Своими корнями цифровая фотография уходит в плёночную эпоху. Об этом не стоит забывать. Внешне многие зеркальные цифровые и пленочные фотокамеры похожи. Однако разница существенна. Раньше в качестве светочувствительного элемента использовалась пленка, теперь используется сенсор или матрица, это светочувствительный датчик.
До цифровых камер фототехника прошла долгий путь
Как и раньше сейчас в цифровой камере для получения изображения, попадающего на светочувствительный элемент, используется объектив. В обоих случаях оптика выполняет одну функцию, и от нее непосредственно зависит полученное изображение. Дальше все реализовано иначе. В пленочном фотоаппарате после экспонирования кадра процесс заканчивается, дело продолжается в фотолаборатории. Пленку проявляют, изображение закрепляют. Дальше печать. Раньше фотографии печатали в «темной комнате» с помощью фотоувеличителя.
В цифровой камере электрический сигнал от матрицы после преобразования света в электричество, оцифровывается аналого-цифровым преобразователем (АЦП). После преобразования света в электрический сигнал он в цифровом формате преобразовывается, прежде чем картинка появится на ЖК-экране. Съемочный процесс заканчивается файлом, в котором нет изображения, как такового. В нем содержится лишь описание изображения в цифровом виде, набор символов или машинный код.
Результат съемки на фотопленку проявленное изображение на самой пленке.
Полученное изображение с пленочной камеры легко перевести в цифровой формат – отсканировать. Для этого целесообразно воспользоваться качественным сканером. Универсальный офисный с опцией сканирования слайдов не лучший выбор. Разница в качестве полученного изображения заметна. При сканировании пленки неизбежны определенные потери, поэтому два отпечатка, сделанные с пленочного кадра и с файла, который получен путем сканирования этого кадра, будут отличаться по качеству.
Отсняв фотопленку, ее нужно проявить, чтобы увидеть изображение на самой пленке. Проявить черно-белую пленку в домашних условиях гораздо проще, чем цветную.
Для проявки пленки нужны специальный фотобачок и растворы: проявитель и закрепитель (фиксаж), а также термометр, стеклянные емкости, воронка, часы или таймер и специальный зажим – прищепка. Фотопленка заряжается в бачок в полной темноте. Засветка недопустима. В бачок заливается раствор с проявителем определенной температуры. Проявив пленку, ее надо промыть, после залить в бачок закрепитель. После процесса закрепления пленка еще раз промывается и с помощью прищепки вешается на веревку для сушки.
Сегодня гораздо проще отдать пленку в фотолабораторию. Однако не во всех лабораториях проявляют пленку одинаково хорошо. Фотопечать тоже отличается. При печати с пленки используется специальный фотоувеличитель, он занимает много места, не самый удобный процесс. Современный принтер проще и меньше. В лабораториях для печати с пленки применяется специальная фотомашина. Используемая для печати с пленки светочувствительная фотобумага состоит из бумажной или полимерной основы, на которую наносится тонкий слой фотографической эмульсии.
Цифровые технологии давно и безоговорочно вытеснили пленочные фотокамеры. Но в пленочной фотографии осталась своя романтика и понимание в целом пленочного процесса дает фотохудожнику многое.
У «цифры» много преимуществ. Быстрота, удобство, главное мгновенный результат, стоимость, которого значительно ниже стоимости одного кадра на пленке. Функциональность цифровых камер неуклонно растет, все чаще интегрируются дополнительные устройства. Так, все современные фотоаппараты качественно снимают видео, чего от пленочной камеры не добиться. Цифровая камера качественно записывает и воспроизводит звук, в них есть функции связи без кабельного соединения, GPS, прекрасные возможности по съемке и обработке снимков в самой камере.
В целом, в отличие от пленочной фотографии, цифровая дает несравненно большие возможности, гибкость, оперативность, делая весь процесс существенно дешевле.
С другой стороны сами пленочные камеры стоят намного дешевле, однако стоимость «цифрового» кадра копеечная. С пленкой каждый кадр приходится тщательно обдумывать и стараться правильно его экспонировать. Ведь число кадров на пленке – 12, 24 или 36 – явно ниже числа кадров на карте памяти. С одной стороны, это дисциплинирует и заставляет более внимательно относиться к съемке. С другой стороны, результат на пленке удастся увидеть только после лабораторной проявки.
При проявке пленки вносится цветовое отклонение. При хранении на ней часто образуются потертости, царапины, пыль. Исправить подобные дефекты непросто даже на компьютере, а если придется исправлять несколько пленок, времени процесс займет много.
