светофильтры предназначены только для профессионалов. На самом деле это не совсем так.

Использование светофильтра в фотографии не самоцель. Перед тем как приобрести нужно определить, что он даст, улучшит ли фотографию в целом, усилит ли эффект восприятия, сделает ли фотографию более привлекательной, эмоциональной. Можно снять кадр, в котором зрителя будет привлекать именно эффект от фильтра. Зная, как он влияет на восприятие, фотограф продумывает будущий снимок, строит композицию. Применять фильтры нужно обдуманно. Покупать их следует по мере необходимости, а не «чтобы было», на всякий случай.

В разных сюжетах, для получения различных художественных эффектов требуется разная степень коррекции.

Светофильтры в фотографии позволяют уменьшить, выделить или преобразовать часть спектра. С помощью светофильтров фотограф может в процессе съемки скорректировать цвет, изменить яркость и контрастность объектов, получить на снимке различные световые и цветовые эффекты.

С внедрением цифровых технологий в фотографию мнение насчет светофильтров разделилось. Нередко считают, что при современных возможностях фотокамер и графических редакторов необходимость в светофильтрах отпадает. В самом деле разве нельзя имитировать эффект светофильтров программно? Конечно можно, возможности редакторов большие, а с использованием дополнительных плагинов фотограф может расширить возможности применения различных эффектов к фотографии.

Несомненно, эффект будет достигнут. Однако разница с настоящим фильтром все же есть. При использовании настоящего светофильтра эффект выражен заметно, фотография выглядит более естественно. Также программная обработка немного ухудшает качество изображения. Установленный на объектив светофильтр – это более точный инструмент.

Использование светофильтров в графическом редакторе – это путь наименьшего сопротивления – быстро и легко фотограф имитирует тот или иной эффект. Светофильтры стоял недешево, если приобрести несколько разных светофильтров, то сумма существенно возрастает. А если у фотографа не один, а несколько объективов? Не покупать же для каждого одни и те же фильтры разных диаметров. Это очень накладно. Обычно приобретается светофильтр для объектива с самым большим диаметром. На оптику с меньшим диаметром резьбы он устанавливается с помощью переходника.

Светофильтры расширяют границы творчества, позволяют добиться большей выразительности снимков, усилить акцент, тем самым фотограф создает настроение в кадре.

Конструкция и маркировка светофильтров

Светофильтры, которые используются для съемки, используются либо круглой, либо прямоугольной формы.

Обычно светофильтры накручиваются с помощью резьбы на переднюю оправу объектива.

Исключение составляют некоторые сверхширокоугольные и супертелеобъктивы. Из-за конструктивных особенностей предусмотрено крепление за задней линзой объектива.

Существует еще крепление, которое совмещено с блендой, это специальный держатель – компедиум. Он позволяет установить на объектив прямоугольные светофильтры, с его помощью можно установить до трех светофильтров совместно. По такому принципу построена система светофильтров Cokin.

Фильтры Cokin используются как конструкция, включающая в себя кроме собственно светофильтров и оптических насадок компедиум, адаптерные кольца, модульные бленды. Держатель-компедиум позволяет установить светофильтры квадратной и прямоугольной формы, компедиумы Cokin позволяют использовать до трех фильтров одновременно. Фильтры перемещаются как вдоль оси объектива, так и поперек – светофильтр сдвигается вдоль паза компедиума, это удобно для градиентных светофильтров, полуфильтров. Резьбовые адаптерные кольца позволяют установить компедиум на объективы разных диаметров. Если фотограф использует одновременно несколько объективов с разными диаметрами резьбы для фильтров, то с системой Cokin достаточно всего лишь купить соответствующее кольцо-переходник. Система Cokin позволяет заградить светофильтры от боковой засветки, которая увеличивает светорассеяние. Фильтры Cokin обычно без просветляющих покрытий. Бленда используется модульная, состоящая из отдельных элементов, ее можно сконструировать самому для объективов с разными фокусными расстояниями. У системы Cokin A Series диаметр фильтров 67 мм, у Cokin P Series диаметр фильтров 83,5 мм.

Чтобы стандартизировать светофильтры их маркируют. Единого стандарта для маркировки светофильтров не существует, многие производители создают свою систему маркировки.

