Так как я профессионально занимаюсь производственным консалтингом уже много лет, мне постоянно приходится сталкиваться с различными проявлениями проблемы, о которой говорилось выше. Это проблема старой закалки и советского взгляда на процессы производства и управления. В силу профессии, я общаюсь с руководителями разного уровня, а также с собственниками предприятий и провожу свои наблюдения. Отмечу то, что подавляющее большинство собственников открыто к изменениям и, их мышление можно назвать бережливым. Они не владеют передовыми методами оптимизации, но они работают над созданием своего бизнеса, учитывают каждый заработанный и сэкономленный рубль, не понаслышке понимают необходимость постоянного развития. С ними приятно иметь дело, т.к. они конструктивно воспринимают большинство идей и сразу думают над тем, как их использовать с максимальной пользой. Того же нельзя сказать о большинстве руководителей, не являющихся собственниками. Здесь статистика такова, что в большинстве случаев они стремятся делегировать любую работу по улучшениям, или не заниматься ей. Меньше это проявляется у руководителей высшего звена управления и больше у руководителей среднего звена управления.
Разумеется, рациональность никому не вредила. Но, как показывает практика, упражняться и оттачивать бережливое мышление рекомендуется каждому. И речь идёт не только о производственных руководителях и вообще о руководителях. Речь идёт действительно о каждом человеке.
Даже студент, который ещё учится и даже не начал путешествие по карьерной лестнице какой-нибудь организации, может начать «прокачивать» в себе бережливость. В этом есть огромный смысл и польза. Попадая на предприятие, его научат как надо и как не надо делать, как расставлять приоритеты и решать проблемы. Хорошо, если это будет продвинутое предприятие с современным менеджментом, носителем бережливого мышления. Хуже, если это будет постсоветское предприятие с консервативными руководителями, которые «работают так уже 50 лет». Но любой человек, даже без опыта работы, пришедший организацию с правильными привычками и пониманием того, что хорошо и что плохо, ценится втройне. Такие люди быстрее добиваются успеха и продвигаются по карьерной лестнице. Они более востребованы на предприятии, особенно если к бережливому мышлению добавить лидерские способности. Здесь работает принцип пустого стакана: вы не сможете налить воды в полный стакан, но сможете налить в пустой. Так же проще научить человека делать что-то по-новому и мыслить определённым образом, если он ещё не успел приобрести иных навыков и стереотипов. В последнем случае придётся переучивать: выливать воду из стакана, или чего хуже – мешать её. А это всегда сложно и неэффективно.
Бережливое мышление необходимо любому специалисту, стремящемуся занять руководящую должность. Так же, как и футболист перед матчем тренируется на поле, специалист может натренировать своё бережливое мышление до определённого уровня, когда ему потребуется практика. Но когда он выйдет на поле, точнее, получит руководящие функции, он уже будет руководствоваться бережливым мышлением автоматически.
Руководители любого уровня – это аудитория, которая больше всех нуждается в формировании бережливого мышления. Это люди, которые непосредственно здесь и сейчас ежедневно применяют (или не применяют) бережливое мышление в работе. Работа руководителем заставляет постоянно решать проблемы, при ограниченных ресурсах и проявлять гибкость мышления. Бережливое мышление здесь оказывается как нельзя кстати. Руководители, принимающие и руководствующиеся бережливым мышлением, добиваются больших результатов. Единственным недостатком является обратная сторона успеха. Такие руководители более востребованы, поэтому по статистике им приходится чаще менять места работы и должности. Решив основные проблемы в одной зоне, таких руководителей перемещают в другое место с другими, более серьёзными проблемами и т.д. Однако, для руководителя с бережливым мышлением это не недостаток, а возможность для роста и развития.
Потребность в формировании бережливого мышления более чем актуальная. Как правило, не стоит вопроса «нужно бережливое мышление или нет». Стоит вопрос «как его сформировать?»