Пленку нужно сканировать для оцифровки, затем обработать файл на компьютере. Для качественного сканирования нужен дорогой сканер. Пленочный процесс на всех этапах требует дополнительного времени. Для пленочной фотографии требуется больше места – фотолаборатория, хранение пленок. Запись файлов из цифровой камеры в компьютер занимает несколько минут. Однако здесь свои нюансы, о который поговорим позже.
Как обстоит дело с качеством самих фотографий? Позиции цифровых камер закрепились давно. Даже у недорогих «цифровиков» качество впечатляет – динамический диапазон, детализация, цветопередача. У смартфонов, особенно у лучших моделей качество фото возросло настолько, что сравнивать не приходится. В настоящее время все споры цифра и пленка лишены смысла. Качество у цифровых камер достаточное, чтобы не думать о том, что у пленочных камер качество выше. Не только профессиональные зеркальные цифровые камеры дадут качество, сравнимое с пленкой, и выше, но и бюджетные смартфоны. Современные матрицы уже обогнали пленку по многим параметрам.
Цифровая фотография, помимо гибкости, функциональности и оперативности, даст гарантированный результат в различных условиях. Возможности и скорость цифровой фотографии на порядок выше, чем у пленочной. Прогресс не стоит на месте – появляется специализированное оборудование: объективы, которые подходят лишь для цифровых камер. Они меньше и легче традиционных.
Пленка занимает намного больше места, чем DVD-диски (особенно если снимаете вы много), карты памяти или флешки. Требования к хранению пленки жестче, чем к дискам, флешкам, жестким дискам. Копировать цифровые снимки проще, чем изображение с пленки.
В цифровой фотокамере поменять светочувствительность элементарно. Поменять не до конца отснятую пленку с низкой светочувствительностью, а затем снова установить ее в фотокамеру – не самое приятное занятие. Далеко не каждый фотограф сегодня согласится совершать такие «подвиги», когда переключить светочувствительность в цифровой камере можно нажатием кнопки.
С появлением цифровых камер возникли другие вопросы, например, пыль на матрице в результате смены объективов. Пленочная зеркальная камера в этом отношении менее капризна.
Цифровая фотография по качеству давно обогнала пленочную, ну а по удобству и возможностям даже сравнивать не стоит.
Тем не менее, несмотря на глобальную «оцифровку» населения, пленочная фотография продолжает жить своей тихой и уютной жизнью. Есть любители и профессионалы, которые при наличии цифровой фотоаппаратуры продолжают снимать на пленку. И в этом есть свой шарм.
Пленочная механическая фотокамера
Фотограф, как и художник, замечает красоту окружающего мира и передает ее в фотоработах. Если в снимках есть гармония, фотография вызывает положительные эмоции, удивление, сострадание, радость, она приносит удовлетворение как автору, так и зрителям.
И фотограф, и художник используют разные изобразительные средства для усиления акцента собственного отношения к реальности. Художник использует зрение, краски, кисти и холст, фотограф вместо красок и холста задействует свет, фототехнику и компьютер. Многообразием приемов и возможностями съемки, а также обработкой кадров передает действительность такой, какой видит или представляет в своем воображении.
Каждую секунду в мире фотографируют огромное количество снимков, при этом все они разные, как и люди. Интерес заключается не в том, чтобы сделать технически качественные кадры, повторяя найденное другими, а находить новые оригинальные решения. Если вы замечаете, что ваши фото похожи на снимки других, снимайте по-иному, найдите новое изобразительное решение. Добавьте чуточку своего, покажите личное отношение к жизни. Каждый снимок отражает внутренний мир фотографа – меняя себя, вы измените и свои снимки.
Далеко не с первого взгляда фотографа на объект появляются удачные кадры. С годами, по мере приобретения опыта, научитесь мгновенно видеть кадр и находить наиболее привлекательный сюжет. Учебники фотографии не могут заменить практику – снимайте больше, накапливайте собственный опыт. Это как с вождением автомобиля. Можно блестяще изучить теорию, выучить ПДД, но только реальное вождение делает человека водителем.
Пройдите мимо интересного места несколько раз, посмотрите, как будет выглядеть объект съемки под разными углами, как при этом меняется освещение, фактура. Ищите необычные, нестандартные ракурсы.
Не довольствуйтесь единственным кадром – снимите несколько, пусть каждый будет разным. Не жалейте камеру, морально устареет быстрее, чем выйдет из строя из-за физического износа. Ресурс современной цифровой камеры огромный, даже у любительских камер. Не стоит экономить.
Из множества разных кадров вы наверняка получите самый интересный, который будет максимально соответствовать вашему замыслу, а иногда увидите в сюжете то, что совсем не ожидали или не заметили при съемке. Такой кадр может подарить вам новый сюжет или натолкнуть на мысль переснять по-другому. Главное запастись терпением и постоянно развивать фантазию. Творческое воображение основа успеха. Самые лучшие кадры необычные и неожиданные.
