Марина Халеева Будильник на концерте

От автора

Когда-то в городе Шуя Ивановской области жили три замечательные женщины: Онсова Тамара Сергеевна, её сестра Вера Сергеевна и племянница Ильина Римма Алексеевна.

Все они были музыкантами: сёстры играли на скрипке, а Римма Алексеевна ещё и на фортепиано. Была она также сочинительницей музыки, и некоторые её пьесы («Козлик», «На качелях» и др.) печатались в сборниках для юных скрипачей.

Приехали они в Шую из Тюмени, где преподавали в музыкальном училище. Болезнь Риммы Алексеевны вынудила их покинуть Сибирь и выбрать для жительства городок средней полосы России, где была музыкальная школа.

Тамара Сергеевна и Вера Сергеевна имели каждая свой скрипичный класс, Римма Алексеевна преподавала детям теорию музыки и музыкальную литературу. Способных ребят они искали по всей Шуе, и объявления о приёме в музыкальную школу висели даже на городских банях.

Творческая энергия била в них ключом. Они давали множество концертов, играя и дуэтом, и в ансамбле со своими учениками, участвовали в самых разнообразных лекториях общества «Знание», а их одарённые ученики, каждый год поступая в Ивановское музыкальное училище, неизменно оказывались в числе лучших.

В то время, когда я познакомилась с этой удивительной семьёй, Веры Сергеевны уже не было в живых, а Тамара Сергеевна с племянницей были на пенсии.

В своей небольшой квартирке для окрестной детворы они устроили ДУК – домашний университет культуры. И каждое воскресенье там звучала МУЗЫКА.

Дети рассаживались на сундуках, маленьких стульчиках и кухонных табуретках. Из книжного шкафа, полки которого были заполнены сказками всех времён и народов, торжественно доставалась книга, и под чудесное музыкальное сопровождение (Римма Алексеевна играла на фортепиано) Тамара Сергеевна вдохновенно читала детям очередную волшебную историю.

Несколько раз и мне с моими учениками удалось посетить занятия домашнего университета. Запомнилась небольшая чугунная черепашка, стоявшая на столе. Когда ей нажимали на хвостик, раздавался приятный мелодичный звон, который означал окончание сказки. С помощью такой черепашки в старину барыня вызывала горничную, а у нас… черепашка переходила от одних детских рук в другие, и чей-то очень счастливый пальчик замирал на её хвостике в ожидании звонка.

В соседней комнате стояла фисгармония. Римма Алексеевна приглашала детей пройти туда, рассказывала об этом инструменте и сама же играла на нём. Было такое ощущение, что в квартире звучал маленький орган.

Потом дети играли в музыкальное лото, где призами были вырезанные из журналов и наклеенные на картон фотографии знаменитых музыкантов.

У меня сохранилось письмо Риммы Алексеевны, где она приглашала меня приехать и где обещала, что они с Тамарой Сергеевной сделают всё возможное, чтобы моим детям было интересно учиться.

Впоследствии я получила из Шуи сценарии музыкальных праздников, которые помогли провести школьные лекции-концерты: «Подарок маме», «Детство Моцарта», «Поговорим о скрипке» и др.

Однажды к Новому году Тамара Сергеевна предложила написать каждому моему ученику пожелания в стихах. Для того чтобы они были целенаправленны и индивидуальны, я должна была отослать в Шую хотя бы несколько строчек о каждом, «кто чем дышит».

Когда же мы зачитывали эти «пожелания» на новогоднем концерте, мои дети и родители просто ахали… Стихи были оформлены с помощью ярких новогодних открыток, и для каждого это был настоящий праздник.

Одной очень улыбчивой первокласснице Тамара Сергеевна писала:

Дед Мороз пришёл не рано,

Всех зовёт к себе на бал.

Где ты, милая Оксана,

Первоклассница Човгал?

Ах, Оксана-непоседа,

Ты подвижна, как волчок.

Пропоют пускай для Деда

Твоя скрипка и смычок!

В артистическую позу

Встань, играй, не торопись

И, конечно, Дед Морозу

Потеплее улыбнись!

На следующий год та же девочка, увлёкшаяся прыжками на батуте и потому гораздо меньше времени уделявшая игре на скрипке, получала уже совсем другие стихи:

Оксана, с тобою не дружен смычок!

Ведёшь его прямо, а он – на бочок!

