Чеченская Республика на протяжении многих лет находилась в состоянии затяжного системного кризиса, который охватывал все сферы жизни и деятельности чеченского общества, а именно: социальные основы, экономику, финансы, идеологию.
Основными причинами, которые ввергли Чеченскую Республику в это состояние, явилось то, что в 90-х гг. ХХ века в России произошли грандиозные по своей масштабности изменения по переходу от социалистического способа воспроизводства к капиталистическому.
В указанный период, в 1991 г., на территории Чеченской Республики был осуществлен государственный переворот, который впоследствии привел народ Чеченской Республики к национальной катастрофе, сопровождавшейся значительными людскими потерями и практически полным разрушением экономического потенциала республики.
По нашему мнению, системный кризис, который затронул идеологию чеченского народа, оказался наиболее губительным, так как он обрел религиозную окраску. Это привело к тому, что Чеченская Республика превратилась в объект атаки со стороны международных террористов. Возникшее гражданское противостояние внутри чеченского общества с элементами религиозности обрело особый драматизм для судеб тысяч и тысяч мирных граждан Чечни.
В сложившейся ситуации ввод российских войск на территорию Чеченской Республики в 1999 г. стал вполне предсказуемым событием, так как начинавшаяся гражданская война на территории Чеченской Республики стала представлять угрозу для национальной безопасности и территориальной целостности России.
По сути, на южных рубежах страны решались вопросы сохранения России или судьба целого государства.
Не стоит забывать, что в 1999 г. золотовалютные запасы России составляли величину немногим более 12 млрд долларов. Это примерная сумма денежных инвестиций, направляемых на проведение в 2014 г. зимней Олимпиады в г. Сочи. Ныне золотовалютные запасы нашей страны около 800 млрд долларов.
Полагаем, что 1999–2007 гг. войдут в историю современной России как годы спасения российской государственности.
Назначение Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в 2000 г. на должность руководителя Чеченской Республики религиозного и общественного деятеля Ахмат-хаджи Кадырова явилось наиболее важным позитивным шагом, направленным на остановку разраставшейся гражданской войны и установление мира не только на территории Чеченской Республики, но и России в целом. В настоящее время Чеченская Республика уверенно выходит из состояния системного кризиса.
Российское правительство и руководство Чеченской Республики рассматривают вопрос возрождения духовных традиций чеченского народа в качестве одного из основных условий достижения прочного мира и стабильности в республике.
В контексте решения указанной задачи ведется обустройство расположенных на территории республики почитаемых мусульманскими паломниками святых мест, развернуто строительство и восстановление мечетей, медресе и зияртов.
Пристальное внимание к сохранению национальной самобытности и культурно-религиозных традиций на деле способствует ощутимому росту авторитета власти и проводимой ею в республике политики мирных преобразований. Проводимая федеральным Центром и руководством Чеченской Республики политика способствует динамичному возрождению этого субъекта Российской Федерации.
На сегодняшний день полностью восстановлены города Грозный, Аргун, Гудермес. Введен в строй столичный аэропорт (г. Грозный). Реализуется программа газификации населенных пунктов республики, включая труднодоступные горные районы. По заявлению главы Счетной палаты РФ С. Степашина, в 2006 г. Министерству регионального развития России, госзаказчикам и правительству Чеченской Республики удалось практически полностью освоить предусмотренные государственные капитальные вложения в объеме 9,3 млрд руб.. Строительно-восстановительные работы в республике велись на 420 объектах, из которых в строй были введены 246 из планировавшихся 253. На восстановление жилья и объектов социальной сферы было выделено 6,8 млрд руб., или 72,9 % от общего объема финансирования. Значительный прогресс наметился в вопросах обеспечения безопасности рядовых граждан. В кратчайшие сроки была полностью восстановлена и стала устойчиво функционировать судебная система Чеченской Республики, которая была призвана обеспечить конституционные свободы граждан. Успехи в решении указанных вопросов были достигнуты за счет эффективного функционирования Управления судебного департамента Верховного Суда Российской Федерации по Чеченской Республике.
Ныне одна из основных проблем республики, связанная с похищением людей, практически решена. Так, в 2000–2002 гг. в правоохранительные органы республики поступало до 500–600 заявлений о пропаже людей в год, а в 2006 г. таких заявлений было лишь 23. По ним возбуждались уголовные дела, велось следствие.
В 2007 г. в федеральном бюджете России было запланировано выделение 12 млрд руб. на восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики. Кроме того, была разработана программа “Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008–2011 годы”, согласно которой в указанный период планировалось выделение 114 млрд руб. на то, чтобы поднять уровень жизни в Чечне до среднего по стране. К 2011 г. будут построены 41 школа, 32 учреждения здравоохранения.
Таким образом, федеральным Центром и руководством Чеченской Республики велась планомерная и целенаправленная работа по восстановлению экономики и социальной сферы Чеченской Республики.
Необходимо также отметить, что ныне активно развиваются экономические отношения между Чеченской Республикой и Китайской Народной Республикой.
