Примечания

1

Велесова книга – священное писание древних славян; была вырезана на буковых дощечках в VIII–IX вв. новгородскими жрецами и посвящена богу Велесу (Волосу) – покровителю скота, богатства и торговли. См. также предисловие – «От автора».

2

Перун – древнеславянский бог грома и молнии, покровитель воинов.

3

Сварог – древнеславянский бог, покровитель кузнечного дела, отец бога солнца Даждьбога и бога огня Сварожича.

4

Сварга, или Ирий, – славяйский небесный сад (рай), где собираются и пируют боги и безгрешные души умерших.

5

Тризна – похоронный обряд у древних славян, состоящий из жертвоприношений (требы), военных игр, состязаний, борьбы и поминального пиршества.

6

Угобзити, угобжати – одарить, наделить, обогатить, оплодотворить, удобрить.

7

Корзно – верхняя одежда, плащ.

8

На языке полабских славян «рюрик», или «рерик», означало «сокол». Атакующий в полете сокол – древнейший тотем славянского рода, из которого происходили Рюрик и Рюриковичи. А на Руси он превратился в княжеский знак – символ власти, сохранившийся на печати Святослава Игоревича. Позже стал изображаться в виде трезубца: две вертикальные черты – два сложенных крыла, удлиненные по сравнению с хвостом – третьей чертой, и обводы точек на условной голове.

9

Ярл – скандинавский титул, соответствующий титулу графа.

10

Эйрин – Исландия.

11

Рында – телохранитель-оруженосец.

12

Свейский – шведский.

13

Боил – боярин.

14

Вымол – пристань.

15

Сарацинский – арабский.

16

Хозы – штаны.

17

Варяжское море – Балтийское море.

18

Даны – так в разговоре называли датчан.

19

В нашей отечественной историографии существуют две теории происхождения династии Рюриковичей: славянская и норманнская. Родоначальником первой является М.В. Ломоносов, второй – немецкие ученые А. Шлёцер и Г. Миллер, утверждавшие, что Рюрик – норманнский князь. Особенно возмутило Ломоносова восторженное заявление Миллера на торжественном заседании Петербургской академии наук в 1749 г., что «скандинавы победоносным своим оружием благополучно себе всю Россию покорили». По настоянию Ломоносова речь Миллера, уже напечатанная, была уничтожена. Но она все-таки увидела свет в 1768 г., после смерти Ломоносова, при Екатерине II.

20

Славяне разделяли общее для всех древних народов убеждение, что небо – это твердь.

21

Япончица – покрывало.

22

Саркел – хазарская крепость, построенная византийцами в 833 г. в месте впадения Танаиса (Дона) в Меотийское озеро (Азовское море).

23

Пест – старый медведь, молодого зовут пестуном.

24

Шалоник – юго-западный сильный ветер, слово – производное от р. Шелони.

25

Пабедье – время почти перед самым полуднем.

26

Речь идет об Исландии, к которой в 861 г. прибился корабль Надодда. Вскоре началось ее заселение скандинавами.

27

Шхеры – небольшие острова вблизи сложно расчлененных ледниками берегов.

28

Виса – строфа в поэзии скальдов.

29

Гардарика – так викинги в VIII–IX вв. называли Северную Русь. В скандинавских сагах так же именовался и «великий град» на севере восточнославянских земель; возможно, это Старая Ладога – предшественник Новгорода.

30

Пикты – племя, населявшее древнюю Шотландию.

31

Запястье – браслет.

32

Ястреб – здесь: рука.

33

Один – верховный бог норманнов, почитаемый ими так же, как славянами Перун.

34

Эйнхерии – погибшие воины-герои, попавшие в палаты Одина, его избранники.

35

Стол – здесь престол, княжение в Древней Руси.

36

Агора – площадь (греч.).

37

Волкодлаки – оборотни.

38

Помост – здесь: сени.

39

Людины – свободные граждане Новгорода, но не имеющие недвижимой собственности; владеющие ею – мужи; крупные землевладельцы и богатые купцы – сословие «житых людей».

40

Подстаросты – помощники старост, или «уличные», наблюдавшие за порядком.

