Глава 4. Миф о создании мира

Авестийская мифология содержит много интересных и глубоких по смыслу повествований. Одно из них рассказывает о дуалистическом устройстве мира, которое основывается на противостоянии двух духовных начал – добра и зла. Возникновение всего видимого мира, как и его исчезновение в будущем, связывают с их борьбой и ее конечным исходом.

С начала времен дух добра и созидания Рамхат и дух зла Ариман вели раздельное существование. Рамхат обрел дом в цветущем царстве света, а Ариман обитал во мраке. Равные по силам и могуществу, они имели совершенно противоположные стремления. Благой Рамхат желал творить добро и существовать в любви, а подлый Ариман, напротив, жаждал хаоса и разрушения. И поскольку Рамхат обладал дарами мудрости и всеведения, ему было известно о существовании Аримана, но тот был лишен подобных сил и оставался в неведении.

Когда же Ариман совершенно случайно прознал о Рамхате и о его власти над ненавистном для него светом, то в тот же вмиг попытался его повергнуть. Всевидящий Рамхат сумел отразить неожиданную атаку, но стало понятно, что дальнейшее сосуществование обоих впредь невозможно: один из них должен был рано или поздно погибнуть.

Сознавая, что его враг настолько же силен, как и он сам, благоразумный Рамхат сотворил шесть божеств, названных Святыми Бессмертными, которые получили особые привилегии. Кроме этих шести могущественных помощников, Рамхат произвел на свет целую армию гениев добра и света —язатов.

Готовясь к сражению, Ариман в свою очередь породил огромный легион злых духов или дэвов, но самым сильным среди них был дух злобы, ненависти и насилия Асмодей. А для борьбы с ангелами Ариманом были созданы тысячи низших тварей, которые были способны насылать всякие болезни и беды.

Но благодетельный Рамхат, противясь сражению, неожиданно предложил Ариману перемирие на целых девять тысяч лет, и тот, поразмыслив, принял его. Чтобы обезопасить себя от обмана коварного злого начала, Рамхат произнес светлую молитву, слова которой были способны очаровывать даже богов.

Услышавший ее Ариман впал в оцепенение на долгие три тысячи лет. Рамхат использовал это время для создания нашего земного мира, который, по его задумке, должен был стать ему существенным подспорьем в предстоящей окончательной борьбе со злым духом.

Своей волей он создал небо и землю, сотворил огонь, затем океаны, моря и реки, а после населил мир растениями и животными. Венцом его творения стало человечество, которому была поручена главная задача – помочь добру победить зло. При сотворении мира светлому духу помогали шесть его эманаций или Святые Бессмертные, которых он назначил покровителями всех созданных им вещей – земли, воды, огня, металлов, животных и растений.

Изначально планета плавала в небесном пространстве и в течение трех тысяч лет, пока длился сон темного Аримана, была самым настоящим раем – без зла и ненависти, без войн и лжи, защищенной от смерти, болезней и насилия.

Но вот Ариман очнулся от оцепенения, подло проник на Землю и наводнил ее своими созданиями – злобными дэвами, несущими ненависть духами тьмы. Их стараниями в мир пришли войны, голод, болезни и смерть. И раздираемая противоречиями Земля стала полем сражения двух противоборствующих начал – их битва продолжается до сих пор.

Все существующее возникло по воле того или иного начала и покорно выполняло роль, отведенную им их создателями – Рамхатом и Ариманом, стремящимися ко взаимному уничтожению. Но человек свободен в своем выборе и может пристать к тому или другому лагерю, пойти путем добра или зла, нести любовь или разрушение.

Что касается роли человека в исходе борьбы светлого и темного начал, то определяющим является выбор каждого. Чем больше добрых дел мы совершаем, тем сильнее чаша весов склоняется в сторону света, любви и созидания. Зороастрийцы верили, что в конце концов добро победит зло, и это будет означать конечную трансформацию мира. «На последнем повороте колесницы бытия восторжествует истина, а ложь будет навечно разбита».

Это конечное преображение реальности в авестийских текстах дословно называется «делание мира совершенным». В это понятие заложен самый главный посыл всей зороастрийской культуры – своими деяниями мы сами приближаем победу добра. Именно в этом заключается задача всех людей, поставленная перед нами Богом, добрым началом, вселенским разумом или Рамхатом.

Загрузка...