«Лиды», которые для Вас за деньги приводит в бизнес отдел маркетинга, должны превращаться в деньги, то есть окупаться. Но это далеко не всегда так.
В малом бизнесе доведением лида/заявки до продажи занимается сам предприниматель (отрабатывает возражения, выставляет счета, напоминает и доводит до оплаты). А в более крупных компаниях, маркетинг только закупает лиды и передает их в отдел продаж. И вот тут появляется коварный показатель – «конверсия» – показывающий, насколько некомпетентные маркетологи работают в компании и насколько нецелевые лиды они приводят за Ваши деньги в Ваш бизнес.
Продать нецелевому лиду практически невозможно. А деньги Вы уже на них потратили. Это боль всех компаний, которые продают свои товары/работы/услуги в интернете. Люди все чаще заполняют формы заявок на сайте импульсивно, зацепившись за красивую рекламную фразу, которую придумали Ваши маркетологи, данные вводят в форму спонтанно, или просто чтобы перезвонили, проконсультировали, ответили на вопрос. Часто они даже не помнят, что подавали заявку. В итоге заявок падает все больше, бюджеты на них сливаются тоннами, а в оплаты они превращаются все реже..
Конверсия из «лидов» в «клиентов» – то есть в оплаты – в обычных бизнесах, продающих через интернет, ничтожно мала, и будет стремиться к нулю с ростом количества сайтов и цифровых сервисов.
Если Вы настроили холодный обзвон это будет всего 1%. Это общеизвестный факт. Чтобы получить одну-две продажи, нужно позвонить в холодную по целевой базе 100 и более раз.
Если Вы настроили лидген в интернете – конверсия может быть немного выше, чем в холодном обзвоне. Смешно, но маркетологи хвастаются, что в заявку превращается 4—6% посетителей сайта, а конверсия заявок в оплаты 15—20%! Представьте, какой поток целевых посетителей нужно направить на этот сайт, чтобы заработать хотя бы на зарплату самому собственнику бизнеса!
Кроме того, после получения заявки – даже целевой – вероятность оплаты уменьшается с каждой минутой. Опытные предприниматели знают, что по свежей заявке надо успеть отзвонить клиенту за 5 минут (!). Иначе клиенту успеет позвонить Ваш конкурент, которому клиент тоже отправит такую же заявку. Зачем клиент это сделает? Чтобы организовать между Вами и Вашим конкурентом своеобразный тендер! Если товары у Вас одинаковые, зачем ему платить больше?
В итоге Ваш бизнес получает заявки на тупой просчет цены. И далее, какие бы другие преимущества не оказались у Вашей компании (офис в Москва-сити, поддержка клиентов, бесплатная доставка и т.д…), Вам все равно придется дать скидку больше, чем у конкурентов. В тендерах эта скидка и есть снижение цены для победы. Только в тендере Вы не платите за сам лид!
Приведу реальный пример из собственной жизни. Недавно я покупал зимнюю резину на автомобиль своего отца. Он знал точно какую марку хочет и, соответственно, попросил меня найти именно эту резину в интернете.
Я нашел несколько неизвестных мне компаний с разными сайтами. Выбрал в итоге компанию с самым простым сайтом, так как увидел эту резину у них в наличии по минимальной цене. Подал заявку. По факту в моей голове уже произошел небольшой тендер. Ведь зачем переплачивать за такую же резину другим? По заявке никто не отзвонил. Я звоню сам: резины в наличии нет, но они могут привести ее через четыре дня. Меня это устроило, ведь цена-то меньше.
Договорился, что оплата будет с карточки, попросил, чтобы курьер приехал с терминалом. Предоплату я вносить отказался, потому что я не знаю эту компанию, сайт у них сделан на коленке и работает с 2019 года4. Переводить 30000 рублей по интернету я им побоялся. В итоге через четыре дня мне привезли резину. Резина оказалась нормальная, заплатил по карте курьеру через мобильный терминал. Все довольны. Все кажется хорошо?
А что бы было, если все пошло бы не по плану? Если бы я отказался от покупки? Ну вот взял и передумал! Причин может быть масса: мало денег, нашел дешевле, вообще решил обойтись без зимней резины и отложить свои поездки до лета…. Договор я не заключал, соответственно, никому ничего не должен (закон на моей стороне).
По факту эта компания получила от меня заявку, все организовала, купила где-то резину, привезла мне, оплатила доставку курьером. Но денег от меня не получила. Для них моя заявка – чистый расход. Я для них лид, за который они заплатили, но который не заплатил им. А расходы принес.
Какие расходы у них были? Давайте посчитаем. Во-первых, они сделали сайт. Во-вторых, они запустили платную рекламу. Именно так я их нашел в интернете, я кликнул на платное объявление контекстной рекламы. Далее, они оплатили телефонию, наняли оператора. Затем, они закупили где-то резину и наняли курьера. Ну и плюс всякая бухгалтерия, связь, офис, склад и т. д.
И в конце всей этой цепочки я взял и отказался от покупки!
Такая система продаж кажется мне в корне нелогичной и как бы… перевернутой, так как она сначала просит денег, а потом может кинуть в любой момент.
А ведь между делом в тендерах:
– мы сначала находим заказ (бесплатно);
– даем скидку, чтобы побороть конкурентов;
– подписываем контракт и только после этого…;
– закупаем товар и поставляем его заказчику.
В тендерах риска просто так потратить деньги – нет. Свои первые расходы по заказу мы начинаем делать, уже точно зная, что заказчик от нас никуда не денется – у нас с ним уже подписан договор. Далее в книге Вы узнаете, как происходит процесс продажи через тендеры. Но до этого, давайте поговорим про скидки – это самое интересное!