1. Шри-Бхагаван:
– Кто совершает должные-карья действия
Не стремясь к их плодам, тот санньясин и йог,
А не тот, кто без огня, без обрядов.
2. То, что именуется отрешенностью-самньяса,
Знай, как йогу, Пандава, ибо без отрешённости
От воображаемых желаний-санкальпы
Не бывает никакого единения-йоги.
3. Для стремящегося к йоге мудреца-муни,
Действие-карма является средством.
Для возвысившегося в единении-йоге
Средством становится Недеяние.
4. Не привязанного к делам,
Ни к объектам чувств,
Отрешившегося от всех желаний,
Называют достигшим единения-йоги.
5. Да возвысит он себя до Духа-Атмана,
Пусть Душа его не деградирует.
Ибо каждый сам себе лучший друг,
И сам себе злейший враг.
6. Сам себе друг тот, кто победил
Себя собою, ум-манас Душою.
У не владеющего умом-манасом,
Своя Душа-Атман словно враг.
7. Умиротворённый, победивший себя, пребывает
В самадхи, в Высшем Духе-Парам-Атмане,
И в холоде, и в жаре, в наслаждении
И в страдании, в почестях и в бесчестии.
8. Чья Душа удовлетворена знанием и осознанием,
Стоящий не вершине – куташха, победивший чувства,
Зовется воссоединённым-юкта единым-йогом.
Он ровно взирает на глину, камень и золото.
9. Еще выше тот йогин,
Кто равно относится ко всем живым -
Благодетелям и безразличным, друзьям и врагам,
Своим и чужим, праведным и грешным.
10. Пусть йог сосредоточенный на Душе-Атмане,
Пребывает тайно в уединении, в одиночестве,
Подчинив восприятие сердца Душе – йата-читта-атма
Без мирских надежд, без собственничества.
11. Пусть в чистом месте устроит
Устойчивое сидение, не высокое и не низкое,
Покрытое соломой из травы куша, тканью
И шкурой оленя или антилопы.
12. Сосредоточив ум-манас на Едином,
Контролируя воображение-читта и чувства,
Опираясь на сиденье, пусть упражняется в йоге,
Для очищения своей Души-Атмана.
13. Устойчивый, пусть держит ровно
И неподвижно тело, голову и шею,
Направив внутренний взор на кончик носа,
И не смотрит по сторонам.
14. Со спокойной Душой, отогнав страх,
Твёрдый в соблюдении целомудрия-брахмачарьи,
Укротив ум-манас и сосредоточившись на Мне,
Пусть восседает поглощенный только Мною.
15. Так упражняясь в единении с Душой,
Йогин, укротив ум-манас, достигает
Покоя-шантим Высшего Освобождения -
Нирваны-Парамам, находящегося во Мне.
16. Йога не для чревоугодника,
И не для питающегося скудно.
Не для того, кто много спит
Или чрезмерно бодрствует, о, Арджуна!
17. Умеренного в еде и посте,
Умеренного в деятельности и отдыхе,
Умеренного во сне и бодрствовании,
Йога исцеляет от страданий.
18. Когда молчаливое сознание-читта
Устойчиво и успокоено в Душе-Атмане,
Тогда отрешённый от всех вожделений
Именуется воссоединившимся-юкта.
19. Как не колеблется пламя свечи,
Находящейся в безветренном месте,
Таков и упражняющийся в единении-йоге,
С укрощённым мыслевосприятием-читтой.
20. Где успокоенное мыслевосприятие-читта
Достигается путем единения-йоги,
Где взирая на свою Душу-Атман,
Радуются Духу-Атману,
21. Там познаётся окончательное блаженство,
Выходящее за приделы чувств-индрий,
Доступное через осознанание разумом-буддхи.
Пребывающий в нем не отклонится от Истины.
22. Обретя его, понимает йогин,
Что уже нет более высокого достижения.
Утвердившись в нём, не будет потрясен
Он даже величайшим горем.
23. Это состояние называется Единением-Йогой,
Освобождением от страданий.
Его достигают лишь те,
Кто стремится к нему решительно и отважно.
24. Все без остатка отбрось желания,
Рождённые мирским воображением-санкальпой.
