6. Дхьяна – Йога (Путь медитации)


1. Шри-Бхагаван:

– Кто совершает должные-карья действия

Не стремясь к их плодам, тот санньясин и йог,

А не тот, кто без огня, без обрядов.


2. То, что именуется отрешенностью-самньяса,

Знай, как йогу, Пандава, ибо без отрешённости

От воображаемых желаний-санкальпы

Не бывает никакого единения-йоги.


3. Для стремящегося к йоге мудреца-муни,

Действие-карма является средством.

Для возвысившегося в единении-йоге

Средством становится Недеяние.


4. Не привязанного к делам,

Ни к объектам чувств,

Отрешившегося от всех желаний,

Называют достигшим единения-йоги.


5. Да возвысит он себя до Духа-Атмана,

Пусть Душа его не деградирует.

Ибо каждый сам себе лучший друг,

И сам себе злейший враг.


6. Сам себе друг тот, кто победил

Себя собою, ум-манас Душою.

У не владеющего умом-манасом,

Своя Душа-Атман словно враг.


7. Умиротворённый, победивший себя, пребывает

В самадхи, в Высшем Духе-Парам-Атмане,

И в холоде, и в жаре, в наслаждении

И в страдании, в почестях и в бесчестии.


8. Чья Душа удовлетворена знанием и осознанием,

Стоящий не вершине – куташха, победивший чувства,

Зовется воссоединённым-юкта единым-йогом.

Он ровно взирает на глину, камень и золото.


9. Еще выше тот йогин,

Кто равно относится ко всем живым -

Благодетелям и безразличным, друзьям и врагам,

Своим и чужим, праведным и грешным.


10. Пусть йог сосредоточенный на Душе-Атмане,

Пребывает тайно в уединении, в одиночестве,

Подчинив восприятие сердца Душе – йата-читта-атма

Без мирских надежд, без собственничества.


11. Пусть в чистом месте устроит

Устойчивое сидение, не высокое и не низкое,

Покрытое соломой из травы куша, тканью

И шкурой оленя или антилопы.


12. Сосредоточив ум-манас на Едином,

Контролируя воображение-читта и чувства,

Опираясь на сиденье, пусть упражняется в йоге,

Для очищения своей Души-Атмана.


13. Устойчивый, пусть держит ровно

И неподвижно тело, голову и шею,

Направив внутренний взор на кончик носа,

И не смотрит по сторонам.


14. Со спокойной Душой, отогнав страх,

Твёрдый в соблюдении целомудрия-брахмачарьи,

Укротив ум-манас и сосредоточившись на Мне,

Пусть восседает поглощенный только Мною.


15. Так упражняясь в единении с Душой,

Йогин, укротив ум-манас, достигает

Покоя-шантим Высшего Освобождения -

Нирваны-Парамам, находящегося во Мне.


16. Йога не для чревоугодника,

И не для питающегося скудно.

Не для того, кто много спит

Или чрезмерно бодрствует, о, Арджуна!


17. Умеренного в еде и посте,

Умеренного в деятельности и отдыхе,

Умеренного во сне и бодрствовании,

Йога исцеляет от страданий.


18. Когда молчаливое сознание-читта

Устойчиво и успокоено в Душе-Атмане,

Тогда отрешённый от всех вожделений

Именуется воссоединившимся-юкта.


19. Как не колеблется пламя свечи,

Находящейся в безветренном месте,

Таков и упражняющийся в единении-йоге,

С укрощённым мыслевосприятием-читтой.


20. Где успокоенное мыслевосприятие-читта

Достигается путем единения-йоги,

Где взирая на свою Душу-Атман,

Радуются Духу-Атману,


21. Там познаётся окончательное блаженство,

Выходящее за приделы чувств-индрий,

Доступное через осознанание разумом-буддхи.

Пребывающий в нем не отклонится от Истины.


22. Обретя его, понимает йогин,

Что уже нет более высокого достижения.

Утвердившись в нём, не будет потрясен

Он даже величайшим горем.


23. Это состояние называется Единением-Йогой,

Освобождением от страданий.

Его достигают лишь те,

Кто стремится к нему решительно и отважно.


24. Все без остатка отбрось желания,

Рождённые мирским воображением-санкальпой.