За что же, смычок, ты Оксану не любишь,

За что ты успехи Оксанины губишь?

Смычок рассердился, молчал пять минут,

А после ка-а-ак прыгнет на мягкий батут!

Позже стихи о своих учениках стала писать я сама. На уроках случались интересные ситуации, забавные высказывания. Я делала записи, хранила их.

Вот ученица случайно на уроке роняет смычок на пол, тут же поднимает его и говорит:

– Бедненький, ты не ушибся?

Другая утешает первоклассника, с трудом осваивающего азы игры на скрипке:

– Вот научишься смычком водить, станешь ещё умнее…

Много судеб прошло передо мной за четверть века. Некоторые стихотворения писались «по горячим следам», некоторые ждали своего часа.

В моих стихах будни музыкальной школы: уроки, концерты, экзамены, общение с учениками, коллегами.

Книг об учащихся музыкальной школы выпущено очень мало, хотя, конечно же, есть специально написанные для детей рассказы о жизни и творчестве композиторов, различных музыкальных инструментах, о том, как научиться слушать и понимать музыку.

К счастью, в годы моего детства, в то время, когда я уже мечтала учиться играть на скрипке, мне попала в руки книга Эсфири Михайловны Эмдем «Школьный год Марины Петровой». Сейчас мои ученики читают повесть Григория Владимировича Абрамяна «Кто взял фальшивую ноту?». Это книги именно о музыкальной школе.

Но, наверное, это почти всё.

И своей новой книгой «Будильник на концерте» мне хотелось расширить круг подобной литературы. Это истории в стихах – забавные, весёлые, а порой и грустные. Чаще всего это мой личный педагогический опыт.

Ученики музыкальной школы – это обычные дети, но с большей, по сравнению с другими детьми, тягой к музыке, к овладению музыкальным инструментом.

Не всегда у ребёнка сразу появляется понимание того, что учиться играть на инструменте – это нелёгкий труд. Овладение полученными навыками надо постоянно поддерживать каждодневными самостоятельными занятиями, что очень нелегко.

Но если себя не воспитывать, не учиться преодолевать лень, не отказываться порой от развлечений во имя МУЗЫКИ, заиграть на каком бы то ни было музыкальном инструменте просто не удастся.

Своим ученикам я говорю, что честнее, чем труд на скрипке, ничего нет. Можно списать контрольную работу или задачку, воспользоваться подсказкой на уроке, но когда скрипач выходит на сцену САМ и играет, то слушателям видна и его душа, и его умение, и вложенный в исполнение труд. Не только взрослый, но и маленький ученик на сцене виден весь сразу: талантливый, малоспособный или просто лодырь.

Конечно, далеко не все ученики музыкальной школы в будущем становятся профессиональными музыкантами. Многие учатся, как это принято говорить, «для себя». Но труд «для себя» в музыкальной школе просто невозможен. Можно пролениться и не очень хорошо сыграть на экзамене, но если тебе поручили сыграть на концерте, то подарить слушателям фальшивый мотив ты не вправе.

Не каждый способен кропотливо разбирать музыкальный текст, вдумываться в замысел композитора, заучивать, запоминать, исправлять свои ошибки. На подготовку иного произведения к исполнению на сцене уходят месяцы труда!

Так что, оказывается, учиться в музыкальной школе – это совсем не простое дело.

Но умение трудиться всегда поможет в жизни. И когда-то старательно разученная «Лисичка» в будущем поможет так же старательно подготовить какой-нибудь инженерный проект, успешно прооперировать больного, безукоризненно сшить пальто или костюм.

Прочтёт эту книгу ученик музыкальной школы – и, может быть, улыбнётся или, увидев что-то полезное, убережёт себя от ошибок в поведении, учёбе, общении с учителем.

Прочтут книгу взрослые: мамы и папы, которые привели учиться в музыкальную школу своих детей, – и им откроется что-то новое в своих детях, ведь они не бывают на уроках и подчас не ведают, каков их ребёнок в иных условиях, вне дома.

Прочитают книгу те люди, которые музыке никогда и не учились, – и им будет интересно узнать, что же происходит за стенами этого небольшого двухэтажного здания, из окон которого с утра до вечера доносятся звуки различных инструментов, пение и на котором висит скромная небольшая табличка «Детская музыкальная школа».

Марина Валентиновна Халеева

Загрузка...