В настоящей главе рассматриваются вопросы, посвященные природе банковского счета как правового института, признаки банковского счета, анализируются различные подходы к определению понятия «банковский счет», а также предлагается классификация банковских счетов.
Вопрос, является ли открытие банковского счета правом или обязанностью юридического лица, активно обсуждается в юридической литературе, и по этому поводу высказываются различные точки зрения. И если утверждение о том, что открытие банковского счета является правом юридического лица, не вызывает сомнений, то единого мнения об открытии счета как обязанности юридического лица в юридической литературе не сложилось.
Открытие банковских счетов в соответствии с действующим законодательством является правом юридического лица. Такое право закреплено в ст. 30 Закона о банках, согласно которой клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено федеральным законом.
Указанное право закрепляется также законами, регулирующими деятельность юридических лиц, созданных в различных организационно-правовых формах. Так, согласно ст. 2 Закона об акционерных обществах общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории РФ и за ее пределами. Аналогичные нормы содержатся в ст. 2 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»[7], ст. 3 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»[8].
Согласно ст. 846 ГК РФ счет в банке открывается при заключении договора банковского счета. Право юридических лиц открывать банковские счета, а значит, заключать договоры банковского счета, основывается на принципе свободы договоров, закрепленного ст. 421 ГК РФ. Одним из проявлений этого принципа является недопустимость понуждения к заключению договора за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Право юридического лица на открытие банковского счета реализуется, по нашему мнению, в возможности выбора необходимого количества открываемых счетов и их видов, а также конкретной кредитной организации для заключения договора банковского счета.
Ранее в гражданском законодательстве действовало правило, согласно которому юридические лица были обязаны хранить свободные денежные средства в банках. Обязанность хранения денежных средств в банках в свою очередь обусловливала необходимость открытия юридическими лицами банковских счетов, что дало основание О.С. Иоффе рассматривать такие счета «как обязательный способ хранения денежных средств хозяйственных организаций»[9].
Требование, обязывающее социалистические организации хранить свои денежные средства в банке и денежные расчеты производить через банк, явилось следствием кредитной реформы 1930–1931 гг. и впервые было установлено в постановлении Совета Труда и Обороны СССР от 23.07.1931 «Об оборотных средствах государственных объединений, трестов и других хозяйственных организаций»[10], а затем закреплялось в различных нормативных правовых актах, в том числе в ст. 109 Основ Гражданского Законодательства Союза ССР и республик[11] и ст. 391 ГК РСФСР 1964 г.[12]
Как справедливо указывал В.В. Витрянский, основной смысл этого требования «состоял в установлении полного контроля государства над деятельностью предприятий, учреждений и организаций, что было вполне логично в условиях централизованной плановой экономики»[13].
Из требования закона, обязывающего юридические лица хранить свободные денежные средства в банках, вытекала обязанность заключения договора банковского счета как для юридических лиц, так и для банков.
Указанное требование закона действовало до введения в действие с 1 марта 1996 г. части второй ГК РФ, регулирующей отдельные виды обязательств, в том числе и обязательств по договору банковского счета.
С. Чубаров в связи с этим отмечал, что «в отличие от Основ в ГК отсутствует требование, вменяющее в обязанность юридических лиц хранить свободные денежные средства в банках. Следовательно, наличие банковского счета теперь не рассматривается как обязательный признак юридического лица. Клиент свободен в выборе: заключать ему договор банковского счета или нет (см. ст. 421 ГК), он вправе также самостоятельно определять конкретный обслуживающий банк и условия расчетного обслуживания»[14].
Л.А. Новоселова также полагает, что клиент не может быть понужден к заключению договора банковского счета. Вместе с тем установленную Указом Президента РФ от 14.06.1992 № 622[15] обязанность предприятий, организаций и учреждений хранить свои денежные средства в учреждениях банков Л.А. Новоселова рассматривает как публично-правовую и считает, что «ее выполнение обеспечивается специальными мерами ответственности. Такая обязанность не может рассматриваться как основание для понуждения юридического лица к вступлению в договорные отношения с конкретным банком»[16].
В юридической литературе высказывались и иные точки зрения.
Так, Д.А. Медведев, основываясь на том, что «в соответствии с п. 2 ст. 861 ГК РФ расчеты между юридическими лицами, а также расчеты граждан-предпринимателей должны производиться, как правило, в безналичном порядке», делает заключение, что «обязанность „хранить“ деньги в кредитном учреждении прямо вытекает из закона. Следовательно, открытие банковского счета является обязанностью названных лиц, которые не могут отказаться от заключения соответствующего договора»[17].
