В профессиональной среде дипломатов бытует распространенная шутка о том, что дипломатия выступает одной из наиболее древних форм деятельности, поскольку для достижения любого результата в межличностном взаимодействии «сначала надо было договориться». Если вынести за скобки юмористическую составляющую и обратиться к лексикографической составляющей данного термина, то можно заметить, что производное от этого слова прилагательное «дипломатичный» также тесно связано с коммуникацией, имея значение «человека, умеющего договариваться, выходить из трудных положений, избегать обострения ситуаций». То, каким образом достигался подобный результат, можно увидеть, обратившись к этимологической стороне вопроса, проследив эволюцию данного термина. Под словом «дипломатия» (от греческого díplōma) в Древней Греции понимали «сдвоенные дощечки, которыми снабжали гонцов для удостоверения их представительного характера», а позднее, в XVII–XVIII вв., государственные акты, договоры и пр., на которые ссылались с тем, чтобы придать своим заявлениям обоснованность и правомерность.
Одного этого языкового экскурса достаточно, чтобы заметить, что дипломатия как вид деятельности зародилась задолго до появления государств и самих принципов межгосударственного взаимодействия. Не ставя перед собой цели описать всю историю дипломатии, мы предлагаем обратить внимание на эволюцию этой неразрывно связанной с существованием человека деятельностью, прошедший за минувшие тысячелетия как минимум несколько этапов своего развития:
1) дипломатия как часть межличностной коммуникации, обеспечившая формирование первобытных общностей и выживание вида Homo sapiens;
2) дипломатия как форма поддержания ad hoc (от случая к случаю) политических, экономических и других контактов между различными общностями (городами, номами, полисами и пр.) и обеспечения территориальной экспансии великими империями прошлого;
3) дипломатия как институт постоянного представительства одного политического субъекта в другом, что зародилось лишь с появлением государств (подробнее об этом – в будущих главах).
Еще со школьного курса биологии всем известно, что человек произошел от обезьяны, причем если сравнить ДНК обоих существ, современные люди лишь на 1,6 % отличаются от шимпанзе. По удивительному совпадению, существа, которые занимают промежуточное положение в эволюционной цепи от шимпанзе к современному человеку, в науке называются проконсулами, однако само название не имеет никакого отношения ни к виду дипломатических работников, ни к высшей должности в Древнем Риме периода империи: этот вид приматов был назван в честь дрессированных животных данного вида, использовавшихся в начале века в цирках.
Семейство приматов, частью которых являются предки современных людей, называют гоминидами, самые древние кости одного из видов которых – австралопитека («южная обезьяна») – были найдены британскими археологами в 1974 г. на территории современной Эфиопии. Полученные данные самки «южной обезьяны», прозванные Люси в честь популярной среди ученых композиции группы «Битлз» Lucy in the Sky With Diamonds, относят к периоду глубокой древности – эпохи палеолита (3,2 млн лет тому назад). Сам вид австралопитеков, по подсчетам ученых, просуществовал в период с 4 по 1 млн лет до н. э. Основными отличиями австралопитеков от других обезьян стали способность ходить на прямых ногах, благодаря которым они могли передвигаться на относительно большие расстояния (до 15 км), хватательная кисть с развитыми большими пальцами и относительно крупный головной мозг – 530 см3 (примерно треть от мозга современного человека), что, в свою очередь, способствовало развитию интеллекта и первичных навыков коммуникации.
Пришедший им на смену вид Homo erectus («человек прямоходящий»), ареал обитания которого вышел за пределы Африки (их останки были найдены в юго-восточной Азии), просуществовал 2,5 млн лет (до 200 тыс. лет до н. э.), характеризовался еще большей черепной коробкой (1000 см3, ⅔ от мозга современного человека) и более развитыми коммуникационными способностями, благодаря которым они были способны формулировать сложные идеи, обозначать свои намерения и координировать групповые действия.
