1. Шри-Бхагаван:
– Погрузившись умом-манасом в Меня, Партха,
Приняв прибежище во Мне, следуя по пути йоги,
Внемли, как, несомненно и полно, познать Меня.
2. Я до конца открою тебе знание-джняна
И озарение-виджняна, понимание без слов.
Познавшему это уже не останется
Ничего другого для познавания.
3. Среди тысяч людей едва ли один
Стремится достичь совершенства.
Из стремящихся и достигших успеха
Едва ли кто-либо истинно знает Меня.
4. Земля, вода, огонь, воздух, эфир,
Ум-манас, разум-буддхи и эго-ахамкара -
Вот моя проявленная Природа-Пракрити,
Разделённая на восемь частей.
5. Низшая-апара она, узнай же о другой,
Высшей Природе – Пара-Пракрити, о Мощнорукий,
Которая есть Душа Живая-Джива,
Ею держится этот текучий мир.
6. Помни, что все живые существа
Из этого лона-йони.
Я всего мира начало
И всего мира конец-пралая.
7. Нет ничего выше Меня,
Дхананджая,
Всё нанизано на Мне,
Как жемчужины на нить.
8. Я вкус в воде, Каунтея,
Я свет солнца и луны,
Я изначальный слог Аум-Пранава всех Вед,
Звук в эфире и мужество в человеке.
9. Я чистый запах земли,
Я жар огня,
Жизнь во всех существах,
Подвиг в подвижниках-аскетах.
10. Знай меня Партха,
Как вечное семя-биджа всего сущего,
Как разум-буддхи осознающего.
Я доблесть-теджас доблестных.
11. Я сила сильных,
Свободная от влечений и страстей.
Я желание, идущее от закона-дхармы,
О, бык среди Бхаратов (Арджуна)!
12. Знай, что все проявления праведности-саттвы,
Возбуждения-раджаса и помрачения-тамаса
Исходят от меня.
Они во мне, но я не в них.
13. Этими тремя качествами-гунами
Весь этот мир введен в заблуждение
И не знает меня, Неизменного,
Превосходящего все качества.
14. Труднопреодолима божественная
Иллюзия-майя, состоящая из трёх качеств-гун.
Те, кто принял прибежище во Мне,
Избавляются от чар иллюзии-майи.
15. Не принимают прибежище во Мне
Низшие из людей, творящие зло, заблуждающиеся,
Чья проницательность похищена иллюзией-майей,
Идущие путём демонических существ.
16. Четыре вида людей добродетельных
Почитают меня, Арджуна, это страдающие,
Ищущие знания, стремящиеся к обладанию-артхартхи
И мудрые-джнани, о, бык среди Бхаратов.
17. Лучший из них мудрый-джнани,
Верный, безраздельно преданный Единому.
Я очень дорог мудрому-джнани,
И он очень дорог Мне.
18. Все они благородны, так полагаю,
Но мудрый подобен Мне-Атману.
Слившийся с Духом – Юкта-Атман,
Стремится ко Мне, на Путь, выше которого нет.
19. После многих воплощений
Знающий достигает Меня, осознавая:
«Господь-Васудева вездесущ!»
Но такого, великого Душой-Махатму, найти нелегко.
20. Те, чья проницательность похищена
Кама-желаниями, ограниченные своей природой,
Обращаются к малым богам – дэвам,
Выполняя различные ритуалы.
21. Какому бы воплощению или кумиру-тану
Преданный-бхакт не пожелал бы
Поклониться с верою,
Я даю ему непреклонную веру.
22. Наделённый такой верой
Он его благоволения ищет.
Преданный-бхакт получает желаемое,
Но даётся оно Мной.
23. Невелики плоды
Обретаемые неразумными.
Кланяющиеся богам идут к ним.
Мои преданные-бхакты придут ко Мне.
24. Меня, Непроявленного,
Проявленным, Воплотившимся чтят неразумные.
Не ведая Моего Высшего Бытия,
Нетленного, Непревосходимого.
25. Я невидим для людей, скрытый
Иллюзией качеств Природы – йога-майей.
Заблуждающийся мир не знает Меня,
Нерождённого, Вечного.
26. Я знаю прошлое,
Настоящее и будущее
Всех существ, Арджуна,
Но Меня не знает никто.
27. Заблуждением двойственности, исходящей
Из влечения и отвращения, о, потомок Бхараты,
Все существа с рождения погружены
В неведение-моху, Опаляющий врагов.
28. Праведные, свободные от грехов
И заблуждений двойственности,
Почитают Меня,
Твёрдые в обетах.
29. Те, кто ищет прибежище во Мне,
Стремясь к освобождению от старости и смерти,
Постигнут полностью Абсолют-Брахман, тайны действия-кармы
И всеобъемлемость Души, как проявление Духа – Адхья-Атман.
30. Те, кто видит меня в Бытии – Адхи-Бхуте, чтят как высочайшего
Бога – Адхи-Дайве, знают как высшую Жертву – Адхи-Яджню,
Сосредоточив сознание в сердце – юкта-четас,
Познают Меня и в час смерти – праяна-кале.
АУМ ТАТ САТ
Такова седьмая глава Упанишады, священной Бхагавад гиты,
Беседы Шри-Кришны и Арджуны,
Видение Духа-Брахмана и описания единения-йогашастры,
Которая называется Путь Знания и Озарения (Джняна-Виджняна-Йога).