Китайские бизнесмены проявляют устойчивый интерес к инвестиционным проектам Чеченской Республики. В частности, китайские бизнесмены собираются построить в республике кирпичный завод, завод по розливу минеральных вод, а также ряд объектов социального назначения.
Если бы обстановка в Чеченской Республике была действительно такой напряженной, как передают западные СМИ, иностранный капитал вряд ли пришел в Чечню. Никто не захотел бы рисковать своими инвестиционными ресурсами. Кроме того, иностранные инвестиции в экономику Чеченской Республики застрахованы российским Внешторгбанком (ВТБ), который возместит ущерб инвесторам в случае форс-мажорных обстоятельств.
Одновременно правительством Чеченской Республики ведется работа по установлению деловых контактов с Республикой Казахстан. Так, в апреле 2007 г. в г. Грозном находилась делегация представителей деловых кругов Казахстана с целью ознакомления с обстановкой на территории Чеченской Республики и изучения вопросов о возможности инвестиционных вложений в экономику республики.
Казахские предприниматели проявили интерес к инвестиционным проектам, связанным с нефтедобывающей отраслью, строительством, а также предоставлением услуг связи населению Чеченской Республики.
Активно развиваются экономические отношения Чеченской Республики с Южной Кореей и Германией. В июле 2007 г. в Чеченской Республике с деловым визитом находилась делегация представителей крупного бизнеса Германии, которые высказали намерения принять участие в реализации проекта по сборке современных подъемных кранов на подвижной платформе и производству строительных инструментов в г. Грозный на базе грозненского завода “Трансмаш” и бывшего Гудермесского биохимического завода. Данные проекты могут обеспечить дополнительно около 500 рабочих мест.
Представителями деловых кругов Южной Кореи проявлен интерес к размещению на территории Чеченской Республики производства электробытовых приборов.
Вместе с тем, по нашему мнению, достигнутые успехи могут принести более ощутимые результаты, если к процессу созидательной деятельности на территории Чеченской Республики подключатся представители бизнес-элиты других субъектов Российской Федерации.
На сегодняшний день чеченскими бизнесменами, проживающими за пределами Чеченской Республики, совершенно бескорыстно вложено в восстановление экономики и социальной сферы Чечни свыше 30 млрд руб..
Следует отметить, что в отличие от других субъектов России Чеченская Республика находится в уникальной ситуации. В мировой практике не было случаев, когда страна в целом переходила бы от социалистического способа воспроизводства к капиталистическому, а отдельный регион оставался бы при прежних экономических отношениях.
Речь идет о том, что основной формой собственности на территории Чеченской Республики продолжает оставаться государственная собственность, в то время как во всех остальных субъектах Российской Федерации 80 % национального богатства являются частной собственностью. В силу указанных причин предприятия и организации, расположенные на территории Чеченской Республики, не в состоянии без коренных рыночных реформ эффективно конкурировать с предприятиями и организациями, расположенными в других субъектах Российской Федерации. В образовавшемся вакууме переходного периода российская бизнес-элита могла бы занять свое достойное место и ускорить процесс возрождения экономики и социальной сферы Чеченской Республики.
Уверен, что в этом заинтересованы деловые и политические силы страны, которым дорог принцип мирного сосуществования.
Гражданам Чеченской Республики необходимо осознавать, что перед ними стоят масштабные задачи по созиданию в экономической деятельности. При этом нельзя забывать, что не следует наносить урон собственному культурному наследию, преемственности национальных традиций и обычаев.
Нельзя забывать, что ни одна экономическая система не способна достигнуть успеха, если не окажется в гармонии с культурным наследием и надеждами народов, живущих при указанной системе.
В современном мире большинство экономических проблем в первую очередь проистекают из-за факта ограниченности ресурсов. Вместе с тем эти проблемы могут происходить также из-за неэффективного механизма хозяйствования.
Государства и мировая экономика переживают периоды экономической стагнации, роста уровня инфляции, массовой безработицы, обесценивания реальной заработной платы в результате снижения курсов валют и т. д.
Указанные экономические проблемы приводят к снижению спроса населения и уровня жизни.
Резкое снижение уровня и качества жизни часто приводит к грубой деформации нравственных ценностей, а порой и к обесцениванию человеческой жизни. Поэтому долг каждого человека состоит в том, чтобы заботиться о близких и родных, о соседях и бедных, о слабых и больных. Экономическое превосходство одних людей над другими должно служить средством развития, а не причиной для дискриминации, несправедливости и притеснений.
Если в каком-либо обществе распространится правило наказания слабых и прощения знатных, то это приведет к его гибели.
Одним из направлений возрождения экономики Чеченской Республики должны стать долговременные инвестиции в развитие ее экономики.
В связи с этим представляется целесообразным налаживание долговременных экономических связей Чеченской Республики с другими субъектами Российской Федерации. В качестве начального этапа созидательной деятельности требуется также налаживание устойчивого функционирования банковской системы на всей территории Чеченской Республики.
Необходимо четко осознавать, что без налаженной собственной банковской системы невозможно претворять в жизнь крупные инвестиционные проекты, нельзя победить масштабную коррупцию, затронувшую многие сферы жизни и деятельности чеченского общества.