Наконец, вид, прошедший все этапы эволюции и сформировавший к 250–200 тыс. лет до н. э. Homo sapiens («человек разумный»), чей объем мозга равен современному человеку, обладал преимуществом над другими гоминидами благодаря самой развитой из всех способностью к коммуникации, позволявшей не просто передавать сообщения от одного индивида к другому, но и сохранять знания для будущих поколений, что стало ключевым фактором в миграции на все континенты и преодолении даже самых неблагоприятных погодных условий. Таким образом, именно коммуникация стала главным источником выживаемости вида, даже несмотря на более скромные физические возможности в сравнении с другими жившими в тот период времени гоминидами (например, неандертальцами, просуществовавшими, по подсчетам ученых, в период с 400 тыс. до 30 тыс. лет до н. э., чьи останки были найдены на территории современной Германии).
Способность к коммуникации стала ключевым фактором не только в вопросе выживаемости вида Homo Sapiens, но и в том, что касается перехода от простых форм группового взаимодействия к т. н. сложным обществам, появившимся во время т. н. Неолитической революции, как называют процесс перехода от палеолита («Старый каменный век») к неолиту («Новый каменный век») в период с 12 тыс. до 6 тыс. лет до н. э. В то время как сообщества палеолита характеризовались малыми социальными группами, в которых люди охотились на крупный рогатый скот и занимались собирательством, что позволяло аккумулировать еду для немедленного потребления, что, в свою очередь, ограничивало рост популяции, сообщества неолита стали гораздо более крупными по числу как благодаря внешним факторам (окончание в районе 15 тыс. лет до н. э. последнего ледникового периода), так и более сложным формам социальной организации, возникшим как результат перехода к скотоводству и развитию сельского хозяйства, что позволяло создавать запасы еды и использовать более изощренные орудия труда. Кроме того, произошел значительный рост популяции людей в центрах развития сельского хозяйства, стали появляться первые города, начался процесс социальной стратификации из-за распределения труда и неравной дистрибуции остатков пищи. Появление нескольких центров развития сельского хозяйства создавало предпосылки для развития межобщинного взаимодействия в виде войн и торговли.
Таким образом, происходит процесс формирования второй стадии дипломатии. В интересах понимания логики развития дипломатии догосударственной эпохи эволюцию данной деятельности было бы правильно рассматривать сквозь призму величайших цивилизаций прошлого, каждая из которых оказала прямое влияние на современные международные отношения и современную политическую карту мира в разных аспектах:
• географический – распространение влияния на определенную территорию;
• политический – создание институтов управления, которые не просто контролировали захваченную территорию, но и становились системообразующим элементом регионального порядка;
• экономический – развитие торговли, обеспечивавшей транспортную взаимосвязанность различных территорий;
• лингвистический – превращение языка в lingua franca, то есть язык международного общения;
• научный – развитие науки и системы представлений об окружающем мире, закладывавших основу для создания прорывных технологий;
• религиозный – появление культа или морально-этического течения, позволявшего консолидировать верующих силой авторитета соответствующего института и распространять связанное с этим политическое влияние.
Первыми примерами т. н. сложных обществ во всемирной истории стали две «речных» цивилизации – Древний Египет (3100–1070 гг. до н. э.) и Месопотамия (3200–550 гг. до н. э.).
Зародившись в дельте Нила, которая при разливе русла реки позволяла развивать сельское хозяйство благодаря значительным аллювиальным отложениям и создавать мощные ирригационные системы, древнеегипетская цивилизация на пике своего могущества занимала территории от четвертого порога (современный Судан) на юге до Анатолийского плато (современная турецко-сирийская граница) на севере. Именно экспансия в северном направлении явила миру первый в истории дипломатии документально зафиксированный мирный договор, заключенный в 1259 г. до н. э. между египетским фараоном (этим словом, дословно переводившимся как «великий дом», называли древнеегипетских правителей) Рамзесом II и царем хеттов Хаттушилем III и дошедший до наших дней на обоих языках договаривающихся сторон. Кроме того, древнеегипетской цивилизации мы обязаны не только появлением технологии мумификации тел или традиции создания мавзолеев (коими выступали всемирно известные пирамиды), но и корректному делению года на 365 дней и 6 часов, которые в будущем лягут в основу применяемых сегодня юлианского (то есть принятого в Древнем Риме Юлием Цезарем) и грегорианского (утвержденного на основе поправки Папы Римского Григория XIII в октябре 1582 года) календарей. Прямыми потомками Древних Египтян, сохранившимися до наших дней, можно считать коптов, составляющих около 10 % населения современного Египта.
