Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим одну значительную проблему. Передовые методы оптимизации производства достаточно популярны в нашей стране с начала 2000-х годов. Многие предприятия изучают и применяют отдельные элементы Бережливого производства, 6sigm, Lean, ТОС и т.д. Большинство предприятий получают хорошие результаты и приличные экономические эффекты. Но в чём же проблема? Отдельные изменения и улучшения происходят везде, но что происходит с компанией в целом? Как правило, ничего. Локальные достижения никак не влияют на благополучие компании в целом. Существует масса примеров подобных компаний. И конечно существуют причины, почему так происходит, которые, между прочим, были описаны в зарубежной литературе ещё 30 лет назад. И это знают все.
Lean и Бережливое производство, которые столь популярны в нашей стране, по своей сути являются не набором готовых решений: инструментов или методов. Это в первую очередь образ мышления людей, или философия, как принято писать в книгах. Без изменения мышления, никакие улучшения не будут полезны для компании. Это будут либо незначительные изменения, либо изменения, которые со временем вернутся к первоначальному состоянию. Если руководитель принимает одни и те же решения по одним старым алгоритмам и смотрит на вещи тем же взглядом, что два поколения руководителей до него, то результаты его работы никогда не улучшатся. Сотни предприятий прошли этот урок.
Это естественно, мы всегда стараемся получить быстрые и заметные результаты, а затем взяться за что-то новое и опять получить быстрые и заметные результаты. Изменение мышления не происходит быстро и его не заметить сразу. Начиная рационально мыслить, человек начинает принимать правильные решения, получать лучшие результаты, но не сразу. Не так просто этого достичь. Всегда проще принять привычное и знакомое решение, вместо правильного. Рациональное и бережливое мышление не проще, но полезней и выгодней всем.
Ошибка большинства предприятий заключается в том, что стремясь получить быстрые результаты, никто не уделяет внимания изменению мышления. Это то же самое, что ехать на автомобиле и не обращать внимания на коробку переключения передач, ехать всё время на первой скорости. Успех организации в первую очередь определяется талантом и способностями её руководителей. Насколько рационально и бережливо мышление руководителей, настолько и продвинется организация в нелёгком деле улучшения и развития. Как же происходит у нас? Новые поколения руководителей обучаются у предыдущих поколений, перенимают их опыт, знания и умения решать одни и те же проблемы.
Меня учили именно так. Когда я работал в производстве, я пришёл в систему, которая сформировалась в 70-х годах после запуска завода. Отчётность, принципы решения проблем, проведения совещаний, общения с персоналом и т.д., всё это передавалось от старших руководителей на протяжении десятилетий. В этом и есть сложность изменения мышления.
Но это не значит, что менять мышление невозможно, или не нужно. Если вы хотите развиваться: становиться успешным и востребованным сотрудником, руководителем и собственником бизнеса, это необходимо. Сотрудник с рациональным и бережливым мышлением всегда востребован и больше ценится. Руководитель с бережливым и рациональным мышлением принимает более верные решения, добивается лучших результатов и формирует вокруг себя команду таких же людей. Собственник бизнеса или ТОП-менеджер, имея рациональные и бережливые установки, способны вывести свои организации на передовые позиции любых рейтингов.