Действие эффектных фильтров определяется на глаз, а вот цветные светофильтры для конверсии и балансировки света без маркировки уже становится сложно определить.


Наибольшее распространение получили два стандарта. Первый это маркировка по шкале Kodak Wratten, и второй – маркировка по сдвигу цветовой температуры. Светофильтры Cokin и HOYA, маркированы по шкале Kodak Wratten, у других производителей маркировка использует характеристику цветового сдвига, которую вносит светофильтр. В некоторых случаях иногда дублируется на оправе светофильтра его наименование по шкале Kodak Wratten (фильтры B+W).

В маркировке светофильтра указывается диаметр резьбы, тип фильтра указывается условно. Кратность экспозиции указывается следующим образом – 1*, если не требуется вносить изменения в экспозицию, 4* , если нужно увеличить экспозицию на две ступени.

Не для всех светофильтров кратность величина постоянная. У цветных она может зависеть от освещения при съемке. Так, кратность, оранжевого, желтого и красного фильтров, используемых в черно-белой фотографии при дневном свете большая, чем при свете ламп накаливания. Кратность светофильтра, которая указывается на оправе, обычно определяется как степень ослабления белого света или для того света, при котором данный светофильтр будет использоваться.

Светофильтры при производстве могут быть изготовлены из любого оптически прозрачного материала, оптические свойства фильтры получают благодаря окраске поверхности или массы стекла, а также с помощью нанесения специальных дифракционных покрытий на поверхность стекла, либо даже измененная форма поверхности может создавать эффект.

Окраска фильтра при варке стекла делает его более устойчивым к внешним воздействиям, потому что его спектральные свойства остаются неизменными даже при сильном загрязнении, царапинах и сколах на поверхности. Когда окрашена поверхность, на ней есть специальные покрытия, тогда светофильтр менее устойчив к внешним воздействиям.


Светофильтры могут изготовляться как из стекла, так и из пластмассы – с использованием высококачественных оптических стекол или специальных оптических пластмасс. Стекло обычно используется для изготовления светофильтра, когда необходима большая прочность светофильтра, а также, если на поверхность фильтра будет нанесено просветляющее покрытие. Используются аналогичные компоненты, как и при производстве объективов.

Круглые светофильтры заключены в металлическую оправу с резьбой для накручивания на объектив камеры. Диаметры соответствуют стандартным диаметрам объективов. Фильтры очень маленьких и очень больших диаметров в продаже встречаются реже.


Подобрать всю оптику с одинаковой резьбой под светофильтры это удобно, но на практике так редко получается – обычно диаметры разные.

Когда у фотографа объективы с разным диаметром резьбы под светофильтры, приобретать одни и те же светофильтры для каждого из них не стоит, так как это очень дорогое удовольствие. В данной ситуации применяются резьбовые адаптерные кольца – повышающие понижающие. Повышающие дают возможность установить светофильтр большего диаметра резьбы, понижающие – светофильтр меньшего диаметра. Лучше, конечно, использовать повышающие переходники. В таком случае не получится установить только бленду, предназначенную для данного объектива. Можно установить через понижающее переходное кольцо ту же бленду. Лучше, конечно, установить бленду большего диаметра.


Использование понижающего адаптера ухудшает изображение, появляется виньетирование. Поэтому перед тем, как установить светофильтр с меньшим, чем у объектива, диаметром резьбы, нужно убедиться, что нет виньетирования при полностью открытой и полностью закрытой диафрагмах. Особенно на краях диапазона зумирования. Использование светофильтров с очень малым диаметром резьбы не стоит, это обязательно приведет к виньетированию.

Очень важен для светофильтров коэффициент светопропускания. У непросветленных фильтров на границе «стекло – воздух» он составляет примерно пять процентов. Таким образом, для светофильтра, у которого две поверхности «стекло – воздух», коэффициент пропускания света составит около девяносто процентов. Примерно треть от оставшихся десяти процентов света попадает на матрицу в рассеянном виде. Это зависит от многократного переотражения между обеими поверхностями фильтра и передней линзой объектива. Что, конечно, не хорошо сказывается на контрасте, теряются детали в тенях.

На поверхность стекла наносится специальное просветляющее покрытие, которое

уменьшает коэффициент отражения. Многослойные просветляющие покрытия нанесены на большинство высококачественных светофильтров.

