7. Джняна – Виджняна – Йога (Путь Знания и Озарения)


1. Шри-Бхагаван:

– Погрузившись умом-манасом в Меня, Партха,

Приняв прибежище во Мне, следуя по пути йоги,

Внемли, как, несомненно и полно, познать Меня.


2. Я до конца открою тебе знание-джняна

И озарение-виджняна, понимание без слов.

Познавшему это уже не останется

Ничего другого для познавания.


3. Среди тысяч людей едва ли один

Стремится достичь совершенства.

Из стремящихся и достигших успеха

Едва ли кто-либо истинно знает Меня.


4. Земля, вода, огонь, воздух, эфир,

Ум-манас, разум-буддхи и эго-ахамкара -

Вот моя проявленная Природа-Пракрити,

Разделённая на восемь частей.


5. Низшая-апара она, узнай же о другой,

Высшей Природе – Пара-Пракрити, о Мощнорукий,

Которая есть Душа Живая-Джива,

Ею держится этот текучий мир.


6. Помни, что все живые существа

Из этого лона-йони.

Я всего мира начало

И всего мира конец-пралая.


7. Нет ничего выше Меня,

Дхананджая,

Всё нанизано на Мне,

Как жемчужины на нить.


8. Я вкус в воде, Каунтея,

Я свет солнца и луны,

Я изначальный слог Аум-Пранава всех Вед,

Звук в эфире и мужество в человеке.


9. Я чистый запах земли,

Я жар огня,

Жизнь во всех существах,

Подвиг в подвижниках-аскетах.


10. Знай меня Партха,

Как вечное семя-биджа всего сущего,

Как разум-буддхи осознающего.

Я доблесть-теджас доблестных.


11. Я сила сильных,

Свободная от влечений и страстей.

Я желание, идущее от закона-дхармы,

О, бык среди Бхаратов (Арджуна)!


12. Знай, что все проявления праведности-саттвы,

Возбуждения-раджаса и помрачения-тамаса

Исходят от меня.

Они во мне, но я не в них.


13. Этими тремя качествами-гунами

Весь этот мир введен в заблуждение

И не знает меня, Неизменного,

Превосходящего все качества.


14. Труднопреодолима божественная

Иллюзия-майя, состоящая из трёх качеств-гун.

Те, кто принял прибежище во Мне,

Избавляются от чар иллюзии-майи.


15. Не принимают прибежище во Мне

Низшие из людей, творящие зло, заблуждающиеся,

Чья проницательность похищена иллюзией-майей,

Идущие путём демонических существ.


16. Четыре вида людей добродетельных

Почитают меня, Арджуна, это страдающие,

Ищущие знания, стремящиеся к обладанию-артхартхи

И мудрые-джнани, о, бык среди Бхаратов.


17. Лучший из них мудрый-джнани,

Верный, безраздельно преданный Единому.

Я очень дорог мудрому-джнани,

И он очень дорог Мне.


18. Все они благородны, так полагаю,

Но мудрый подобен Мне-Атману.

Слившийся с Духом – Юкта-Атман,

Стремится ко Мне, на Путь, выше которого нет.


19. После многих воплощений

Знающий достигает Меня, осознавая:

«Господь-Васудева вездесущ!»

Но такого, великого Душой-Махатму, найти нелегко.


20. Те, чья проницательность похищена

Кама-желаниями, ограниченные своей природой,

Обращаются к малым богам – дэвам,

Выполняя различные ритуалы.


21. Какому бы воплощению или кумиру-тану

Преданный-бхакт не пожелал бы

Поклониться с верою,

Я даю ему непреклонную веру.


22. Наделённый такой верой

Он его благоволения ищет.

Преданный-бхакт получает желаемое,

Но даётся оно Мной.


23. Невелики плоды

Обретаемые неразумными.

Кланяющиеся богам идут к ним.

Мои преданные-бхакты придут ко Мне.


24. Меня, Непроявленного,

Проявленным, Воплотившимся чтят неразумные.

Не ведая Моего Высшего Бытия,

Нетленного, Непревосходимого.


25. Я невидим для людей, скрытый

Иллюзией качеств Природы – йога-майей.

Заблуждающийся мир не знает Меня,

Нерождённого, Вечного.


26. Я знаю прошлое,

Настоящее и будущее

Всех существ, Арджуна,

Но Меня не знает никто.


27. Заблуждением двойственности, исходящей

Из влечения и отвращения, о, потомок Бхараты,

Все существа с рождения погружены

В неведение-моху, Опаляющий врагов.


28. Праведные, свободные от грехов

И заблуждений двойственности,

Почитают Меня,

Твёрдые в обетах.


29. Те, кто ищет прибежище во Мне,

Стремясь к освобождению от старости и смерти,

Постигнут полностью Абсолют-Брахман, тайны действия-кармы

И всеобъемлемость Души, как проявление Духа – Адхья-Атман.


30. Те, кто видит меня в Бытии – Адхи-Бхуте, чтят как высочайшего

Бога – Адхи-Дайве, знают как высшую Жертву – Адхи-Яджню,

Сосредоточив сознание в сердце – юкта-четас,

Познают Меня и в час смерти – праяна-кале.


АУМ ТАТ САТ


Такова седьмая глава Упанишады, священной Бхагавад гиты,

Беседы Шри-Кришны и Арджуны,

Видение Духа-Брахмана и описания единения-йогашастры,

Которая называется Путь Знания и Озарения (Джняна-Виджняна-Йога).

Загрузка...