Глава 5. Светлые божества

Вышеизложенный миф о сотворении мира предстает основой для дальнейшего изучения авестийского учения. Образ мудрого и всевидящего Бога, возглавляющего силы добра и считающегося создателем земного мира, является самым значимым для сторонников авестийского учения. Поздние, если ориентироваться по славянскому календарю, верования славян опираются уже на языческий пантеон богов, среди которых: Перун, Даждьбог, Стрибог и многие другие, отвечающие за какую-либо природную силу и сферу человеческой жизни.

Можно провести параллель между богами славянского пантеона и божествами, описанными в Авесте. Главенствующими в зороастризме предстают эманации Бога в лице Святых Бессмертных. Чтобы объяснить природу такого явления, как божественные эманации, можно привести следующую метафору: от одной свечи последовательно зажигают шесть других. Они бы не загорелись, не будь первой свечи. Ее пламя как бы разделилось еще на шесть свечей. Итак, авестийское учение в мифе о сотворении мира повествует о том, что для борьбы со злом Бог создал шесть божеств, именуемых Святыми Бессмертными и обладающими особыми силами.

Помимо Святых Бессмертных, отвечающих за моральный облик людей и ступени личностного развития человека в частности, в данной религии существуют божества более низшего порядка – язаты. Язат в переводе с авестийского языка означает «достойный почитания». Считается, что язатами называют старых богов, от которых отказались в ходе религиозной реформы авестийского учения, поставившей во главу всего единого Бога-Творца. Язаты, подобно языческим богам, ответственны за какую-либо природную или ментальную силу. Например, Ардвисура Анахита – божество-язат в зороастризме, богиня воды и плодородия. Или Веретрагна – тоже божество-язат, бог войны и победы.

Можно предположить, что в Азъ-Весте почитались боги, подобные древним языческим богам славян или проистекающие из них, но в Зенд-Весте, претерпевшей значительные изменения в силу уже известных из предыдущих глав обстоятельств, на первый план вышел единый, мудрый и всевидящий Бог, из божественной сущности которого произошли остальные божества добра, ему всецело подчиненные. Славяне продолжили почитать множественных богов природы – язатов, а реформированное, как считается, древнеиранским пророком Заратустрой авестийское учение преобразовалось в то, что мы сегодня называем зороастризмом.

5.1 Рамхат

Как уже упоминалось, месяц Рамхат в славянском календаре Круголете не случайно носит это имя. Первый в году месяц, служа его зачинателем, был назван в честь Рамхата – сущности, которую мы все привыкли называть Бог. Он же Творец и Создатель Вселенной, соединяющий все существующее, всех богов и существ, видимое и невидимое в единое целое. Рамхат заключает в себе исключительно положительные силы, которые можно описать как Свет Добра и Огонь Созидания.

Учение Зенд-Весты, распространившееся когда-то в Древнем Иране, точно также сосредоточено вокруг единого, мудрого и всевидящего Бога, называя его уже иначе, а именно Ахура Мазда (от авест. «мудрый владыка») или по более поздней традиции Рамхат. Зороастрийцы, последователи пророка Заратустры, распространявшего авестийское учение на Востоке, причисляют Богу именно эти два атрибута – неограниченную власть и столь же безграничную мудрость. Божественная сущность в лице Рамхата (Ахура Мазды, Рамхата) считается источником света и блага. Он творит исключительно добро и противостоит силам зла.

Поскольку Рамхат олицетворяет собой Свет Добра и Огонь Созидания, то его земное воплощение неизбежно связывается с огнем и солнечным светом. Зороастрийцев ошибочно считали огнепоклонниками за их трепетное отношение к огню, не понимая, что в нем они видели зримый и осязаемый образ Бога на земле. Через огонь они общались с Богом, наделяя сам огонь энергией очищения, чистоты и нравственности.

Последователи Зенд-Авесты совершают утреннюю молитву лицом к востоку, где восходит солнце, тем самым воздавая почести Богу, олицетворяющему собой Свет Добра. Ассоциация Рамхата с солнцем также основывается на том, что восход солнца – это всегда начало и, прежде всего, нового дня. В бесконечном цикле восходов и заходов солнца можно увидеть еще одну параллель с основным законом Вселенной – у всего, что имеет начало, есть и конец, и этот жизненный цикл непрерывен. Рамхат как Творец мира и Вселенной воплощает в себе начало всего, в том числе и нового дня на Земле.

В авестийском мифе о создании мира мы видим описание вечного противостояния сил добра, возглавляемых Рамхатом, и сил зла, подчиненных духу злобы Ариману, также называемому Ангра Майнью. Согласно авестийскому учению, силы зла неустанно стремятся к разрушению, воцарению в мире ненависти, войн и человеческих страданий. Силы добра пытаются, напротив, привести человечество к согласию и процветанию.