О.М. Олейник также считает, что хранение денег на банковском счете является для юридических лиц нормативной обязанностью[18].
Действующее гражданское законодательство не содержит норм, предусматривающих обязанность юридических лиц открывать банковские счета или заключать договоры банковского счета, и не содержит ограничений по количеству открываемых юридическими лицами банковских счетов за исключением случаев, о которых будет сказано ниже.
Существовавшее ранее ограничение по количеству открываемых счетов, установленное п. 2 Указа Президента РФ от 23.05.1994 № 1006[19], согласно которому каждое предприятие, учреждение, организация может иметь в банках или иных кредитных учреждениях один расчетный (текущий) и бюджетный счета для осуществления операций по основной деятельности, отменено Указом Президента РФ от 21.03.1995 № 291[20].
Вместе с тем создание и деятельность юридического лица не представляются возможными без открытия как минимум одного банковского счета, учитывая при этом необходимость осуществления таким юридическим лицом безналичных расчетов с контрагентами и уплаты им налогов, сборов и страховых взносов.
Таким образом, открытие банковского счета является, с одной стороны, правом юридического лица, а с другой стороны, необходимым условием его создания и деятельности, при этом следует отметить, что российское законодательство не содержит прямого указания на обязанность юридического лица открыть банковский счет.
Следует отметить, что законодательством Франции открытие банковского счета также рассматривается не как обязанность юридического лица, а как необходимое условие его создания и деятельности.
Так, К. Гавальда и Ж. Стуфле отмечают, что в законодательстве Франции, закрепляющем за юридическим лицом право на банковский счет и свободу выбора кредитного учреждения для его открытия, «не существует никакой обязанности открывать банковский счет. Этот принцип, однако, можно принять с серьезными оговорками. С одной стороны, множество платежей, включая заработную плату, согласно правилам, осуществляется путем банковского перечисления (Закон от 22 октября 1940 г.)… поэтому часть лиц испытывает потребность открыть счет. С другой стороны, ст. б Закона от 22 октября 1940 г. обязывает каждого коммерсанта, желающего, чтобы его имя было внесено в торговый реестр, открыть счет в кредитном учреждении или центре почтовых чеков»[21].
Один из таких случаев предусмотрен ст. 1018 ГК РФ, согласно которой отдельный банковский счет для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, обязан открыть доверительный управляющий.
Указанные счета именуются счетами доверительного управления (п. 2.7 Инструкции Банка России № 28-И).
В обязательном порядке открывается корреспондентский счет кредитной организации в Банке России[22].
Согласно ст. 15 Закона о банках корреспондентский счет открывается кредитной организации после ее государственной регистрации и функционирует в режиме накопительного счета до 100 % оплаты учредителями уставного капитала и выдаче кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. После формирования уставного капитала корреспондентский счет кредитной организации используется для осуществления расчетных операций в соответствии с Положением Банка России о безналичных расчетах. При этом договор корсчета, заключаемый кредитной организацией с Банком России, следует рассматривать, по нашему мнению, как договор присоединения к платежной системе Банка России.
Конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника), а при его отсутствии или невозможности осуществления операций по имеющимся счетам обязан открыть в ходе конкурсного производства такой счет (ст. 133 Закона о банкротстве); конкурсный управляющий при банкротстве кредитной организации обязан использовать в ходе конкурсного производства только корсчет, открываемый в Банке России (ст. 50.31 Закона о банкротстве кредитных организаций).
Перечень других случаев, когда обязанность открыть банковский счет предусмотрена законами для отдельных категорий (видов) юридических лиц, приведена в табл. 2.1 (см. параграф 2.3 главы 2).
Институт банковского счета имеет сложную правовую природу, обусловленную сочетанием гражданско-правовых и публично-правовых элементов.
С одной стороны, банковский счет является формой договора, заключаемого между банком и его клиентом, отношения по которому регулируются нормами главы 45 ГК РФ. Согласно ст. 846 и корреспондентского счета кредитной организации, к которой произошло присоединение, предусмотренная Положением Банка России от 04.06.2003 № 230-П «О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения» // Вестник Банка России. 2003. № 39.