Чтобы не упустить великолепные сюжеты, всегда берите цифровую фотокамеру. Нет фотоаппарата – всегда есть смартфон, который можно использовать, как фото блокнот. Постоянно мысленно меняйте масштабы вашего видения: общий план, детали, макромир.
Совсем необязательно фотографировать исключительно редкие и красивые вещи, если присмотреться, то и самые обыденные предметы могут удивить зрителя и выглядеть на снимке по-новому. Смотрите на вещи без старых «штампов», так вы откроете много интересных сюжетов. Например, не стоит отказываться от съемки, если объект сломан. Может получиться даже интереснее, если его «подать» на фотографии необычным образом.
На ваших снимках не должно быть негатива. Фотограф, как и художник, писатель, сценарист, несет серьезную ответственность за то, как в сознании зрителя отражается и преломляется его произведение.
При фотографировании разных объектов не нужно стараться, чтобы они обязательно были узнаваемыми. Наоборот, если объект выглядит неожиданно и совсем неузнаваемо, это даже интереснее. Вы можете внести в перспективу искажения, передать только часть объекта, использовать сильное приближение, снять макро, усилить краски или, наоборот, снять в монохромном режиме, приглушить контраст, размыть фон, использовать различные светофильтры, «поиграть» с разными стеклами, пленками. «Поиграйте» с глубиной резкости, и вы увидите, как многие сюжеты будут напрашиваться сами.
Всегда снимайте в максимальном качестве. Возможно, придется «извлечь» интересный фрагмент из общего кадра. Оставляйте всегда запас по качеству.
Интересные сюжеты подарят капризы погоды: дождь, гроза, туман, снег, ветер.
Научитесь вставать рано и вы наградите себя прекрасными снимками, отправляясь на пейзажную съемку. Отличный вариант для новых сюжетов – отправиться в путешествие, поездку, на экскурсию. Новое место вызовет интерес, вокруг все будет необычным и непривычным, будет удивлять и привлекать ваш взгляд. Таким образом, вы сделаете много разных снимков, подсознательно находя все новые и новые сюжеты.
Используйте все, что есть под рукой. Не останавливайтесь, если у вас нет какого-либо объектива или вспышки. Всегда можно импровизировать и находить новые решения.
Если с собой нет фотокамеры, мысленно представляйте кадр, накидывая рамку. И вскоре вы научитесь замечать сюжеты повсюду. Попробуйте прикрыть один глаз и посмотреть другим. Так поле зрения будет больше соответствовать «одноглазому», плоскому зрению фотокамеры. Развивайте зрительную память, так вы научитесь мысленно анализировать и компоновать увиденное. Компонуя снимок в видоискателе или на ЖК-экране фотокамеры, подумайте о том, как эта картинка будет смотреться в рамке у вас дома. Вы «отсеете» второстепенные, малоинтересные сюжеты и научитесь более придирчиво искать самые привлекательные объекты и ракурсы съемки.
Учитесь подбирать сюжеты для фотосъемки, просматривая телепередачи. Художественные и документальные фильмы, реклама, видеоклипы снимаются профессиональными кинооператорами, они мастерски владеют искусством построения кадра. Основу сюжета составляют статические картинки, продуманный с точки зрения композиции фотосюжет. Приучив себя внимательно смотреть фильмы и передачи, вы многому научитесь. Еще научитесь получать удовольствие от просмотра фильмов и передач, которые сняли талантливые операторы. Одно дело перекусить в кафе, другое вкусить шедевр, созданный талантливым шеф-поваром.
Снимайте не так, как все, ищите собственный путь. Не бойтесь творческих мук, потери времени, критики. Это трудный путь, но интересный и полезный. Будьте экспериментатором, художником, фантазером. Не останавливайтесь и не сдавайтесь.
В заключение хотелось бы сказать о том, что фототехника всего лишь средство для творчества, самовыражения. Любая техника не должна долго простаивать без работы. Используйте камеру не только в отпуске или по праздникам. Иногда интересные кадры можно сделать, просто гуляя вечером или когда вы торопитесь в магазин или стоя на остановке. Но не забывайте и о простых правилах по уходу за камерой – тогда она долго вам прослужит, и вы сможете сделать массу замечательных снимков.
Стоит понимать, что, когда фотокамеру нельзя надолго оставлять без дела – периодически заряжайте аккумулятор, просто включите и выключите, сделайте пару-тройку снимков. Не храните технику в неблагоприятных условиях.
Фотография – увлекательное дело