Переход России в начале 90-х гг. ХХ века к капиталистическому способу воспроизводства привел к коренным изменениям не только в экономике, но и в социальной сфере. Как часть социально-экономической системы, не остались в стороне от реформ учреждения сферы образования.
Образовательные учреждения Чеченской Республики в течение около 10 лет оказались изолированными от общероссийских процессов рыночных реформ. Виной этому послужили события 1991 г., связанные с государственным переворотом, а также две военные кампании, имевшие место на территории Чеченской Республики в период с 1994 по 1995 г. и с 1999 по 2000 г.
Следует отметить, что с 1991 по 1994 г., а также с 1996 по 1999 г. работники сферы образования Чеченской Республики не получали заработную плату. За указанный период из бюджета Российской Федерации трансферты на финансирование учреждений образования Чечни не поступали. Несмотря на это, система образования Чеченской Республики сохранила свою целостность. Это стало возможным благодаря трудовому энтузиазму и самоотверженности работников сферы образования.
Можно констатировать, что учителя школ и преподаватели вузов Чеченской Республики совершили за отмеченный период гражданский подвиг не только перед собственным народом, но и перед всеми народами Российской Федерации. Сохранение целостности системы образования на территории Чеченской Республики явилось, по сути, одним из основных факторов сохранения целостности самой России. Высшее образование Чеченской Республики должно было стать “двигателем” социально-экономических реформ. От квалифицированного решения проблем высшей школы, использования ее научно-технического потенциала как инструмента антикризисного управления, обеспечения инвестиционного и инновационного развития экономики должно было зависеть развитие республики как в ближайшем, так и в отдаленном будущем.
Перед высшей школой стояла проблема подготовки элитных специалистов. Решить такую задачу можно было только путем радикального повышения качества образовательного процесса на основе использования инновационных образовательных технологий, доминирования информационных технологий и телекоммуникаций, создания системы совместного научного творчества ученых со студентами, аспирантами, докторантами. Результатом этих мер явилось бы решение конкретных задач развития республики, повышения ее социально-экономического, научно-технического и культурного потенциала.
В целях решения указанных задач потребовалось провести анализ основных направлений развития системы высшего профессионального образования, соизмеряя их с проблемами социально-экономического развития Чеченской Республики и историческими тенденциями прогресса образования, науки и культуры.
Университет являлся учреждением, где сосредоточивалось “высшее сословие людей, занимающихся наукой”. Именно университет был призван обеспечить социально-экономическое развитие общества. Этот тезис позволял ясно определять приоритеты государственного финансирования, которое позволило бы обеспечить выход Чеченской Республики из кризиса.
Состояние Чеченского государственного университета характеризовалось точкой потери устойчивости, в которой сложились два однонаправленных вектора кризиса: кадровый и экономический.
Причинами такого явления были не только прошедшие две военные кампании, но и “порочные подходы подбора и расстановки кадров”, которые обострились в поствоенный период. Низкий уровень заработной платы и отсутствие жилья у преподавателей и сотрудников порождали низкие сбережения. Низкие сбережения препятствовали накоплению частного капитала, необходимого для интеллектуального развития. Отсутствие частного капитала приводило к отсутствию мотивации к производительному труду и снижению заинтересованности в повышении квалификации. Низкий уровень качества подготовки кадров приводил к низким доходам у выпускников вузов и как следствие – неудовлетворенности жизнью. Низкий уровень доходов вновь порождал низкие сбережения и так далее, по логически замкнутому кругу.
Все это происходило на фоне высокого уровня коррупции, который приобрел черты национального бедствия. Ректорат, по сути, превратился не в координатора по вопросам определения стратегии научно-технического развития республики, а в “коммерческий магазин” по распределению должностей.
Переход страны к рыночной экономике предъявил повышенный спрос на экономические и юридические специальности. Вчерашние математики, физики, филологи стали проявлять поразительную гибкость при замещении руководящих должностей экономических факультетов. Ранее они всегда “успешно” выступали в роли координаторов на вступительных экзаменах. Сложилась парадоксальная ситуация, при которой отдельные кандидаты наук затруднялись порой сформулировать названия тем своих защищенных кандидатских диссертаций.
Итогом такой практики являлось то, что качество подготовки экономических кадров в Чеченском государственном университете находилоь на уровне профессионально-технического училища советского периода.
Все это мешало разработке и адаптации новых, перспективных технологий социально-экономического и научно-технического развития Чеченской Республики и только “пикировало” экономическое развитие республики по спирали “порочного круга нищеты”.
Как известно, в 30-е гг. ХХ века советское государство приняло ряд протекционистских мер, направленных на развитие высшего инженерного и естественно-научного образования, обеспечив высокие для того периода стипендии, а также высокие (в сравнении с рабочими) должностные оклады инженерно-технических работников. Результаты не заставили себя долго ждать. Страна в короткие сроки получила лучшие в мире танки и самолеты и смогла выйти победителем во Второй мировой войне.
Ныне современный мир предъявляет спрос на другие виды продукции, такие как информационные технологии, биотехнологии, нанотехнологии и т. д. Все это свидетельствует о том, что развитие производства на основе инвестиций в человеческий капитал не утратило своей актуальности.
Мы должны признать, что экономика и социальная сфера Чеченской Республики не нуждаются в таком количестве экономических и юридических кадров, тем более такого низкого качества.
В сложившейся ситуации требуется принятие незамедлительных мер, направленных на создание технического университета (на базе существующего Грозненского государственного нефтяного института) с наделением его функциями главного координатора экономических реформ на территории Чеченской Республики.
По нашему мнению, указанный университет мог бы внести крупный вклад в развитие чеченской школы подготовки инженеров и чеченской научно-технической мысли и в целом в развитие мировой цивилизации.
В технических университетах открываются более широкие перспективы для развития лучших традиций мирового и отечественного инженерного образования.
Сохранившийся фундамент естественно-научных, социально-экономических и гуманитарных дисциплин, возможность творческого пополнения знаний, существующие навыки в научно-исследовательской работе и многое другое позволит выпускникам технического университета подняться на более высокую ступень профессионального развития. При этом выпускники сохранят способность к самообучению на протяжении всей жизни, а в случае необходимости без значительных усилий и потерь смогут переходить к другим видам деятельности. Обученные в техническом университете специалисты будут эффективно использоваться не только в образовательной деятельности, но и в организации инновационного и инвестиционного процессов, в целях преодоления кризисных ситуаций в экономике, в обеспечении устойчивых темпов роста на основе экономической, бюджетной, коммерческой, социальной и экологической эффективности научно-технической продукции.