ГК РФ при заключении договора банковского счета клиенту или указанному им лицу открывается счет в банке на условиях, согласованных сторонами.
С другой стороны, открытие и ведение банковских счетов является в соответствии со ст. 5 Закона о банках банковской операцией, проведение которой регламентируется преимущественно нормами публичного права. Согласно ст. 30 Закона о банках порядок открытия, ведения и закрытия банком счетов клиентов в рублях и иностранной валюте устанавливается Банком России в соответствии с федеральными законами.
По нашему мнению, основу института банковского счета составляют гражданско-правовые отношения между банком и его клиентом по договору банковского счета, которые могут подвергаться в публичных интересах ограничениям, но только на основании соответствующих законов и исключительно в случаях, прямо предусмотренных нормами главы 45 ГК РФ (п. 2 ст. 846, п. 2 ст. 854, п. 2 ст. 857, ст. 858).
Анализ законодательства Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что целями публично-правового регулирования открытия и ведения банковских счетов является контроль (надзор) со стороны государства:
во-первых, за исполнением клиентами банков как налогоплательщиками и плательщиками страховых взносов обязанностей по уплате налогов и страховых взносов (налоговый контроль);
во-вторых, за соблюдением клиентами банков валютного законодательства в случае открытия ими валютных счетов (валютный контроль);
в-третьих, за соблюдением клиентами банков законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (финансовый мониторинг).
Кроме того, следует отметить, что публично-правовое регулирование открытия и ведения банковских счетов направлено на обеспечение условий по исполнению судебных решений о взыскании денежных средств со счетов клиентов банка в целях удовлетворения требований взыскателей, а также решений налоговых органов о взыскании налоговой задолженности.
Публично-правовые нормы, регулирующие открытие и ведение счетов, в зависимости от субъектов рассматриваемых правоотношений можно разделить на три группы.
1. Нормы, регулирующие отношения между банком и клиентом.
К этой группе относятся нормы, предусматривающие отказ банка в открытии клиенту счета, а также нормы, устанавливающие требования к документам клиента, представление которых необходимо для открытия в банке счета, и др.
2. Нормы, регулирующие отношения между банком и государством.
К указанной группе относятся нормы, регулирующие:
• представление государственным органам сведений, составляющих банковскую тайну, в том числе устанавливающие публично-правовую обязанность банка сообщать информацию об открытии (закрытии) счетов клиентам и ответственность за непредставление такой информации;
• ограничения распоряжения счетом, в том числе наложение ареста и приостановление операций по счету;
• списание денежных средств со счета клиента без его распоряжения.
3. Нормы, регулирующие отношения между клиентом банка и государством.
К этой группе относятся нормы, устанавливающие обязанность клиентов банка как налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов предоставлять в налоговый орган и орган контроля за уплатой страховых взносов информацию об открытии (закрытии) счетов и их ответственность за непредставление или несвоевременное представление такой информации.
Следует отметить, что в последние годы отчетливо усматривается тенденция значительного расширения сферы применения публично-правовых норм в регулировании отношений, связанных с открытием и ведением банковского счета.
Анализ норм Закона № 115-ФЗ и Закона о валютном регулировании подтверждает этот вывод.
Таким образом, приходится констатировать, что гражданско-правовые нормы, регулирующие рассматриваемые отношения, практически «вытесняются» нормами публичного права, что дает основания некоторым авторам утверждать о преимущественно публично-правовой природе института банковского счета.
На балансах банков открываются различные виды счетов, но открытие не всех счетов опосредуется заключением договора банковского счета, который регулируется правилами главы 45 «Банковский счет» ГК РФ.
Определение признаков банковских счетов имеет практическое значение, так как именно на такие счета распространяются установленные законодательством положения:
• об обязанности банка сообщать в налоговые органы об открытии (закрытии) счетов;
• о возможности ограничения распоряжения денежными средствами, находящимися на счетах и об обращении на них взыскания;
• необходимости оформления расчетных документов для проведения операций по счетам;
• соблюдении режима банковской тайны и другие положения.
Для того чтобы дать определение понятия банковских счетов, т. е. счетов, на которые распространяются правила главы 45 ГК РФ, следует выявить признаки указанных счетов и тем самым разграничить их с иными счетами, открываемыми в банках.
По нашему мнению, банковские счета отличают следующие признаки:
1. Банковские счета – это «денежные» счета. Другими словами, объектом банковских счетов являются безналичные денежные средства.