Без просветления изготавливаются фильтры большой оптической плотности, а также различные эффектные фильтры. Без просветления изготавливают, в том числе и пластмассовые фильтры.


Чем тоньше светофильтр, тем он лучше, тем он меньше его негативное влияние на оптические параметры объектива. Несмотря на то, что толщина стекла у лучших светофильтров 1 мм, это достаточно прочное стекло.

Защитный УФ

Защитный фильтр. На оправе маркируется protect или neutral/clear. Он не вносит никаких искажений и никак не влияет на изображение. Единственное назначение данного фильтра – это защита передней линзы объектива от внешних механических воздействий. Конечно, дешевые некачественные фильтры могут в некоторой степени ухудшить изображение.


UV – ультрафиолетовый фильтр.

Защитный фильтр обычно совмещают с ультрафиолетовым фильтром, его нельзя заменить ничем. Задача защитного фильтра заключается в предохранении поверхности передней линзы объектива от внешних механических воздействий. Для сохранности объектива крайне рекомендуется его установить сразу. Задача ультрафиолетового фильтра заключается в уменьшении ультрафиолетовой части спектра при съемке в горах и других подобных условиях. Матрица восприимчива к ультрафиолетовому излучению, на снимках становятся заметными легкая дымка, голубоватый оттенок. Эффект усиливается при съемке в горах либо объектов, находящихся на очень большом расстоянии, а в особенности на море, где в солнечный день много УФ лучей.

Снимая утром или вечером в условиях средней полосы ультрафиолетовые лучи практически не влияют на снимок, они задерживаются атмосферной дымкой, не достигая Земли. Днём ультрафиолетовое излучение достигает высокого уровня, это становится заметным на снимках.

УФ-фильтр совершенно не влияет на контрастность, он бесцветен, и его кратность равна единице.

Его можно не снимать с объектива, то есть использовать постоянно, при этом следует помнить, что он не «фильтрует» смог и туман. Применим он и для черно-белой фотографии: белый цвет окажется менее тусклым.

Любой светофильтр вносит некоторые ухудшения в изображение – степень зависит от качества светофильтра. Поэтому есть смысл приобрести более качественные, а соответственно и более дорогие светофильтры. Для широкоугольных объективов нужны специальные светофильтры с узкой оправой.

Для защиты объектива прекрасно подойдут как светофильтры UV, так и SKY.

SKY (скайлайт) – защитный светофильтр, контролирующий «синеву», устраняя холодный синий цвет неба. Маркируется на оправе – skylight 1B, skylight 1A, или KR 1.5. (1B более плотный, 1А – более светлый). Его также можно использовать каждодневно, так как поглощает большую часть ультрафиолета. Придает теплый, слегка розоватый оттенок, не ухудшая цветовой баланс видимой части спектра. Подходит для портретной съемки, пригодится он и в пасмурную погоду. Его неплохо использовать на длиннофокусных объективах, помимо защиты передней линзы, он корректирует цветопередачу при съёмке портрета на солнце. На цветопередачу в остальных случаях он не оказывает влияния.

У него малая оптическая плотность и он практически не требует изменения экспозиции.

Поляризационный фильтр

По популярности и частоте использования поляризационный фильтр уступает первенство лишь утрафиолетовым фильтрам. Поляризационный фильтр поможет фотографу избавиться от бликов при съемке отражающих поверхностей, таких как воды, стекла, поверхности влажных листьев. Он затемняет голубое небо, цветовой баланс при этом не меняется. Если выбрать направление съёмки, используя поляризационный фильтр небо можно передать темнее, при этом остальные участки пейзажа останутся без изменения.

Поляризационный фильтр может усилить насыщенность цвета, к примеру, сделать небо на фотографии более насыщенным, темным, драматичным, придать большую выразительность облакам. Изменяя ориентацию плоскости поляризации фильтр, фотограф может изменить цветовые оттенки предметов, придав цветам сочность и насыщенность. Однако не всегда «слишком много» улучшает результат. Во всем важно не потерять чувство меры, ведь полностью лишенные бликов предметы нередко теряют объемность в кадре. Кроме того, слишком сильно измененный цвет может ухудшить восприятие некоторых объектов.