Постоянно контролируй умом-манасом
Многообразную толпу чувств-индрий.
25. Терпеливо, шаг за шагом,
Погрузи ум-манас в Душу-Атман,
Избавься от всех мыслей
И успокой разум-буддхи.
26. Куда бы ни ускользал
Беспокойный, нестойкий ум-манас,
Его нужно обуздать и вернуть
Под контроль Души-Атмана.
27. Йогин, успокоивший полностью ум-манас,
Умиротворивший-шанти страсти-раджас,
Безгрешный и единый с Духом-Брахманом,
Обретает Высшее Блаженство.
28. Так всегда погружаясь в Душу-Атман,
Йогин, зло в себе уничтожив,
Счастливо вкушает Предельное Блаженство
Соприкосновения с Духом-Брахманом.
29. Сосредоточенный-юкта в Душе-Атмане
Йогин видит равенство всего сущего,
Себя-Атмана во всём, всё в себе-Атмане.
Везде зрит Одно.
30. Кто везде видит Меня,
Всё видит во Мне,
Тот не утратит Меня,
И Я не потеряю его.
31. Кто утвердился в Единстве, кто чтит Меня,
Пребывающего во всех существах,
Тот навсегда останется во Мне,
Независимо от образа жизни.
32. Кто воспринимает других,
Как самого себя-Атман,
И в радости, и в печали,
Тот, Арджуна, лучший из йогов.
33. Арджуна:
– О Мадхусудана (Кришна), для единения-йоги,
Которую ты определяешь, как равновесие,
Я не вижу твердой основы из-за изменчивости.
34. Ибо ум-манас подвижен, Кришна,
Беспокоен, силён и упрям!
Я думаю, что удержать его
Так же трудно, как ветер.
35. Шри-Бхагаван (Кришна):
– Несомненно, Мощнорукий, ум-манас
Беспокоен и непослушен, но его можно обуздать,
Каунтея, упражнениями и бесстрастием.
36. Для того, кто не владеет собой-Атманом
Единение-йога труднодостижима, считаю Я.
Но овладевший собой, работающий над собой,
Может правильно постичь единение-йогу.
37. Арджуна:
– Исполненный веры, но не отрешившийся,
Тот, чей ум-манас мыслями удаляется от йоги,
Не достигший единения, куда он идёт, Кришна?
38. Сбившийся с обоих путей,
Разве не исчезнет он, как растаявшее облако,
О Мощнорукий (Кришна), лишённый опоры,
Заблудившийся на пути к Духу-Брахману?
39. Это сомнение, Кришна,
Развей окончательно.
Ибо никто кроме Тебя
Не разрушит мою неуверенность.
40. Шри-Бхагаван:
– О Партха, сын мой, ни в этом мире,
Ни в следующем нет гибели для творящего благо.
Ни один добродетельный не идет по пути зла.
41. Отпавший от йоги входит в миры
Праведников и остается там на многие годы.
Затем он вновь рождается
В благочестивой и процветающей семье.
42. Или он может родиться
В семье просветлённых йогов.
Но обрести подобное рождение
Самое трудное в мире.
43. Там он получает осознанность-буддхи-самйогам,
Достигнутую в прошлых воплощениях,
И вновь устремляется к совершенству,
О, радость Куру (Арджуна)!
44. Прежними усилиями влечётся он
Даже помимо воли. Стремящийся
Постичь единение-йогу превосходит
Тех, кто просто повторяет слово Брахмы.
45. Йог, покоривший свой ум-манас,
Очищенный от грехов, многими рождениями,
Стремящийся к совершенству,
Достигает Высшего Пути.
46. Йог превосходит аскетов,
Считается выше мудрецов, выше
Идущих по пути действия-кармы.
Будь же йогом, Арджуна!
47. Из всех йогов наиболее совершенен тот,
Кто с верой поместил Меня в Душу-Атман,
Кто погрузился Душой-Атманом в Меня,
Так я считаю.
АУМ ТАТ САТ
Такова шестая глава Упанишады, священной Бхагавад гиты,
Беседы Шри-Кришны и Арджуны,
Видение Духа-Брахмана и описание единения-йогашастры,
которая называется «Путь медитации» (Дхьяна-йога).