Указанный признак позволяет разграничить рассматриваемые счета от счетов, объектом которых являются другие активы. Примерами служат счета, на которых учитываются драгоценные металлы: металлические счета, металлические счета ответственного хранения, обезличенные металлические счета (Положение Банка России от 01.11.1996 № 50 «О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами»)[23], а также счета депо, объектом которых являются ценные бумаги (ст. 7 Закона о рынке ценных бумаг, Положение о депозитарной деятельности в Российской Федерации, утвержденное постановлением ФКЦБ России от 16.10.1997 № 36[24], Правила ведения учета депозитарных операций кредитных организаций в Российской Федерации, утвержденные приказом Банка России от 25.07.1996 № 02-259[25]).
2. Основанием открытия банковского счета является договор, т. е. выражение согласованной воли двух сторон (ст. 154 ГК РФ). При этом следует отметить, что инициатива в заключении такого договора исходит, как правило, от клиента банка, который представляет в банк заявление на открытие банковского счета.
Указанный признак позволяет разграничить банковские счета от счетов, которые открываются без участия клиента банка, т. е. внутрибанковских или внутренних счетов[26].
Примером внутрибанковских счетов является транзитный валютный счет[27].
3. Стороной договора, предоставляющей услуги по открытию и ведению банковских счетов, может выступать кредитная организация, Банк России, а также организации, которым федеральными законами предоставлено право оказывать такие услуги. Согласно ст. 1 Закона о банках видами кредитных организаций являются банки и небанковские кредитные организации (НКО).
Кроме кредитных организаций открытие и ведение банковских счетов осуществляет Банк России.
Банк России имеет право открывать банковские счета следующим субъектам:
• кредитным организациям – корреспондентские счета (п. 11 ст. 4, 48, 81 Закона о Банке России, ст. 15 Закона о банках);
• уполномоченным органам исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов – бюджетные счета (п. 6 ст. 4, ст. 23, 48 Закона о Банке России; п. 2 ст. 155 БК РФ);
• юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации (ст. 48 Закона о Банке России);
• иным лицам в случаях, предусмотренных федеральными законами (ст. 48 Закона о Банке России).
Так, ст. 33 Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»[28] и ст. 50.31 Закона от банкротстве кредитных организаций предусмотрено открытие в Банке России банковских счетов Агентства по страхованию вкладов.
Федеральным законом от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О Банке развития»[29] право открывать и вести банковские счета предоставлено государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Согласно п. 4 ст. 3 указанного Закона при выполнении своих функций Внешэкономбанк открывает и ведет банковские счета юридических лиц, участвующих в реализации проектов Внешэкономбанка, а согласно п. 4 ст. 4 этого Закона к отношениям, возникающим при осуществлении Внешэкономбанком возложенных на него указанным Законом функций, применяются положения ГК РФ, установленные для кредитных организаций (банков).
Указанный признак позволяет разграничить банковские счета от счетов, которые открываются в организациях, не обладающих правом осуществления банковских операций, в том числе операций по открытию и ведению банковских счетов. К таким счетам следует отнести лицевые счета, открываемые в Федеральном казначействе.
Согласно постановлению Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе»[30] Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Федеральное казначейство находится в ведении Минфина России.
К полномочиям Федерального казначейства относится открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета.
4. На банковском счете отражаются обязательства банка перед клиентом (требования клиента к банку).
Объем таких обязательств (требований) уменьшается или увеличивается в зависимости от того, уменьшается (при списании средств) или увеличивается (при зачислении средств) в результате совершения операций остаток на счете.
Иными словами, сумма денежных средств, учитываемых на счете, отражает размер задолженности банка перед клиентом. Рассматриваемый признак позволяет разграничить банковские счета от других счетов, например ссудных счетов, предназначенных для отражения задолженности клиента перед банком, а также от контокоррентных счетов, на которых учитываются взаимные требования банка и клиента друг к другу, и только тот из них, который при заключении счета окажется должником, уплачивает образовавшуюся разницу (сальдо).
5. Режим банковского счета предусматривает осуществление банком расчетных операций по поручениям клиентов. Указанный признак позволяет разграничить банковские счета от счетов, режим которых не предусматривает проведения расчетных операций, например депозитных счетов (счетов по вкладам) и накопительных счетов.
Таким образом, при решении вопроса об отнесении того или иного счета, открываемого в банке, к категории банковских счетов следует применять указанные выше признаки банковского счета.