Фильтр представляет собой две линзы, одна из которых неподвижна, а вторая вращающаяся. Такая конструкция позволяет подбирать цветовую насыщенность, свечение бликов, контраст. На оправы фильтров иногда наносятся шкала или точки для помощи в установке нужного угла.

Хорошо использовать этот светофильтр и для черно-белой фотографии, например, совместно с красным светофильтром.

Определить результат, который даст фильтр, можно по стрелкам наручных часов. Например, когда солнце над головой, эффект будет наблюдаться в диапазоне от 2 до 6 часов, минимальный эффект в районе от 3 до 9 часов.

После вращения фильтра зона максимального эффекта будет находиться примерно в 90 градусах от начального положения. При повороте на 180 градусов изображение вернется в тот же вид, что и в начальном положении. При съемке с этими светофильтрами не меняется передача участков неба рядом с солнцем, а также сильно удаленных от солнца. Перед съемкой можно определить, влияет ли поляризационный светофильтр на цвет и насыщенность, посмотрев через него.

Если на объектив установлен поляризационный светофильтр, необходимо увеличить выдержку примерно на одну-две ступени. Угол поворота линзы светофильтра или объекта съемки не имеет значения, увеличивать выдержку все равно надо, связано это с тем, что светофильтры задерживают определенную часть света.

Обычно на оправе фильтра указана кратность, коэффициент увеличения экспозиции. От кратности зависит, какую нужно внести коррекцию. Кратность поляризационного фильтра составляет в среднем 3 – 4. Для фотоаппаратов с TTL-замером кратность не столь существенна, ведь в них замеряется свет, который «просеян» светофильтром.

При установке на объектив двух или трех светофильтров их кратность перемножается. Если установить два фильтра кратностью два, то экспозицию нужно увеличить в четыре раза. Фильтр, поглощающий половину падающего света, имеет коэффициент поглощения два, поправка на экспозицию составит одну ступень. При увеличении выдержки либо диафрагмы на ближайшее значение количество света увеличивается вдвое.

Circular Polarizer – этот светофильтр целесообразно использовать при дневном освещении на улице. Он используется для увеличения насыщенности цвета и контраста при съемке неба и подчеркивания белоснежных облаков.

Warm Polarizer – поляризационный светофильтр с "теплой" цветовой гаммой, делает изображение мягче. Подходит для портретной и сюжетной съемки.

Для широкоугольных объективов созданы специальные Wide-CPL-фильтры в узкой оправе. Они предотвращают виньетирование и рекомендуются для оптики с фокусным расстоянием 28 мм и меньше.

Для уменьшения числа одновременно используемых светофильтров, встречаются «универсалы», которые совмещают свойства циркулярного поляризационного и ультрафиолетового (UV) или конверсионного (85В) фильтров.

Поляризационные светофильтры допускают парное использование – в роли нейтрального фильтра, плотность которого можно менять. Вращением фильтра относительно второго, регулируется степень пропускания света в широких пределах. В данном случае внешний фильтр должен быть обязательно линейным, который накручен ближе к камере циркулярным.

Нейтральный

Нейтральный фильтр, также называется нейтрально-серый фильтр предназначен для снижения эффективной светосилы объектива, он только уменьшает световой поток, никак не влияя на него.

На оправе маркировка «ND», указывается кратность либо оптическая плотность. Фильтры выпускают с ослаблением светового потока в 2,4, 8 раз.

При съемке, например, воды, чтобы передать эффектно ее движение нужно удлинить выдержку. Сделать это невозможно без фильтра в яркий солнечный день, иначе фотография будет сильно переэкспонированной. А зажимать до f/22 диафрагму не стоит из-за ухудшения изображения. При съемке портрета в яркий день тоже понадобится данный фильтр, если нужно получить размытый фон – съемка производится при диафрагмах f/1.2-f/2.8, тогда уже ослабить световой поток можно только с фильтром.

Солнечный фильтр – это очень плотный нейтральный фильтр, с помощью которого можно фотографировать Солнце и другие очень яркие объекты и явления, значительно превышающие по яркости обычные сцены. Их кратность от 400 до 1000000.

Градиентный

По-другому его называют еще оттенённый светофильтр.

