Замысел этого сборника начал давать всходы, когда Международная ассоциация независимых кураторов (ICI) открыла серию «Перспективы кураторства» книгой историка искусства Терри Смита «Осмысляя современное кураторство» (2012). Эта книга стала уникальным вкладом в формирующийся дискурс профессии, объективно описав ряд кураторских методов, которые сложились на протяжении последних двадцати лет, а также утвердив отличительные черты современной кураторской мысли – отделяющие ее от художественной критики и истории искусства.
Книга сразу вызвала дебаты среди кураторов. Некоторые из них принимали, а некоторые отрицали то, как Смит очерчивает историю искусства, и его позицию «вовлеченного наблюдателя». Осознавая, что критические отклики могли бы расширить нашу способность как артикулировать, так и документировать интриги современного кураторства, Международная ассоциация независимых кураторов задумала серию бесед Смита с ведущими кураторами, историками, философами и директорами, задающими тон в мире современного кураторства.
С 2012 и до конца 2014 года диалоги проходили в формате как публичных мероприятий, так и частных бесед в Любляне, Мюнхене, Венеции, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Сиднее и Токио. В некоторых из них принимали участие люди, с которыми Смит общался много лет, остальные были результатом первого знакомства. Затем все разговоры были расшифрованы и использованы в качестве основы для последующих дискуссий Смита с каждым из собеседников, в конечном счете формируя тексты, которые вы прочтете в этой книге.
Вопрос «как говорить о современном кураторстве» влечет за собой очень личные и нередко противоречивые или субъективные ответы, основывающиеся на определенных впечатлениях и случайностях. Однако когда он был задан принадлежащим разным поколениям участникам бесед, возникли некие общие темы, будь то важные выставки, насущные вопросы или рассуждения о развитии современных институций, созвучных искусству, культуре и публике сегодняшнего дня.
Как и глагол «осмыслять» в названии первой книги Смита не подразумевает собственных мыслей автора per se, так и слово «беседа» в нынешнем ставит Смита в позицию льстивого «тамады». Заглавие скорее указывает на разворачивающийся диалог между людьми, реагирующими на точки зрения, знания и опыт друг друга. Как пишет Смит во введении: «Кураторы стали больше говорить – и делать это публично… глубже и менее скованно… [они] создают ощущение, что, несмотря на всю конкуренцию, противоречивые устремления и внутреннее многообразие, их дело – общее». Словом, то, что открывается на следующих страницах, и есть формирующийся дискурс, который рождается из разговоров и катализируется «деяниями» двенадцати практиков современного кураторства.
Эта книга вышла в свет благодаря великодушию соавторов – группы людей, которые не просто вложили в нее свое время и мысли, но и уделили внимание редактированию расшифровок своих интервью. Мы благодарим каждого из них за энтузиазм и участие: Зденку Бадовинац, Клэр Бишоп, Зои Батт, Джермано Челанта, Каролин Кристов-Бакарджиев, Окуи Энвезора, Бориса Гройса, Йенса Хоффмана, Мами Катаоку, Марию Линд, Ханса-Ульрихa Обриста и Мари Кармен Рамирес.
После обсуждений началась работа по созданию книги, и в этом вопросе мы, к счастью, могли положиться на нашу опытную команду. Многочисленными аспектами проекта умело управляла Мария дель Кармен Каррион, директор публичных программ. Особо следует упомянуть и нашего бывшего штатного сотрудника Мису Джеффрайс, которая в качестве координатора публичных программ отвечала за организацию бесед на первоначальном этапе, а также Кимберли Китаду, которая сменила ее впоследствии.
Книга «Беседы с кураторами» не состоялась бы в ее законченном виде без редактора Ли Маркопулос, которая провела бесчисленные часы, работая с Терри Смитом над емкими и четкими диалогами, в которые был обращен огромный объем сырого материала, кропотливо расшифрованного Каролин Бергонцо. После того как наш зоркий литературный редактор Клэр Фентресс расставила все точки над «i», дизайнер Скотт Поник с его неизменным чутьем и стойкостью приступил к макету книги, создав прекрасную пару первому тому серии. Наконец, неутомимая Элайза Лешовитц из D.A.P способствовала тому, чтобы конечный результат достиг самой широкой аудитории. Эта книга – плод талантливого труда всех, кто приложил руку к ее созданию, и с каждым из них мне было очень приятно работать все эти два года.
Безусловно, все это стало возможным благодаря преданным и талантливым сотрудникам ICI под руководством исполнительного директора Рено Проша, мудрого и отзывчивого коллеги. Не менее важно отметить, что это издание, как и все программы ICI, не осуществилось бы без поддержки наших спонсоров. Отдельно стоит упомянуть Фонд Роберта Стирлинга Кларка и Фонд Хартфилдов, которые уже много лет играют центральную роль в развитии международных проектов и издательской деятельности ICI.
Когда в 2012 году вышел в свет первый том этой серии, мы еще только мечтали о создании Международного форума ICI, но сегодня его члены уже прочно закрепились в сети наших партнеров, обогащая нашу деятельность своей страстью к искусству и новыми идеями из всех уголков мира.
Хочу также выразить благодарность покинувшей нас и очень дорогой нам Мелве Буксбаум, а также Терри Фассбургу, Майклу Джейкобсу, Ингеле Лорентцен и Кэтлин О’Грейди. Мы также благодарим членов Лидерского совета, которые продолжают вести ICI к новым вершинам: Джоша Брукса и Юн Ли, Фусун и Фарука Эджзаджибаши, Агнес Гунд, Алексея Кузьмичева и Светлану Кузьмичеву-Успенскую, Тоби Льюиса, Дороти Лихтенштейн, Джули Мерету и Джессику Ранкин, Патрицию Фелпс Де Сиснерос, Мерседес Виларделл и Хелен Уорвик.
В связи с тем, что в 2015 году ICI отмечает свою четырнадцатую годовщину, важно отдать должное дальновидности и щедрости нашего Совета попечителей, неустанно веривших в нашу организацию во всех ее воплощениях, охотно участвовавших в ее развитии и предлагавших свою постоянную поддержку и рекомендации на протяжении всего этого пути. Спасибо вам за то, что сделали возможной эту книгу – и многие другие.
Наконец, я выражаю свою искреннюю благодарность Терри Смиту, у которого я столькому научилась со времени первой нашей встречи в 2010 году и без которого было бы необычайно трудно найти новый язык и ясные перспективы во множестве нюансов вселенной кураторства. Его проницательность, терпение и неутомимый любознательный дух обогатили мою жизнь и обогатят жизни тех, кому в ближайшие годы посчастливится прочитать эту и предшествующую книги. Возможность работать с таким преданным своему делу человеком, как Терри, подарила вдохновение и была для меня большой честью.