Постоянно контролируй умом-манасом

Многообразную толпу чувств-индрий.


25. Терпеливо, шаг за шагом,

Погрузи ум-манас в Душу-Атман,

Избавься от всех мыслей

И успокой разум-буддхи.


26. Куда бы ни ускользал

Беспокойный, нестойкий ум-манас,

Его нужно обуздать и вернуть

Под контроль Души-Атмана.


27. Йогин, успокоивший полностью ум-манас,

Умиротворивший-шанти страсти-раджас,

Безгрешный и единый с Духом-Брахманом,

Обретает Высшее Блаженство.


28. Так всегда погружаясь в Душу-Атман,

Йогин, зло в себе уничтожив,

Счастливо вкушает Предельное Блаженство

Соприкосновения с Духом-Брахманом.


29. Сосредоточенный-юкта в Душе-Атмане

Йогин видит равенство всего сущего,

Себя-Атмана во всём, всё в себе-Атмане.

Везде зрит Одно.


30. Кто везде видит Меня,

Всё видит во Мне,

Тот не утратит Меня,

И Я не потеряю его.


31. Кто утвердился в Единстве, кто чтит Меня,

Пребывающего во всех существах,

Тот навсегда останется во Мне,

Независимо от образа жизни.


32. Кто воспринимает других,

Как самого себя-Атман,

И в радости, и в печали,

Тот, Арджуна, лучший из йогов.


33. Арджуна:

– О Мадхусудана (Кришна), для единения-йоги,

Которую ты определяешь, как равновесие,

Я не вижу твердой основы из-за изменчивости.


34. Ибо ум-манас подвижен, Кришна,

Беспокоен, силён и упрям!

Я думаю, что удержать его

Так же трудно, как ветер.


35. Шри-Бхагаван (Кришна):

– Несомненно, Мощнорукий, ум-манас

Беспокоен и непослушен, но его можно обуздать,

Каунтея, упражнениями и бесстрастием.


36. Для того, кто не владеет собой-Атманом

Единение-йога труднодостижима, считаю Я.

Но овладевший собой, работающий над собой,

Может правильно постичь единение-йогу.


37. Арджуна:

– Исполненный веры, но не отрешившийся,

Тот, чей ум-манас мыслями удаляется от йоги,

Не достигший единения, куда он идёт, Кришна?


38. Сбившийся с обоих путей,

Разве не исчезнет он, как растаявшее облако,

О Мощнорукий (Кришна), лишённый опоры,

Заблудившийся на пути к Духу-Брахману?


39. Это сомнение, Кришна,

Развей окончательно.

Ибо никто кроме Тебя

Не разрушит мою неуверенность.


40. Шри-Бхагаван:

– О Партха, сын мой, ни в этом мире,

Ни в следующем нет гибели для творящего благо.

Ни один добродетельный не идет по пути зла.


41. Отпавший от йоги входит в миры

Праведников и остается там на многие годы.

Затем он вновь рождается

В благочестивой и процветающей семье.


42. Или он может родиться

В семье просветлённых йогов.

Но обрести подобное рождение

Самое трудное в мире.


43. Там он получает осознанность-буддхи-самйогам,

Достигнутую в прошлых воплощениях,

И вновь устремляется к совершенству,

О, радость Куру (Арджуна)!


44. Прежними усилиями влечётся он

Даже помимо воли. Стремящийся

Постичь единение-йогу превосходит

Тех, кто просто повторяет слово Брахмы.


45. Йог, покоривший свой ум-манас,

Очищенный от грехов, многими рождениями,

Стремящийся к совершенству,

Достигает Высшего Пути.


46. Йог превосходит аскетов,

Считается выше мудрецов, выше

Идущих по пути действия-кармы.

Будь же йогом, Арджуна!


47. Из всех йогов наиболее совершенен тот,

Кто с верой поместил Меня в Душу-Атман,

Кто погрузился Душой-Атманом в Меня,

Так я считаю.


АУМ ТАТ САТ


Такова шестая глава Упанишады, священной Бхагавад гиты,

Беседы Шри-Кришны и Арджуны,

Видение Духа-Брахмана и описание единения-йогашастры,

которая называется «Путь медитации» (Дхьяна-йога).

Загрузка...