При съемке пейзажа часто сцена освещена неравномерно. Верхняя часть, то есть небо слишком яркое, а нижняя – лес, трава или вода часто уходят в черноту. Если произвести экспозамер по нижней части кадра, то верхняя часть кадра получится переэкспонированной, слишком яркой, облака выбеленными с пересветами и наоборот, причина заключается в узком динамическом диапазоне матрицы. Чтобы ослабить яркость верхней части сцены и сохранить нижнюю без изменений, нужно притемнить верхнюю часть. Это позволяет сделать градиентный фильтр, так как у него одна половина темная, вторая – обычное прозрачное стекло, передающее изображение без изменений.

Так, нейтральный полуфильтр HALF NDx4, уменьшит экспозицию одной половины кадра на 2 ступени (в 4 раза), не меняя экспозицию второй половины кадра.

Единственно, если в верхней части изображения (в зоне действия темной части фильтра) окажется вытянутый объект – дерево, скала и т.д. то и он окажется темнее, чем нужно – верхние и нижние половинки будут заметно отличаться по экспозиции.

Градиентные (gradual color) а также полуфильтры (half color) окрашены наполовину. Линия раздела окрашенной и неокрашенной половинок резкая у half color, более плавная у gradual color.

Производятся фильтры как серого цвета (gradual gray), так и других цветов – желтый (yellow), синий (blue), табачный (tobacco), розовый (pink) и др. Светофильтры gradual color устанавливают во вращающихся оправах с резьбовым креплением.

Более широкие возможности обеспечивает светофильтр с градиентной окраской, который изготовлен в виде прямоугольных пластин, используемый в компедиуме.

Светофильтр можно поворачивать на нужный угол, смещать границу раздела окрашенной и неокрашенной частей фильтра.

Цветные фильтры

Цветоусиливающие фильтры позволяют выделить один избранный цвет – синий, красный, зеленый. Фильтры подчеркивают определенный цвет. Цветные фильтры также еще называют спектральными.

Инфракрасный светофильтр пропускает только инфракрасную часть спектра, задерживая все остальные.

Желтый, оранжевый и красный фильтры хорошо подходят для черно-белой съемки, они придают изображению большую контрастность.

Объект, цвет которого близок к цвету фильтра, на фотографии окажется высветленным, а объект, окрашенный в дополнительные к цвету фильтра цвета, получится в более темных тонах.

Для цветной фотографии такие фильтры могут использоваться для создания цветовых эффектов, например для создания эффекта искусственного освещения при дневной съемке, эффекта дневного освещения при искусственном. Конечно, такое же преобразование можно вполне удачно выполнить и на компьютере. Использовать цветные фильтры вовсе не обязательно. Причина даже не в дороговизне, а в том, что исходный снимок остается с реалистичной цветопередачей и применить эффект можно всегда. В данном случае использование графического редактора полностью оправданно и нет никакой необходимости приобретать специально цветные светофильтры для того, чтобы изменить цветопередачу.

Цветокоррекционные фильтры, или конверсионные, помогают получить точную цветопередачу при съемке со сложными условиями освещения, когда, например, автоматика камеры не справится с балансом белого. Фильтр вносит сдвиг в цветовую температуру, этот сдвиг измеряется в майредах (mired – micro reciprocal degrees). Это обратная цветовой температуре в кельвинах величина, умноженная на 1000000. Сдвиг в майредах величина постоянная для фильтра – у каждого свое значение, изменение цветовой температуры фильтром зависит от температуры света.

Так, например для широко распространенного синего фильтра 80А величина сдвига составляет – 112 майред, применив его при свете ламп накаливания можно получить величину, соответствующую цветовой температуре солнца в полдень. Используя желтые фильтры, можно наоборот понижать световую температуру и удалить излишний синий свет.

Требуемый сдвиг цветовой температуры для удобства определяют в майредах, для этого

1 000 000 делят на цветовую температуру


Свеча, керосиновая лампа

1800 К

550 майред


Лампа накаливания

3200 К

313 майред


Галогенная лампа

3400 К

295 майред


Солнце в полдень

5000 К

200 майред


Электронная вспышка

5500 К

182 майред


Светлая облачность

8000 К

125майред


Рассеянный свет от неба

12500 К

80 майред


Синее небо в полярных широтах

20000 К

50 майред

Цветоизменяющие фильтры

Changeable color – цвет изменяется при вращении оправы фильтра.