Соседняя с ней цивилизация – Месопотамия (в переводе означающая «землю между рек»), зародившаяся в междуречье рек Тигра и Евфрата, прошла несколько этапов своего развития, каждый из которых оставил значительный след в истории дипломатии. Так, например, в результате объединения шумерских городов под властью царя Аккада Саргона (2334–2315 гг. до н. э.) появилась первая в истории империя. Его последователь вавилонский царь Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.) модернизировал бюрократические методы управления подвластными территориями, в частности изданием свода законов, также вошедших в историю как один из древнейших правовых памятников в мире. Ассирийские правители (1000–600 гг. до н. э.) вышли за пределы Междуречья, завоевав территории современной Сирии, Палестины, части Турции и Египта, что, в свою очередь, сделало аккадский язык первым языком международного общения для народов Ближнего Востока. Благодаря сохранению царем Ашшурбанапалом (668–627 гг. до н. э.) крупнейшей библиотеки, сохранившей тысячи древних текстов дипломатической переписки и административных записей, современные ученые могут проследить влияние цивилизации на другие народы, в частности на финикийцев – древний семитский народ. Те благодаря развитой торговой системе, выходившей за пределы Средиземноморского региона, смогли адаптировать шумерскую пиктографическую клинопись в прообразы букв, которые путем постепенной адаптации последующими народами (греками, этрусками и римлянами) войдут в латынь, ставшую лексической основой для большого количества современных языков индо-иранской языковой группы.
Еще одним народом, ведущим свое начало от Месопотамии, стали евреи, чей праотец Авраам был выходцем из шумерского города Ур. Дальнейшая судьба этого древнего народа, в период с 1800 по 1300 гг. до н. э. мигрировавшего в Древний Египет и вернувшегося на «землю обетованную» во главе с Моисеем, связана с развитием т. н. 12 колен Израиля (образовавшихся в районе 1200 г. до н. э.), разделившихся позднее на две части – северную (которую населяли израилиты, отсюда современное название государства Израиль) и южную (в которой жили иудеи, давшие названия национальной религии – иудаизму). Оба царства в конечном итоге в разные периоды времени были завоеваны цивилизациями Месопотамии: Израиль – ассирийцами в 726 г. до н. э., Иудея – вавилонским царем Навуходоносором в 586 г. Буквально через несколько десятилетий цивилизация Междуречья падет под натиском еще более влиятельной силы, пришедшей с востока.
Персидская империя
Этой силой стала Персидская империя (558 г. до н. э. – 651 г. н. э.). Ее основатель Кир Великий не только заложил династию великих завоевателей Ахеминидов, которые расширили пределы государства, вобравшего в себя территории современного Ирана, Ирака, Турции, но и ввел в оборот документ, который получил название «Цилиндр Кира» – древнейшую хартию прав человека. Его потомки усовершенствовали систему административного управления огромной империей, которой управляли через институт наместников, называвшихся сатрапами, а также создали уникальную торговую систему путем строительства «Царской дороги» (способствовавшей развитию почтового сообщения) и введения монеты единого образца. Персидские династии, правившие после завоеваний Александра Македонского (далее по тексту) – Селевкиды, Парфянское царство, династия Сасанидов, – сохранили управленческую систему Ахеминидов, добившись территориальных приращений к востоку, что нашло отражение на политической карте мира, ведь в названии некоторых стран, бывших в разный период времени под иранским контролем, сохранился суффикс «стан» (означающий «страну», «место»): Афганистан, Пакистан, страны Центральной Азии. Наконец, именно с этой цивилизацией связывают появление одной из древнейших религий – зороастризма – и ее пророка Ахура Мазды. Зороастризм оказал большое влияние на многие последующие монотеистические религии более поздних исторических эпох.