Учитывая это, представляется юридически некорректным отнесение отдельными авторами к категории банковских счетов таких видов счетов, открываемых в банках, как депозитный, ссудный, накопительный и некоторых других[31].
В обобщенном виде все перечисленные признаки, которые отличают банковский счет от любого другого счета, представлены на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Основания разграничения банковского счета с иными счетами
В экономической и юридической литературе существуют разные подходы к определению понятия «банковский счет», при этом делается акцент на различных его аспектах, относящихся к правовым, экономическим и бухгалтерским вопросам. Представляется, что многоаспектность исследования понятия и функций банковских счетов повлияло на то, что до настоящего времени у российских экономистов и юристов не сложилось единого системного подхода к определению понятия «банковский счет» и его функций.
Л.Г. Ефимова считает, что «в понятие „счет“ может быть вложено различное содержание. Банковский счет можно рассматривать как способ бухгалтерского учета денежных средств и материальных ценностей. Такую роль выполняют, например, ссудные счета, счета по учету фондов банка. Счета, на которые клиенты помещают свои вклады, кроме отмеченной функции выполняют и другую роль. Это прежде всего договоры. Такие счета бывают депозитными, расчетными, текущими, текущими валютными, счетами финансирования капитальных вложений, корреспондентскими. При этом обычный депозитный счет – единый договор, он не вносит ничего нового в конструкцию договора займа. Иное дело – счета, предназначенные для расчетных операций: расчетные, текущие, текущие валютные, корреспондентские и счета финансирования капитальных вложений. Их открытие всегда сопровождается заключением договора банковского счета»[32].
В юридической и экономической литературе понятие «банковский счет» рассматривается преимущественно с точки зрения бухгалтерского учета в качестве инструмента, позволяющего фиксировать движение денежных средств и отражать постоянно меняющуюся задолженность банка перед клиентом[33].
Так, Л.А. Новоселова полагает, что «записи на банковском счете, открываемом при заключении договора банковского счета, регулируемого ст. 845 ГК РФ… являются бухгалтерским отражением задолженности банка перед клиентом»[34].
По мнению С. Чубарова «…счет является лишь бухгалтерским оформлением наличия у клиента права требования к банку»[35].
Указанного подхода придерживается А.А. Вишневский, который считает, что «банковский счет представляет собой записи о денежных средствах клиента, эти записи могут свидетельствовать о наличии денежных средств и соответствующем размере требований клиента к банку либо о недостаточности денежных средств и соответствующем размере требований банка к клиенту»[36].
Другие авторы, как и Л.Г. Ефимова, считают, что банковский счет представляет собой договор банковского счета (форму соответствующего договора, заключенного между банком и клиентом)[37].
Представляет интерес позиция А.В. Аграновского, полагающего, что «под банковским счетом более оправданно понимать информацию о денежных средствах как об имущественном благе, участие которого в предпринимательском обороте представляет собой юридическую фикцию»[38].
Е.С. Демушкина предлагает рассматривать понятие «счет» как учетную и как юридическую категорию. По ее мнению, «любой счет бухгалтерского учета, как балансовый, так и внебалансовый, представляет собой учетную категорию», а «…примером счетов как юридической категории являются корреспондентские, расчетные, текущие и другие счета, открытые на основании договора банковского счета, к которым клиент банка имеет непосредственный доступ, операции по которым непосредственно влекут исполнение денежных обязательств клиента перед третьими лицами и могут рассматриваться как юридические действия банка, обеспечивающие переход прав на деньги к его клиенту»[39].
На наш взгляд, системному подходу к определению понятия банковского счета, а также указанным выше признакам банковских счетов соответствует определение, данное А.Я. Курбатовым, согласно которому «под банковским счетом в Российском праве понимается документ, оформление которого кредитной организацией на определенное лицо (клиента, „владельца“ счета) является составной частью предмета заключенного между ними договора банковского счета и который предназначен для отражения денежных обязательств кредитной организации перед этим лицом»[40].
Определение «счет» раскрывается в ст. 11 НК РФ и ст. 2 Закона № 212-ФЗ.
Согласно ст. 11 НК РФ счета (счет) – расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.
Согласно ст. 2 Закона № 212-ФЗ счета (счет) – расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями.