Exoticolor set – набор фильтров, создающих интенсивные цвета, привлекающие внимание. Например, синий морской, ярко-розовый, фиолетовый.

Bi-color, tri-color – состоят из двух или трех разделенных цветных секторов во вращающейся оправе.

Wonder color – одноцветный фильтр, который при вращении оправы меняет цветовые оттенки.

Фильтры для создания различных эффектов

Смягчающие фильтры

Soft-фильтры обеспечивают смягчение объекта съемки. Четкость изображения остается достаточной, и одновременно нежелательные мелкие детали (морщины, пятна на коже) не бросаются в глаза. Существуют разные вариации Soft-фильтров.

Warm Soft – дает теплую тональную гамму и уравновешивает контрастные участки. Идеально подходит для съемки нескольких людей, особенно, если их цвет кожи заметно различается.

Silky soft – уменьшает резкость изображения, эффект подобен взгляду через тонкий шелк. Подходит для фотографирования портретов, живописных пейзажей, цветов.

Кроме вышеперечисленных существуют фильтры, предназначенные для создания при съемке различных световых эффектов на изображении. К примеру, это могут быть ореолы вокруг источников света, сверкающие звёзды.

Spot – в центральной области выпуклой линзы есть отверстие, дающее резкость в центре кадра, в то время как по краям кадра изображение размывается. Лучший результат достигается при съемке широкоугольной оптикой.

Soft-spot – мягко размывает края кадра, оставляя центр ясным и четким.

Sand-spot – поверхность фильтра по краям матовая, напоминает замерзшее стекло. При съемке объект следует располагать по центру.

Misty-spot – бесцветные оптические насадки, дающие резкое изображение центральной части кадра, и своеобразно размытое и деформированное – по периферии кадра.

Фильтры misty-spot позволяют получить разные оптические эффекты – например, «растягивает» или «скручивает» окружающее пространство вокруг объекта съемки.

Фильтр Softener создает на основном изображении множество дополнительных расфокусированных изображений с помощью миниатюрных линзочек, размером с капельки воды. Они расположены в произвольном порядке на прозрачной поверхности фильтра. Все дополнительные изображения, созданные линзочками окажутся расфокусированными. Фильтр Softener создает светящиеся ореольчики на границах света и тени, и смягчает общий контраст снимка. Эффект фильтра существенно зависит от фокусного расстояния объектива (чем больше фокусное расстояние объектива, тем сильнее эффект) и диафрагмы (эффект слабеет с прикрытием диафрагмы). Фильтры не рекомендуются использовать на широкоугольных объективах и при сильном прикрытии диафрагмы объектива, так как теряется эффект смягчения, контуры линзочек проступают на снимке, напоминая стекло со следами высохших капелек.

Duto – делает фотографию мягкой. Эффективен на больших фокусных расстояниях и открытой диафрагме.

Foggilizer (туманный) – дает рассеянное изображение. Походит для портретов, а также для съемки утром. Вечером фильтр не сбивает работу автофокуса.

Diffusion, Diff II (рассеивающий) – создает мягкий эффект естественного размытия. Нежное изображение особенно подходит для женских портретов.

Фильтр Diffuser практически не уменьшая общий контраст фотографии, как в случае применения других фильтров мягкого фокуса, снижает резкость мелких деталей. Используется в основном в портретной съёмке при мягком освещении, обеспечивая не слишком резкое, но в тоже время не "мыльное" изображение.


Светофильтры для получения специальных эффектов

Существует большое число творческих фильтров, дающих множество всевозможных спецэффектов. Несколько перечисленных фильтров уже дают возможность получить представление о том, какие оригинальные эффекты можно получить с их помощью.

Star (лучевой фильтр) – позволяют создавать интересные композиции в кадрах с точечными источниками света, лучи которых с его помощью образуют «звездочки». Выразительные эффекты получаются вращением фильтра. Размер и яркость лучей звезды зависят от источника света – его размера, формы и яркости. На линзу этого светофильтра с помощью лазерной технологии нанесены тончайшие линии, от числа направлений которых зависит число лучей звезды. Линии в одном направлении создают двулучевую звезду, есть фильтры, создающие 4-, 6-, 8-, 12-лучевые звезды и больше.