Древняя Греция
Становление и эволюция Персидской империи происходило в непосредственной близости от одной из величайших цивилизаций Средиземноморья – Древней Греции (3000 лет до н. э. – 147 г. до н. э.). Вынося за скобки доклассический период ее истории (3000–800 гг. до н. э.), вобравший в себя первое столкновение держав суши (микенская цивилизация) и моря (критская цивилизация), описанную Гомером «Троянскую войну» (противостояние Микен и Трои с 1194 по 1184 гг.), нашествие пришедших с севера дорийцев (в период с 1200 по 1100 гг.) и последовавшие за ним Темные времена (1100–800 гг. до н. э.), следует отметить, что в отличие от своих соседей данная цивилизация была не единым государством с четко обозначенными границами и столицей как политическим центром, а целой группой городов-государств (полисов), которые развивались как на территории современной материковой Греции и Пелопоннеса, так и далеко за их пределами, ведь в период с 800 по 500 гг. до н. э. происходит массовая колонизация огромной территории бассейнов Средиземного и Черного морей от современной Испании до юга России. Из-за полицентричного характера политического взаимодействия между полисами именно в Древней Греции появляется первый протодипломатический орган – проксения (институт гостеприимства), состоявший из избираемых среди представителей знати лиц, принимавших и обеспечивавших нахождение иностранцев.
Среди этой россыпи древнегреческих городов происходит постепенное возвышение двух принципиально разных политических центров – Афин и Спарты. В то время как Спарта была воинственным полисом, обеспечивавшим контроль над регионом Мессенией за счет силы оружия, их соперники из Аттики – Афины, благодаря которым современный политический лексикон пополнился такими терминами, как «тиран» (так называли захватившего власть путем ликвидации конкурентов аристократа, не желавшего идти на реформы), «демократия» (т. е. «власть народа», под которой понимали механизм взаимодействия между аристократией и народом, при котором граждане имели возможность прямого участия в жизни полиса, хотя в численном выражении в эту категорию подпадала лишь четверть от всего населения) и «демагог» (т. е. «предводитель народа», под которым понимали политика, способного убеждать людей своими ораторско-риторическими талантами), выстраивали отношения с соседями через торговлю и межполисное взаимодействие.
В случае столкновения с внешней угрозой греческие полисы объединялись в единую коалицию, что и произошло во время Греко-персидских войн (499–449 гг. до н. э.). Этот военный конфликт был увековечен в памяти работами первого профессионального историка Геродота. Он получил известность благодаря знаменитой Битве при Марафоне (490 г.), известие о победе в которой принес пробежавший 42 км до Афин изможденный гонец, и подвигу 300 спартанцев в Фермопильском сражении (480 г.). Греко-персидские войны рассматриваются современными историками как первый пример столкновения Запада и Востока.
Отстояв территорию, на которой и зародилась классическая Греция, Спарта и Афины в скором времени вступили в конфликт друг с другом. Этот конфликт вошел в историю как Пелопонесские войны (431–404 гг. до. н. э.). Опираясь на военно-морские союзы, противоборствующие стороны активно задействовали коалиционную дипломатию, именно поэтому этот конфликт часто рассматривают как прообраз биполярного противостояния эпохи холодной войны. Удивительным образом унизительное поражение Афин и последующий упадок всех других участников Пелопонесской войны становится истоком для развития классической древнегреческой культуры – комедии, трагедии, драмы и философии. Один из выдающихся представителей последней, Аристотель, ученик Платона, чьим учителем был Сократ, выступит в качестве духовного наставника будущего величайшего завоевателя в истории человечества – Александра Македонского.