41

Ободриты – одобрители, те, кто одобряет.

42

Вершники – конные.

43

Урослива – своенравна.

44

Обезские горы – так русы именовали между собой Кавказские горы, хотя название «Кавказ» существовало в языке многих народов.

45

Черная Земля – так называли еще Черную, или Волжскую Булгарию.

46

Мокош – древнеславянская богиня плодородия; Зимцерла – богиня весны; Лада – богиня рода, покровительница рожениц; Купальница – сестра бога Купалы.

47

Явь – по представлению славян, светлая сила, одновременно сам этот светлый мир, «белый свет». Противостоит Нави – загробному миру, «тому свету».

48

Родень – старинный город кузнецов, расположенный в месте впадения реки Рось в Днепр-Славутич.

49

Стило – орудие письма, перо.

50

Корец – ковш.

51

Кокора – здесь шпангоут – поперечный брус в корпусе судна, обеспечивающий устойчивость бортов и днища.

52

Гридень (гридин) – княжеский телохранитель, воин отборной дружины.

53

Мюса – хмельной напиток, приготовленный из кислого молока.

54

Ваны и Азы – божества в скандинавской мифологии, обитающие в Асхарде – жилище богов, куда попадают также души погибших воинов.

55

Поприще – здесь: путевая мера, около 20 верст.

56

Судьбы не только авторов, но и дальнейших хранителей дошедшей до нас части буковых дощечек полны трагизма и непонимания, существующих и по сей день. В этом смысле показательны комментарии и примечания ученых к Велесовой книге, наконец-то изданной в Москве в издательстве «Менеджер». Они полагают, что явление Велесовой книги говорит о начале эпохи русского возрождения. А сообщая о борьбе волхвов с Рюриком, они пишут, что тогда, воспользовавшись сменой династии, жрецы хотели укрепить свое влияние, а власть князя ограничить. Именно поэтому волхвы представляли Рюрика иноземным завоевателем. Так же они изображали и киевских архонтов Аскольда и Дира.

И все же эти князья были не норманнами, а законными наследниками власти: Рюрик – Гостомысла в Новгороде; Аскольд и Дир – Кия, Щека и Хорива в Киеве. Примечательно, что в Велесовой книге не упомянут ни один исторический деятель, живший после Рюрика. Последние по времени тексты (призыв к свержению Рюрика) относятся к 864 году, возможно, после подавления восстания и было прервано жрецами летописание. Но известно имя последнего новгородского жреца – Богумил, прозванного за свое красноречие Соловьем. Он согласно Иоакимовской летописи позволял в 991 году присланному из Киева греку Иоакиму крестить язычников в Новгороде даже в то время, когда дружина Добрыни и Путяты осаждала его. Видимо, именно Богумил и доверил хранить главную святыню Новгорода – Велесову книгу – Иоакиму, ставшему впоследствии первым новгородским епископом. Косвенным подтверждением того, что он имел Велесову книгу, можно считать наличие цитат из нее в Иоакимовской летописи и внесение в летопись более точных поправок, относящихся к настоящей славянской родословной князей Рюрика, Аскольда и Дира.

57

Часть их дошла до нас – это дощечки под номерами: II 7 г, II 7д, III29, III8/1, III14, II бе, II бэ и др.

58

Осуривание – от слова «сурица». Так называли напиток, приготовленный из забродившего меда с использованием молока, хмеля и других трав.

59

Карабы, хеландии – арабские и византийские суда.

60

Бьярмы – финское племя (древнерусское – пермь), жившее на побережье Баренцева моря и на берегах реки Печоры.

61

Вено – от слова «венити» (покупать и продавать) – плата за жену.

62

Если уж мы привели «Песню короля Регнера» Н.М. Языкова, вспомним и первые шесть строк из «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина:

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам,

Их села и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам;

С дружиной своей, в цареградской броне,

Князь по полю едет на верном коне.

63

Тобола (тоболка, тоболец) – сума, сумка, котомка.

64

Закупы – лица, попавшие в зависимость от землевладельца вследствие получения от него ссуды (купы); бегство превращало закупа в холопа; расплатившись, закуп становился свободным.

Загрузка...