Используя светофильтры с 8- или 12-лучевыми звездами, нужно следить, чтобы большое число лучей не перекрыло значительную часть изображения. Несмотря на то, что светофильтры Star образуют симметричные лучи, можно создать и не симметричную картину. Также нужно не допускать, чтобы тончайшие линии, нанесенные на линзу фильтра, отображались на получаемом снимке.

Dr-oreol (дифракционный ореол) – Создается радужный кружок вокруг яркого источника света на темном фоне.

Triangle (трехгранная призма) – утраивает изображение. Вращением фильтра меняется положение объекта. Также существуют 2-, 4-, 5-, 6-секционные фильтры, вертикальные и параллельные призмы.

Odd out (соединяет невозможное) – скрывает центральную часть изображения, убирает ее вовсе с картинки. Боковые части снимка как бы сдвигаются и склеиваются, при этом выглядя вполне естественно.

Filt, split-field (макрополулинза) – половина макролинзы дает управления резкостью переднего и заднего плана одновременно, она предоставляет возможность на снимке передать резко объект переднего плана, когда фокусировка производится на удаленный объект. Она представляет собой вращающуюся оправу с половиной линзы, аналогичной используемой при макросъёмке.

При съемке с ней подбирая фокусное расстояние и диафрагму можно добиться оптимального эффекта, так как изменением этих значений меняются резкость линии, которая разделяет передний и дальний планы, снимаемые через линзу, меняется глубина резкости для каждого плана.

Close-up – прикрутив такой фильтр на обычный объектив, фотограф сможет сделать макроснимки обычной оптикой. Используются во всем диапазоне зуммирования, нет ограничения в зависимости от расстояния до объекта.

Светофильтры для черно-белой съемки

Изображение в черно-белой фотографии зависит от света, тени, контраста, и фильтры здесь явно лишними не будут. В силу особенностей человеческого зрения, а также несовершенства пленок (да и матриц тоже) для лучшей тональной передачи рекомендуется большинство сюжетов снимать со светофильтрами. Матрицы «считают» наиболее ярким сине-голубые тона, а человеческий глаз – желтые. Чтобы исправить положение, для правильно передачи тонов, например, днем применяется желто-зеленый фильтр. При съемке вечером, когда освещение от ламп накаливания дает преимущественно красно-желтые лучи, применяется зеленый фильтр – он исправляет недостаток интенсивности сине-голубых лучей.

Желтый, оранжевый и красный фильтры увеличивают контраст. В черно-белой фотографии полезно применять светофильтры, управляющие контрастом, для изменения контраста между отдельными объектами разных цветов. Они усиливают выразительность фотографии, позволяют избежать сливания близких по яркости предметов контрастных цветов, которые на снимке кажутся одинаково серыми.


Такой фильтр окажется востребованным при пейзажной съемке, он увеличит контраст синего неба и белых облаков (которые без фильтра передаются близкими тонами). Фильтры управления контрастом – желтый, оранжевый и красный притемняют сине-фиолетовый свет от неба. Оно получится более темным, близким по тону к остальной части пейзажа, а белые облака, на передачу которых фильтры не влияют, сразу становятся «выпуклыми», хорошо заметными на фоне неба.


Фильтры высветлят объекты, которые по цвету близки к цвету фильтра, а объекты, которые отличаются от фильтра по цвету, получатся на снимке темнее. Голубое небо при съемке с желтым светофильтром получится темным, а с красным фильтром – почти черным. А вот зеленые листья отражают свет не только зеленой части спектра, но и в инфракрасном диапазоне. При использовании красного фильтра зеленая листва станет светлее.

Крепление

Большинство светофильтров изготовлено в резьбовой оправе. Это круглые фильтры, которые накручиваются на резьбу объектива. Каждый объектив имеет свой диаметр под светофильтр, указываемый на объективе, в документации, на коробке от объектива. Стандартный шаг резьбы – 0,75 мм, значительно реже встречается 0,5 мм. Светофильтры могут иметь не только круглую, но и прямоугольную форму. Такую пластину вставляют в специальный держатель, в который можно установить до трех фильтров одновременно.

Желатиновые фильтры, изготавливаемые на основе желатиновых плёнок, используются реже. Из квадратных пластин вырезается нужная форма – под объектив и крепится в держателе перед объективом. Они изготавливаются следующим образом: в желатине растворяется краситель, затем этот раствор наносится на полированное стекло. После высыхания пленку снимают со стекла и вырезают части нужного размера. Качество желатиновых светофильтров очень высоко, однако желатиновая пленка достаточно нежна, боится сырости, тепла и отпечатков пальцев.