Движимый местью за убийство отца, Филиппа, объединившего Македонию (северная Греция) и греческие полисы и строившего планы будущей войны против персов, Александр Македонский в течение короткого промежутка времени (с 334 по 323 гг. до н. э.) завоевывает огромные пространства, включающие территории современной Турции, Передней Азии, Египта, Ирака, Ирана, части Центральной Азии, Афганистана и Пакистана, части Северной Индии. Несмотря на свою внезапную смерть и быстрый распад его военной империи, все завоеванные территории образовали т. н. эллинистический мир, что стало первым прообразом конвергенции Запада и Востока в истории человечества, а греческий язык на долгое время оставался языком международного общения, пережив на многие столетия саму Древнюю Грецию. Так, например, сформировавшаяся в эпоху Древнего Рима риторика (как искусство публичных выступлений) станет продолжением древнегреческой политико-философской традиции. Наконец, непосредственно фигура Александра Македонского, имя которого стало одним из самых распространенных в различных западных и восточных странах, до сих пор выступает в качестве предмета политического спора между современной Грецией и Северной Македонией.
По мере угасания влияния греческого мира после распада империи Александра Македонского к западу от Древней Греции формируется новая мощная сила, которая захватит ее территорию в 146 г. до н. э. и станет одной из величайших цивилизаций в истории человечества – Римская империя (753 г. до н. э. – 476 г. н. э.).
Римская империя
Занимая на пике своего могущества территорию современных Италии, Швейцарии, большой части Балканского полуострова, Греции, Турции, Армении, Азербайджана, части Сирии, Ирака, Израиля, Египта, Ливии, Туниса, Алжира, Марокко, Португалии, Испании, Франции, Бельгии, части Германии и Великобритании, сделав Средиземное море своим внутренним водоемом, Римская империя стала первой в истории сверхдержавой во всех смыслах этого слова, в связи с чем многие ее атрибуты (Сенат как название части парламента, Капитолийский холм как место его заседания) стремится унаследовать другая страна, стремящаяся к гегемонии в современных международных отношениях – США.
Римская цивилизация оставила огромный след во всех сферах человеческой деятельности. Ее политический дизайн в виде республиканского правления (от термина res publica – «общее дело», представлявшего собой механизм политического взаимодействия представителей знати, «патрициев», и простого народа, «плебеев»), избираемость должностных лиц, наличие коллегиального органа управления и принцип верховенства права до сих используются в различных государствах по всему миру. Создавая условия для социальной мобильности, при которой человек мог родиться в простой семье и силой своего таланта взобраться на политическую вершину, именно Рим ввел понятие гражданства, позволившее уравнять в правах самых разных представителей этой огромной полиэтнической империи, что стало толчком для дальнейшего развития юриспруденции. Оставаясь до сих пор языком многих профессий, латынь не просто была средством международного общения на гигантской территории от Португалии на западе и Азербайджана на востоке или Шотландии на севере и Эфиопии на юге, но и является основой для распространенной группы языков современного мира (т. н. романских – французский, испанский, португальский, итальянский и румынский).
Многие современные города и столицы, помимо Рима как первого мегаполиса в истории, выросли на римском наследии: Стамбул, Лондон, Париж, Марсель и пр. Созданные римлянами торговые пути связывали части Pax Romana разветвленной системой дорог, мостов, виадуков и прочих сооружений, а также создавали инфраструктуру для поддержания связи с другими цивилизациями (например, через Великий Шелковый путь), что можно считать первым примером экономической глобализации. Целый ряд полезных изобретений, которыми мы пользуемся сегодня – газеты, календарь, канализация, хирургические инструменты, шоссе, – также являются материальным наследием этой цивилизации. Наконец, древнеримская культура не только оставила яркий след в архитектуре, скульптуре, поэзии или литературе, но и сделала узнаваемыми разные периоды истории Древнего Рима: легенду о волчице, вскормившей основателей города Ромула и Рема, спасение Рима гусями, успех в противостоянии сильной греческой армии под руководством Пирра при завоевании юга Апеннинского полуострова, Пунические войны и победу над Карфагеном, восстание Спартака, противостояние Гая Юлия Цезаря с Сенатом и его знаменитый переход через реку Рубикон, а также его вероломную смерть от рук ближайшего сподвижника Брута, историю противостояния Октавиана Августа и Марка Антония, притчу о желании Калигулы сделать сенатором своего коня, самоубийство любившего театр и публичные казни первых христиан Нерона, введение налогов на общественные места Веспасианом Флавием; что объясняет сохранение сотен римских пословиц и поговорок вплоть до наших дней.