Основным квалифицирующим признаком указанных определений понятия «счет» является то, что основанием для его открытия служит договор банковского счета, отношения по которому регулируются главой 45 ГК РФ. Второй признак определения счета – это возможность зачисления на счет денежных средств. Третий признак рассматриваемого определения – возможность расходования со счета денежных средств.
Определить возможность зачисления на счет и расходования с него денежных средств позволяет анализ режима такого счета, который регламентируется нормативными актами Банка России, прежде всего Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, а также договором банковского счета.
Очевидно, что понятие «счет», используемое НК РФ, соответствует рассмотренным выше признакам определения банковского счета, основанного на гражданско-правовой концепции.
Кроме расчетных и текущих счетов, которые прямо указаны в определении счета, требования НК РФ распространяются также на корреспондентские счета, что подтверждается письмом МНС России от 15.11.2002 № ММ-609/1768@[41].
Следует отметить, что в НК РФ отдельно упоминаются виды счетов, которые не подпадают под признаки счета, изложенные в ст. 11 НК РФ.
К таким счетам относятся депозитные счета, речь о которых идет в ст. 46 НК РФ, согласно которой не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика (налогового агента), если не истек срок действия депозитного договора.
Налоговый кодекс РФ для определения бюджетных счетов использует следующие определения:
• лицевые счета – счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством РФ;
• счета Федерального казначейства – счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Ранее действовавшими нормативными актами о налогах и сборах, в частности письмом Госналогслужбы России, Минфина России и Банка России от 13, 16 августа 1994 г. № ВГ-4-13/94н/104/104[42], предусматривалось, что юридические лица могут иметь в банках расчетные (текущие), бюджетные, депозитные, аккредитивные, ссудные, валютные, по капитальным вложениям и другие счета, при этом все открываемые в банках счета подлежали регистрации в налоговых органах.
Учитывая определение счетов, изложенное в ст. 11 НК РФ, следует сделать вывод о том, что законодательство о налогах и сборах не распространяет положения, относящиеся к счетам, на такие виды счетов, как депозитные, аккредитивные, ссудные и другие виды счетов, не являющиеся банковскими.
Банковские счета могут быть классифицированы по различным основаниям (рис. 1.2). К таким основаниям следует отнести назначение счетов, валюту учета денежных средств, объем операций, осуществляемых по счету, жизненный цикл юридического лица, принадлежность денежных средств, статус владельца счета, субъектный состав владельцев счетов и др.
Так, в зависимости от валюты учета денежных средств счета можно разделить на рублевые и валютные.
В зависимости от объема операций, осуществляемых по счету, следует выделить универсальные и специальные счета. К категории универсальных счетов можно отнести расчетный счет, корреспондентский счет и текущий счет физического лица. К специальным банковским счетам, открываемым юридическим и физическим лицам в случаях и порядке, установленном законодательством РФ для осуществления предусмотренных им операций соответствующего вида, можно отнести специальные счета профессионального участника рынка ценных бумаг.
В зависимости от стадии жизненного цикла юридического лица (создание, развитие (осуществление деятельности), ликвидация) счета можно классифицировать на счета, используемые: при создании юридического лица (накопительные счета); для осуществления деятельности (расчетные, специальные и другие счета); при ликвидации (основной счет должника).
Рис. 1.2. Классификация банковских счетов
Банковские счета в зависимости от принадлежности находящихся на них денежных средств можно классифицировать на счета, на которых учитываются денежные средства, принадлежащие владельцам таких счетов (например, расчетные счета), и счета, на которых учитываются денежные средства, принадлежащие третьим лицам (счета доверительного управления, некоторые виды специальных счетов, например, специальный брокерский счет и специальный депозитарный счет).
В зависимости от статуса владельца счета выделяют счета резидентов и нерезидентов, открываемые в соответствии с Законом о валютном регулировании. К счетам резидентов относятся счета в иностранной валюте, открываемые в уполномоченных банках (ст. 14); счета в иностранной валюте, открываемые в банках за пределами территории РФ (ст. 12)г и специальные брокерские счета, открываемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг для учета денежных средств нерезидентов (ст. 14).
К счетам нерезидентов относятся счета в иностранной валюте и валюте РФ, открываемые в уполномоченных банках (ст. 13).
Из части 2 ст. 5 и ч. 2 ст. 13 Закона о валютном регулировании следует, что резидентам и нерезидентам могут открываться специальные счета, если требование об использовании таких счетов будет установлено органами валютного контроля. В настоящее время требование об использовании специальных счетов не установлено[43].
