К вопросу о взаимодействии Чеченской Республики с федеральными органами власти и управления

В настоящее время республиканская экономическая политика, гармонизация взаимоотношений Центра и Чеченской Республики находятся в центре внимания российской и мировой общественности.

Одновременно с созданием семи федеральных округов и усилением вертикали государственной власти осуществляется процесс перераспределения многих прав и полномочий в пользу территориальных образований.

Это ведет к возрастанию роли регионов в обеспечении стабильного и устойчивого социально-экономического развития страны. При этом отмечаются качественные изменения статуса и функций региональных и муниципальных органов управления.

Мировой опыт показывает, что именно региональное управление экономикой наиболее полно и эффективно решает вопросы, имеющие значимость для населения данной территории.

К примеру, в США, Германии и Японии на долю местных бюджетов приходится до 60 % общих доходов и расходов государственного консолидированного бюджета, в то время как в России от 20 до 30 % общих бюджетных расходов. В Чеченской Республике этот показатель не превышает 10 %.

Проводимые в стране экономические реформы приводят к тому, что Чеченская Республика обязана сама принимать большинство жизнеобеспечивающих решений на месте и нести полную ответственность за их последствия. Так, Чечня должна разрабатывать собственную концепцию и тактику экономических и социальных преобразований, находить наилучшие способы мобилизации внутренних ресурсов, определять свое место в общей хозяйственной системе страны.

В этих условиях для Чеченской Республики одной из актуальнейших становится проблема поиска оптимального соотношения: Центр – федеральный округ – республика – муниципальные образования.

Каждое из отмеченных направлений предусматривает целостную систему концептуальных и частных вопросов, которые могут быть выведены как в самостоятельные блоки исследования, так и решаться в совокупности.

Обширность территории России обусловливает разнообразие особенностей регионов, связанных с природно-климатическими условиями. Многонациональность населения приводит к необходимости учета особенностей всех наций и народностей, каждой из которых присущи свои исторически сложившиеся традиции, обычаи, производственные и социальные особенности.

Чеченская Республика обязана выстраивать свои отношения в соответствии со сложившейся системой вертикали государственной власти. Существующее многообразие факторов, по-разному влияющих на развитие ее экономики, во многом осложняет проблемы территориального планирования и регулирования.

На развитие экономики и социальной сферы Чеченской Республики оказывает также значительное влияние ряд политических, социальных и экономических предпосылок начала 90-х гг. ХХ века.

Основным является то обстоятельство, что в России произошли грандиозные по своей масштабности изменения по переходу от социалистического способа воспроизводства к капиталистическому.

Если в целом во всех субъектах Российской Федерации переход к рынку носил более или менее цивилизованный характер, то в Чеченской Республике он приобрел черты национальной катастрофы, сопровождавшейся значительными людскими потерями и практически полным разрушением экономического потенциала республики.

Чеченская Республика в отличие от других субъектов России находится в уникальной ситуации. В ее экономике не были реформированы отношения собственности. В течение многих лет она не находилась в российском правовом и информационном поле. Не были разрешены в Чечне и вопросы разграничения и управления государственной собственностью.

Существующие жесткие ограничения на развитие процессов приватизации в Чеченской Республике привели и приводят к формированию частных капиталов и развитию частного предпринимательства преимущественно за счет незаконной перекачки средств и материальных ценностей из государственного сектора экономики в частный.

Одной из серьезных проблем Чеченской Республики является то обстоятельство, что, имея в своей основе государственную форму собственности, она вынуждена функционировать в рыночном пространстве России.

В силу этих причин предприятия и организации, расположенные на территории Чечни, не в состоянии эффективно конкурировать с организациями и предприятиями регионов Российской Федерации, а следовательно, не в состоянии без коренных рыночных преобразований осуществлять расширенное воспроизводство.

В настоящее время основной формой собственности на территории Чечни является государственная собственность. В то же время в субъектах Российской Федерации 80 % национального богатства являются частной собственностью. Если вести речь о таком понятии, как эффективность рыночной системы, то в соответствии с принципами либеральной экономической концепции государство является наименее эффективным производителем. Считается, что критерии, которыми руководствуются государственные предприятия в принятии хозяйственных решений, могут отличаться от рыночных, в результате чего принимаемые решения не будут способствовать более эффективному распределению и использованию вовлекаемых в хозяйственный оборот ресурсов.

Загрузка...