Однако самым мощным наследием Римской империи, предопределившим ее распад, стало возникновение и распространение христианства, одной из крупнейших мировых религий современности. В результате переноса столицы императором Константином Великим из Рима в Константинополь в 330 г. произойдет деление некогда единой империи на Западную Римскую и Восточную Римскую империи (в 395 г. н. э.), что в будущем приведет к т. н. схизме – разделению христианства на западный католицизм и восточное православие (1054 г. н. э.). Более того, именно религиозный раскол рассматривается многими учеными как историческая первопричина цивилизационного противостояния коллективного Запада и России.
Франкская империя
Западная Римская Империя, которая является историческим прародителем современной политической Европы, распалась в 476 г. н. э. с падением Рима под натиском варваров. На протяжении всей средневековой истории и даже после возникновения государств-наций политическая картина континента будет носить децентрализованный характер, несмотря на различные попытки централизации власти различными политическими субъектами (Папы Римские, императоры Священной Римской Империи и др.), результатом самой удачной из которых стала недолговечная империя Карла Великого (800–843 гг. н. э.), которую многие рассматривают в качестве политического фундамента современной интеграции в формате Европейского союза.
Византийская империя
В то время как Западная Римская империя приходила в упадок, Византийская империя достаточно быстро крепла, достигнув своего расцвета при императоре Юстиниане (527–565), когда в результате военных завоеваний удалось вновь взять под контроль практически весь бассейн Средиземного моря, а в центре столицы был воздвигнут Храм святой Софии, ставший символом новой формы правления – цезаропапизма, воплощавшего не только политическую, но и религиозную власть императора («василевса»). В этой связи византийцы, считавшие себя прямыми потомками римлян (самоназвание – «ромеи»), уделяли особое внимание сложному церемониалу приема иностранных послов. Воспринимая окружающий империю мир как варварский и действуя зачастую по принципу «разделяй и властвуй», византийцы не просто стремились распространять христианскую веру, но и демонстрировали исключительность власти императора нарочито подчеркнутым пиететом по отношению к нему: приветливое или, наоборот, пренебрежительное отношение василевса к иностранцу задавало тон последующему характеру отношений с этим политическим субъектом. Оказываясь регулярно в неустойчивом положении под воздействием внешнего давления (аваро-славянские побеги, отторжение территорий империи арабскими завоевателями, нашествия западных крестоносцев или турков-сельджуков) и окончательно прекратив свое существование после завоевания Константинополя в 1453 г. турками-османами, Византия оказала значительное влияние на международные отношения распространением православия, ставшего основной религией многих государств (Российская Федерация, Армения, Болгария, Грузия, Греция, Румыния, Сербия и даже Эфиопия) и народов (копты, ассирийцы и др.) современного мира.
Арабский халифат
Уже начиная с VII века к югу от Византии стала формироваться одна из величайших цивилизаций – Арабский халифат, не просто отвоевавший значительные территории у своих христианских соседей, но и организовавший два продолжительные осады ее столицы – Константинополя (674–678 гг., 717–718 гг.). Начав с маленьких аравийских городов Мекки и Медины свою территориальную экспансию после смерти пророка Мухаммеда в 632 г., заложившего основу ислама как одной из мировых монотеистических религий, Арабский халифат на пике своего могущества занимал огромную территорию от современной Испании на западе до Центральной Азии, Афганистана и Пакистана на востоке, что всецело предопределило политическую карту современного Ближнего и Среднего Востока, а также Северной Африки.