Какого размера купить фильтр?

Если объектив не имеет резьбы, либо резьба «сорвана», то поможет переходник фирмы Cokin, который надевается на объектив и крепится тремя винтиками. Если несколько объективов, то они, скорее всего, имеют разный диаметр. Но покупать, скажем, три или пять поляризационных фильтров, для каждого объектива, дороговато. Поэтому нужно купить светофильтр на объектив максимального размера. И на остальные, меньшего диаметра, надеть через переходник. Переходники, резьбовые адаптерные кольца, бывают «повышающего» и «понижающего» типа. Также если нет в продаже фильтра на маленький диаметр объектива, то можно взять ближайший больший размер и переходник. Кстати, считается, что маленького диаметра фильтры бликуют меньше.

Если установить фильтр через "понижающее" кольцо, то может появиться виньетирование, затемнение в углах изображения. Перед съемкой через фильтр с меньшим, чем у объектива, диаметром резьбы, нужно проверить отсутствие виньетирования на открытой и закрытой диафрагмах, особенно на крайних фокусных расстояниях зум-объектива. Использовать светофильтры намного меньшего, чем у объектива, диаметра нежелательно из-за гарантированного виньетирования.

Иногда широкоугольный объектив со светофильтром с «правильной» резьбой даст виньетирование, если оправа светофильтра глубокая. Для высококлассных и широкоугольных объективов лучше использовать светофильтр с тонкой оправой. Это фильтры серии Slim от B+W, Pro 1, Ultra от HOYA. Оправа – 3 мм.

Цена

Чем больше диаметр фильтра, тем он дороже. Как правило, чем выше цена фильтра, тем он лучше. Цены здесь могут отличаться серьезно. Тот фильтр, который вы будете использовать чаще остальных, лучше купить из числа дорогих.

Производитель

Производители фотокамер – Canon, Nikon, Olympus, Pentax и другие также производят светофильтры, они выпускаются с гарантированно высоким качеством. Покупка рекомендованного производителем оптики фильтра это гарантия качества. Однако «родные» светофильтры стоят дорого, при этом их ассортимент включает лишь самые распространенные виды фильтров. Поэтому часто обращаются к другим производителям. Продукция «независимых» производителей стоит дешевле, к тому же ассортимент гораздо более широкий.

При покупке светофильтра по внешнему виду высококачественный светофильтр от фильтра посредственного качества отличить практически невозможно. Внешний осмотр позволит определить только наличие механических повреждений фильтра – сколы, царапины и т.д.

Качество светофильтра зависит от производителя. Заслуженно пользуются успехом фильтры производителей Hoya, Tiffen, B+W, Cokin, Promaster, Sunpack, Kenko, Marumi. «Родные» фильтры, которые рекомендуют производители фототехники, такие как Nikon, Canon и пр., очень дорого стоят. В этом случае завышенная цена не оправдана – они не лучше, чем вышеперечисленные «неродные».

Как правило, известные, очень хорошо зарекомендовавшие себя производители предлагают покупателям самый широкий ассортимент светофильтров с самыми разными эффектами.

При проектировании чтобы оптимизировать параметры, добиться максимального качества, при производстве конкретного светофильтра разработчики используют наиболее подходящую технологию в каждом конкретном случае, и самые подходящие материалы, которые обеспечивают наилучшие параметры светофильтра.

Однако если в продаже встретится светофильтр с неизвестной (новой) торговой маркой, то его лучше не брать. Это скорее всего некачественное изделие.

Такие производите как Soligor, Hama, Jessops, Unomat и другие не производят сами светофильтры их изготавливают для них другие (ОЕМ). Поэтому реальный производитель фильтра в данной кооперации остается неизвестным. Под одной маркой могут в продаже могут оказаться фильтры разных производителей, соответственно это будет разное оптическое качество. Уровень качества может быть разным. В первую очередь он ориентирован на рынок любительской фотографии. То есть уровень качества примерно соответствует тому уровню качества, которое предлагают подобные производители, выпуская свою оптику.

Загрузка...