Тем временем Феликс и Аня стали ко мне привыкать. В работе няней общение с детьми – это самое чудесное.
Собираемся утром в садик. Ведём диалог:
– Феликс, как называется детёныш коровы?
– У коровы?
– Да, мама корова, а её сыночек? Кто? Телёнок.
– Теёнок? – удивляется малыш.
– Да. Мама Лошадь, а её детёныш жеребёнок.
– Жеебёнок? – не выговаривает.
– Теперь ты. Мама слониха, её ребёнок?
– ??
– Сло… – подсказываю.
– Слоняк!
Аня не в настроении. Не выспалась, отказывается расчёсывать волосы.
– Анечка, давай я тебе красивую причёску сделаю?
– Не хочу!
– Ты сама выберешь резинки, какого цвета?
– Зёльтый (жёлтый)!
– Жёлтый, как цыплёнок? Или оранжевый, как апельсин?
– Цыпё-ёнок (цыплёнок)!
– Цып-цып-цып, мои цыплятки,
Цып-цып-цып, мои касатки —
Развесёлые дружочки,
Мои жёлтые комочки. (Пою)
Аня представляет себя цыплёнком, весело кружится, потом садится и даёт себя причесать.
Собираемся на площадку. Феликс копошится.
– Феликс, надевай кроссовки, мы идём гулять.
– Не пойду, – отвечает.
– Почему? – удивляюсь.
– Я не пойду гулять, потому что с мамой на море уезжаю.
– Малыш, так это же не сегодня!
Но самое классное время мы проводим на прогулке. Аня залезает на горку и кричит в трубу:
– Ма-ша! Няня! Нянечка моя!
– Ау-у, Анечка, я здесь, жду тебя.
Весело скатывается вниз. Бежит опять наверх.
Тем временем Феликс катается на велобеге. Упал, испачкал ладошки, плачет.
– Ты упал? (Ласково)
– Да… – показывает мне ручки.
– Больно?
– Нет, руки испачкались (расстроен).
– Ничего страшного, давай салфеткой вытрем?
– Давай!
Вытираем руки – счастливый садится на велобег, едет дальше.
У бабушки День рождения. В ресторане, большая детская площадка, лазалки, работают аниматоры. Четверо детей, кажется, растворились в толпе, я сижу на стульчике, стараясь высмотреть, где наши. Время от времени нахожу их, подхожу и спрашиваю:
– Как дела?
Убедившись, что всё в порядке, возвращаюсь на свой стульчик.
В какой-то момент засмотрелась на клоуна. Дети сами подходили ко мне по очереди.
– Как дела? Всё в поядке (порядке)? – Феликс заглядывает мне в глаза.
– Да, спасибо. Ты очень внимательный.
Со старшими контакт тоже налаживается потихоньку. В игровой комнате, в ресторане, полно пластмассовых овощей и фруктов. Мне приходит идея поиграть с детьми в развивающую игру.
– Дети, хотите поиграть? – спрашиваю.
– Да-а! – кричат дети.
– Давай ты будешь нашей мамой? – предлагает Мартин.
– Э-э-э… – я озадачена. – Давайте мы лучше полетим в космос! Хотите на космический корабль?
Дети бегут ко мне на диван со всех сторон.
– Но сначала, – говорю, – нужно хорошенько подготовиться. Нам предстоит далёкое путешествие. Давайте возьмём с собой побольше еды.
И дальше игра, какие молочные продукты возьмём, какое мясо, какие фрукты, какие овощи и прочее.
Мартин принес капусту, чеснок, морковь и брокколи.
– К полёту готов!
– Маша! Няня! – зовёт меня Алексей.
– Лёша, что случилось?
– Я покакал, помоги мне помыть попу.
– Да, конечно, давай помоем. Спасибо за доверие.
Мартин приходит со школы.
– Привет, – говорю я ему.
– Пока! – отвечает.
– Неудачная шутка, Мартин. Со взрослыми так невежливо разговаривать. Разве что с друзьями, да и они обидятся, я думаю.
– Обидятся?
– Ну да. А тебе было бы приятно?
– Нет.
– Вот и мне неприятно. Никому не понравится.
Прислушался. Хотя подобных «шуток» у него было много.
По вечерам с малышами на 15 минут выходим из детской, чтобы проветрить перед сном. Идём в комнату няни читать книжку. У меня на подоконнике сидит Чебурашка. Это моя игрушка, я привезла его с собой.
– Дети, идём к Чебурашке! – зову.
Малыши бегут наперегонки. Каждый хочет поговорить с Чебурашкой. Потом мы читаем сказку. Чебурашка тоже внимательно слушает. Но иногда происходят и странные вещи. Феликс вымещает агрессию на игрушку. Кусает его за уши. Аня переживает:
– Чебурашке больно! Он будет плакать.
– У Чебурашки уши мягкие, ему не больно, – успокаиваю я девочку. – Ну и лучше так, чем он тебя или меня укусит.
Феликс частенько бывал взвинченным после ссоры с мальчиком в детском саду. Я поговорила с воспитателем, чтобы она обратила на это внимание. Со временем Феликс перестал кусать Чебурашку, целовал его перед сном.
Наблюдая за детьми, вижу, как на них сказывается вечная загруженность. Расписание не предполагает свободного времени. Младшие допоздна в саду, у старших Тхэквондо, гимнастика, плавание, логопед, английский и футбол. Дома дети говорят на русском и немецком. В школе на английском. В игровой комнате есть игрушки, но играть с ними некогда. С них только протирают пыль домработницы.