5.2 Святые Бессмертные

Рамхат, как упоминалось в мифе о сотворении мира, имеет шесть божественных эманаций, также называемых в Зенд-Авесте Амеша Спента (в переводе с авест. «святые бессмертные»). Это шесть высших духов света и покровителей добра (архангелов, если сравнивать с христианской религией), которые служат Рамхату и во всем ему помогают. Это как исходящие от солнца лучи. Среди шести высших духов добра и света три сущности мужского пола и три женского пола, что поддерживает баланс сил и энергий.

Святые Бессмертные не только помогают Богу вершить добрые дела и блюсти справедливость, но и отвечают за определенные сферы земной жизни. У каждого из них также есть свое телесное воплощение, посвященный ему цветок и свой антипод среди дэвов – духов зла и слуг темного Аримана, которому он противостоит.

Помимо этого Святые Бессмертные связываются с таким явлением, как семь ступеней развития личности, через которые должен пройти человек для того, чтобы достойно прожить жизнь и после смерти заслужить право для перехода в небесный мир (иначе говоря, рай), минуя подземное царство тьмы (известное нам как ад). Развивая в себе свойства, соответствующие «специализации» Святых Бессмертных, человек совершенствуется и обретает связь с Богом.

Во главе с Рамхатом служащие ему Святые Бессмертные образуют «святую седмирицу», которая включает в себя:

Рамхат (Ахура-Мазда, Ормазд, «Бог Мудрый») – ему посвящен красный жасмин;

Воху Мана («Благая Мысль») – мужской дух мудрости и любви, встречающий души праведных в раю. Его символ – белая лилия как отражение чистоты мыслей, а его антиподом выступает все, что связано с дурными мыслями, ложью и обманом, в том числе и дэв Ако Мана («Дурная Мысль»).

Аша («Истина») – мужской дух истины и космического закона.

Это воплощение Рамхата покровительствует очищающему и согревающему огню, а в качестве символа ему посвящается ароматная восточная пряность майоран.

Хшатра Вайрья («Избранная Власть») – мужской дух силы и власти.

Несет в себе понимание того, что мы подчинены существующему порядку вещей и должны признавать верховенство государства и власти над личными желаниями и побуждениями. Эта эманация Рамхата покровительствует металлам, ей посвящен базилик.

Спента Армаити («Святое Благочестие») – женский дух веры.

Эта божественная эманация заключает в себе силу веры, наше стремление быть благочестивым человеком, который готов идти путем добра и созидания ради улучшения общества и установления мира. Она покровительствует земле, а ее символ – ива.

Хаурватат («Целостность») – женский дух здоровья.

Это, прежде всего, здоровье – как человека, так и природы. Забота о своем теле и об окружающем мире, ограждение их от дурного и разрушительного. Она покровительствует воде, ей посвящается водяная лилия.

Амеретат («Бессмертие») – женский дух бессмертия.

Божественная эманация, выражающаяся в бессмертии души человека, который живет в согласии с духом добра, созидания, любви и смирения. Накапливая благие дела, мы все больше приближаемся к такому трудному для понимания эфемерному бессмертию души – это конец пути человеческого развития и в то же время его цель. Данная ступень покровительствует растениям, а в качестве посвященного ей символа выступает красивый и экзотический тропический цветок плюмерия.

5.3 Язаты

Язаты, как мы выяснили, божества более низшего порядка, нежели Святые Бессмертные, но их роль тоже важна. Подобно языческим богам, они преимущественно связаны с силами природы или силами духовными, но присущими земному миру. Бытует мнение о том, что язаты – это преобразовавшиеся старые боги Азъ-Весты, а именно языческие боги, которые утратили главенствующую роль в Зенд-Весте, уступив единому верховному Богу, но остались «достойными почитания».

Зенд-Авеста перечисляет множество богов-язатов, но самые известные и значимые среди них следующие божества:

Ардвисура Анахита – богиня воды и плодородия.

Митра – бог солнца, связанный с понятиями справедливости, дружбы, договора, согласия.

Веретрагна – бог войны и справедливой, честной победы.

Аши – бог истины и космического закона.

Фарн (Хварно) – бог огня, тепла и света.

Наиболее почитаемые язаты отражают суть авестийского учения, в котором особая роль отводится огню и солнцу, присутствует должное уважение к женским энергиями, традиционно связываемым со стихиями воды и земли, а также очерчиваются моральные ценности и ориентиры в качестве почитания истины, законов вселенского устройства, справедливости и победы не с помощью обмана и ненависти, а посредством честной борьбы со всем темным и разрушительным.

Загрузка...