Орден тамплиеров был создан во время крестовых походов, первоначально для охраны паломников, прибывавших в Святую землю. Впоследствии Орден разросся и превратился в настоящую армию. Рыцари-тамплиеры славились своей стойкостью и отвагой. Они предпочитали погибнуть, но не сдаваться. Двести лет они верой и правдой сражались с неверными, получая в награду за свои подвиги замки и поместья, доходы от которых должны были покрывать издержки, связанные с ведением боевых операций.
Со временем тамплиеры приобрели огромное влияние и несметные богатства. При этом они не подчинялись никому из светских владык, а только лично папе Римскому. Влияние тамплиеров было столь велико, что английский и французский короли доверяли им на хранение государственную казну.
Постоянно нуждавшиеся в деньгах, европейские монархи частенько одалживались у «бедных рыцарей Храма Соломона», как официально называли себя тамплиеры, и были их постоянными должниками. Конечно, короли и герцоги завидовали независимости и богатству Ордена.
И вот, в начале XIV века французский король Филипп IV и римский папа Климент V вдруг объявили тамплиеров еретиками и отступниками от христианской веры и санкционировали их массовые аресты во всех государствах Европы, прежде всего во Франции, где в то время находилась штаб-квартира Ордена. По приказу короля, чтобы не дать тамплиерам убежать, а главное – вывезти накопленные Орденом сокровища, аресты по всей стране были произведены в один день – 13 октября, в пятницу.
«Вот она откуда, пятница тринадцатое!» – подумал Антон.
Любопытно, что даже проявленная предусмотрительность не помогла Филиппу Красивому добиться цели. Самих-то тамплиеров схватили, подвергли пыткам и судили, а потом сожгли на Еврейском острове в Париже. Но их несметные сокровища так и не были найдены, как будто растворились в воздухе. Кто только их с тех пор не искал! И все бесполезно.
Загадочная история!
Много в ней странного. Отчего так резко, почти в одночасье, изменилась судьба могущественного Ордена? Неужели все это – только из-за денег? Или король и папа позарились на что-то большее?
В Интернете оказалась масса предположений на этот счет.
По одной из версий тамплиеры завладели на Востоке какой-то священной реликвией – то ли ковчегом Завета, то ли Туринской Плащаницей, то ли Святым Граалем, то ли копьем Судьбы, которым, согласно Евангелию, римский сотник пронзил Христа. И что именно обладание какой-то из этих реликвий в короткий срок принесло Ордену необычайную удачу, влияние и богатство.
Может быть, именно эта священная реликвия и прельстила французского короля?
Но как это выяснишь, ведь с тех пор прошло столько веков…
Хотя… Как ни удивительно, Франция в четырнадцатом веке уже была правовым государством. Процесс над Орденом храма скрупулезно протоколировался, сохранилось огромное количество записей допросов, вердикты, выносимые многочисленными судами, как церковными, так и гражданскими, в которых подробно перечислялись все пункты выдвигаемого против рыцарей обвинения. И эти документы можно найти и прочесть!
Погрузившись в средневековые документы, Антон обнаружил, что ни Плащаница, ни «копье судьбы», ни ковчег, ни даже Святой Грааль средневековых следователей не интересовали. Во всяком случае по поводу этих предметов арестованным вопросов не задавали. А интересовал их совсем другой предмет – некая таинственная голова, в одних документах именуемая «Бафометом», в других – «идолом», в третьих – просто «головой», в иных – «Сатаной». Ну и еще золото, само собой…
Из материалов следствия со всей очевидностью вытекало, что в Ордене существовал культ «священной головы», регулярно отправлялись обряды поклонения этой святыне, над ней приносили клятвы неофиты, вступающие в Орден.
Вот этой головой, и интересовались следователи более всего, трактуя культ поклонения ей как свидетельство ереси и идолопоклонства. Этот вопрос задавали они всем свидетелям.