Некоторые авторы[44] выделяют в отдельную группу межбанковские счета, к которым относят корреспондентский счет, корреспондентский субсчет и счета межфилиальных расчетов (счета МФР). На наш взгляд, такой подход требует уточнения, так как счета МФР, открываемые на балансах головной организации и ее филиалов для учета взаимных расчетов, не относятся к категории банковских счетов.
В Инструкции Банка России № 28-И приводится перечень видов банковских счетов, классифицируемых на основании субъектного состава их владельцев и назначения счетов. Этот перечень включает текущие счета; расчетные счета; бюджетные счета; корреспондентские счета; корреспондентские субсчета; счета доверительного управления; специальные банковские счета; депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов. Указанные счета банки открывают клиентам в валюте РФ и иностранных валютах.
Следует отметить, что ранее действовавшая Инструкция Госбанка СССР от 30.10.1986 № 28 «О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР»[45] в зависимости от субъектного состава классифицировала банковские счета на расчетные, расчетные субсчета, текущие, бюджетные и временные расчетные счета.
При этом текущие счета согласно ранее действовавшей Инструкции Госбанка СССР от 30.10.1986 № 28 открывались организациям, не являющимся юридическими лицами, филиалам, представительствам, отделениям и другим обособленным подразделениям. Инструкция Банка России № 28-И предусматривает открытие текущих счетов только физическим лицам, в то время как обособленным подразделениям юридического лица (филиал, представительство) могут открываться расчетные счета.
Бюджетные счета открываются в случаях, установленных законодательством РФ, лицам, осуществляющим операции со средствами бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и государственных внебюджетных фондов РФ.
Из положений БК РФ, посвященных открытию бюджетных счетов, выделим следующие:
• Банк России обслуживает счета бюджетов (п. 2 ст. 155);
• кредитные организации выполняют функции, предусмотренные п. 2 ст. 155 БК РФ, в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций (п. 2 ст. 156);
• Федеральное казначейство обладает полномочием открывать в Банке России и кредитных организациях счета по учету средств бюджетов бюджетной системы РФ, кассовое обслуживание исполнения которых в соответствии с БК РФ осуществляется Федеральным казначейством, и иные счета для учета средств, предусмотренных законодательством РФ, устанавливает режим этих счетов в соответствии с БК РФ (ст. 166.1).
Следует отметить, что бюджетные счета, открываемые в Банке России и в кредитных организациях, относятся к категории банковских счетов.
Такой подход нашел свое подтверждение в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17.06.2004 № 12-П[46], в котором указывается, что отношения по обслуживанию счетов бюджетов Банком России (как и кредитными организациями) опосредуются заключаемыми на основе закона и по правилам норм главы 45 «Банковский счет» ГК РФ договорами между уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления и учреждениями Банка России (подразделениями его расчетной сети), что предполагает их взаимную ответственность за надлежащее исполнение обязательств.
Лицевые счета, открываемые в Федеральном казначействе (ст. 220.1 БК РФ), не обладают признаками банковских счетов.
Депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов открываются, согласно п. 2.9 Инструкции № 28-И, соответственно судам, подразделениям службы судебных приставов, правоохранительным органам, нотариусам для зачисления денежных средств, поступающих во временное распоряжение, при осуществлении ими установленной законодательством РФ деятельности и в установленных законодательством РФ случаях (см.: ст. 327, 338 ГК РФ; ст. 94, ч. 3 ст. 96, ст. 108, 109, ч. 3 ст. 182, ч. 2 ст. 283, ч. 1 ст. 298 АПК РФ; подп. «в» п. 1, подп. «б» п. 2 ч. 2 ст. 82, п. 5 ст. 106 УПК РФ; ст. 113, п. 2 ст. 142, ст. 201.10, п. 1 ст. 211 Закона о банкротстве; п. 7 ч. 7 ст. 36, ч. 1, 7 и 11 ст. 70, ч. 1 и 3 ст. 71, ч. 2 ст. 72, п. 1, 2 ч. 2 и ч. 4–7 ст. 76, ч. 7 и 12 ст. 82, ч. 9 и 12 ст. 87, ч. 5 ст. 107, ч. 1–4 ст. 110 Закона об исполнительном производстве; ст. 23, 87, 88 Основ законодательства РФ о нотариате[47]).