Его кончина обострила борьбу за звание «праведного халифа», воплощавшего в себе двуединство политического руководства как главы халифата и духовного лидерства как предводителя исламской уммы (сообщества правоверных мусульман). Одна группа последователей считала, что наследование власти должно было идти по родственной линии, выдвинув в качестве своего кандидата зятя и по совместительству двоюродного брата пророка Мухаммеда Али (в конечном итоге, он был 4-ым по счёту праведным халифом с 656 по 661 гг. и был убит во время молитвы). Другие считали, что халифом должен был стать Абу Бакр, ближайший сподвижник пророка, пользовавшийся огромным авторитетом среди других последователей Мухаммеда. Разногласия о принципах наследования власти, кандидатурах лидеров, а также существенная разница в целом ряде догматических подходов и приведут в конечном итоге к разделению уммы на шиитов и суннитов, создав один из самых глубоких политических конфликтов в современных международных отношениях.
Однако Исламский мир не ограничивается государствами данного региона, ведь крупнейшие мусульманские страны современности – Индонезия, Пакистан, Бангладеш и Нигерия – находятся вне его пределов. Данный парадокс во многом объясняется тем, что арабские путешественники, мореплаватели и миссионеры не просто развивали имевшуюся сухопутную и морскую инфраструктуру торговли, но и создали естественные условия для распространения Дар аль-Ислам – территории ислама, попутно способствуя развитию географических представлений об окружающем мире, изучению звездного неба для развития навигации и даже использованию более точных математических расчетов для продвижения банковского дела и коммерческих операций, именно поэтому цифры, которые мы пользуемся сегодня, несмотря на их индийское происхождение, называются арабскими.
Таким образом, именно торгово-религиозный фактор лежит в основе тех прорывных открытий, которые были сделаны этой цивилизацией в области химии, физики, медицины, математики и астрономии. Будучи языком международного общения, арабский оставил значительный след в истории лингвистики, в связи с чем во многих языках мира (включая русский) сохранился целый ряд заимствованных терминов – азимут, алгебра, алкоголь, алгоритм, альманах, зенит и др. Наконец, в обеспечение своего научного доминирования арабы активно обращались к интеллектуальному наследию древнегреческих философов и историков, сохранив, преумножив, а затем и передав эти знания будущим цивилизациям. В этом и заключается квинтэссенция арабского исторического наследия – политическое господство над ведущими торговыми путями обеспечивало заимствование и эффективное использование достижений других цивилизаций, что, в свою очередь выступало в качестве движущей силы научно-технического прогресса и культурно-религиозного расцвета. Так, например, позаимствовав технологию производства бумаги в Древнем Китае, аббасиды построили фабрику по ее производству в своей столице – Багдаде, дав толчок для развития книгопечатания, способствовавшее популяризации литературных, поэтических и религиозных текстов.
Политическое единство арабского халифата достаточно быстро стало достоянием истории как из-за внутренних противоречий, так и под воздействием внешнего давления со стороны тюркоязычных кочевых цивилизаций, несколькими волнами изменившими облик и политическую карту современной Евразии. На первом этапе силой, которой удалось захватить значительную территории современной части Центральной Азии, Афганистана, части Пакистана, Ирана, части Анатолии и Южного Кавказа, стали турки-сельджуки, постепенно вытеснив халифат Аббасидов, контролировавший восточную часть некогда единого Арабского халифата, и создав протекторат в виде Делийского султаната. Последнее обстоятельство окажет прямое влияние на формирование в XX веке мусульманских государств Южной Азии – Пакистана, Бангладеша.
Второй волной, накрывшей практически всю современную Евразию, стали стремительные завоевания Чингисхана и его потомков, создавших великую Монгольскую империю, ставшей самой крупной территориальной империей в истории человечества. Стремительное завоевание обширных земель от Хорватии на западе до Кореи на востоке и станет причиной политической недолговечности этой политической конструкции, впоследствии (к началу XIII в.) распавшейся на четыре части: Золотую Орду (контролировавшую древнерусские государства), Чагатайское ханство (удерживавшее территории современного юга Центральной Азии), Ильханат (включавший Иран, Ирак, и запад Центральной Азии) и Империю Юань.