Большинство тамплиеров отказывались отвечать на вопрос о таинственном артефакте. Но среди допрошенных были люди, хотя и имевшие отношение к Ордену, однако не приносившие обетов, то есть не являвшиеся рыцарями. Это были так сказать, гражданские лица, работавшие на Орден за вознаграждение, выполнявшие разные хозяйственные и другие работы – архитекторы, юристы, врачи, кузнецы, повара и другие. Они, каждый день соприкасаясь с тамплиерами, много о них знали. И, не будучи связанными присягой, не считали нужным скрывать эту информацию от дознавателей.
Хотя свидетели и расходились в деталях, историю они рассказывали практически одну и ту же. И история эта была весьма деликатного свойства.
Начинается эта история с того, что некий рыцарь воспылал страстью к замужней даме, которая, будучи благочестивой, не отвечала ему взаимностью. Когда дама безвременно умерла, распаленный похотью рыцарь воспринял это обстоятельство не как окончательный крах своих мечтаний, а совсем наоборот – как возможность их осуществить. Под покровом ночи он выкапывает тело своей возлюбленной и удовлетворяет с ее хладным телом свою страсть. А когда уже собирается уходить, – слышит таинственный голос, который требует, чтобы через положенный срок, когда женщина должна родить, он опять явился в это место и выкопал из могилы младенца – плод своей любви. И вот, девять месяцев спустя, рыцарь вновь раскапывает могилу возлюбленной, находит там… мертворожденное дитя, и, согласно велению таинственного голоса, отделяет от него голову, поскольку голос говорит ему, что покуда эта голова будет храниться у него, он будет непобедим и никогда не будет знать нужды и бедности. Но как только он утратит голову – все беды разом обрушатся на него.
Такие показания перед папской комиссией дали свидетели Гийом Априль из диоцеза Клермон, Гуго де Фор, нотариус Антонио ди Верчелли, и другие. Они называли разные имена участников событий, но все как один указывали на место происшествия – остров Ис в заливе Саталия.
Истории, рассказанные свидетелями, показались Антону абсурдными. Не были ли они рассказаны под давлением судей, явно чрезвычайно интересовавшихся любыми сведениями, связанными с таинственным артефактом? Вот если бы можно было найти какие-то упоминания об этом других людей, не подвергавшихся допросу! А лучше всего, записанных во времена, когда Орден еще был в силе и ему ничто не угрожало.
Весь следующий день, обложившись книгами средневековых авторов, какие только можно было раздобыть в русских переводах, Антон провел в Ленинке.
И старания его оказались не напрасны.
Он нашел практически ту же самую историю с небольшими вариациями в трех независимых друг от друга источниках: в записках Гервасия Тилберийского, в летописи Роже Гоуденского, в том ее месте, где рассказывается о возвращении Филиппа II из Палестины, и в «Интерарии короля Ричарда», принадлежащем перу Уолтера Мэпа. Все эти авторы жили лет за сто до репрессий, обрушившихся на Орден. Очевидно, никто не тянул их за язык – они зафиксировали какие-то циркулировавшие в их время слухи.
В рассказах всех трех авторов фигурировал акт некрофилии, от которого рождается таинственная голова, и чудесные свойства этой головы, дающие ее обладателю власть над людьми, победу и процветание. Причем все три автора тоже указали на залив Саталия как на место, где завершилась эта история.
Наверно, подумал Антон, раз уж странная история с инфернальной головой, разыгравшаяся на берегах Саталии, стала известна западноевропейским авторам, то уж среди местных жителей она наверняка должна иметь хождение. Если взять у них интервью – из этого получился бы неплохой материал, как раз такой, какой хочет от него получить шеф – загадочный, романтический и отвлекающий зрителя от серых будней.
И кто знает, может быть, это даст ключ к разгадке тайны тамплиерского Бафомета? Ведь дыма без огня не бывает – Антон знал это как опытный боец информационного фронта.
Значит, дело за малым: узнать, где находится залив Саталия, и выпросить у шефа командировку.