Древний Китай
По иронии судьбы одной из крупнейших по территории «итераций» китайской цивилизации стала руководимая монголами Империя Юань во главе с ханом Хубилаем, перенесшим столицу в современный Пекин. Будучи одной из самых древних непрерывно живущих цивилизаций на планете, китайцы, первые сообщения о которых датируются пятым тысячелетием до н. э., и относящиеся к региону между реками Янцзы и Хуанхэ, пережили несколько сменяющих друг друга историко-политических циклов, при которых периоды централизации управления всё более обширными подконтрольными территориями сменялись смутой и внутренними конфликтами. В период своего наибольшего расцвета эта цивилизация занимала не только территорию современной страны, но и часть Вьетнама, весь Корейский полуостров, Монголию и часть Сибири и Дальнего Востока России.
Однако, помимо территориальной экспансии, не менее важным было и нематериальное влияние китайской цивилизации. Так, например, зародившаяся в районе 1600 г. до н. э. китайская иероглифика оказала прямое влияние на зарождение корейской (I–V вв.) и японской (VI–VIII вв.) письменностей. В этом же направлении, а также на юг – в сторону Тайваня и современного Вьетнама – шло распространение конфуцианства, этико-философского учения, разработанное древнекитайским философом Конфуцием (551–479 г. до н. э.). Наконец, самым мощным инструментом экономического и духовного влияния на окружающий мир стало появление во II веке до н. э. Великого шёлкового пути, соединившего Запад и Восток плотной сетью караванных торговых дорог из Китая в регион Средиземноморья на ближайшие 1500 лет, что привело к всемирному распространению в разные исторические эпохи различных китайских изобретений: шёлка, бумаги, пороха и пр. В современных международных отношениях КНР вновь стремится возродить этот проект под видом проекта «Один пояс – один путь», имеющего сухопутный и морской компоненты.
Индия
Древний характер существования, цикличность её развития и толчок для наибольшего территориального распространения, полученный от монголов, характерен и для истории индийской цивилизации. Пережив подобно другим речным цивилизациям неолитическую революцию в районе третьего тысячелетия до н. э., индийцы в добританский период своего развития несколько раз создавали крупные империи, в разный период времени обладавшие различным по своим географическим параметрам ареалом контроля – от долины реки Инд до практически всей Южной Азии: Хараппская цивилизация (2500–2000 тыс. лет до н. э.), Ведийская цивилизация (1500–500 гг. до н. э.), империя Маурьев (321–185 г. до н. э.), государство гуптов (320–550 гг.), империя Великих Моголов (1526–1858 гг.).
Логика развития её цивилизации состоит в том, что в периоды расцвета в недрах индийского общества формировалась объединительная идея, которая не просто консолидировала различные слои общества, но и распространялась далеко за пределы региона. Напротив, внешнее воздействие других цивилизаций – арийское нашествие (1500 г. до н. э.), вторжение персов (520 г. до н. э.) или греков (327 г. до н. э.), управление бактрийцев (прародителей современных таджиков – с 182–1 г. до н. э.) и кушанцев (другое ираноязычное племя – 1–270 гг. н. э.), арабское и монгольское опосредованное влияние, португальское и британские колонизации, продиктованные стремлением к обогащению, – делало более сложным социальную композицию, в силу чего современная Индия – это огромное полиэтническое общество, в котором на уровне штатов предусмотрено использование 22 официально признанных национальных языков.
Формирование же топонимов «Индийский океан», Индокитай (полуостров на юго-востоке Азии), Индонезия (крупнейшее островное государство юго-восточной Азии) во многом связано с направлениями внешней экспансии индийской цивилизации. Так, например, именно в этих географических рамках происходило распространение индуизма, третьей по числу приверженцев религии современного мира, большинство из которых проживают как в Индии и Непале, так и в других странах региона – Бангладеш, Шри-Ланке, Маврикии, а также Малайзии, Сингапуре и даже Фиджи. Кроме того, ещё большим по территориальном охвату стало продвижение другой, изначально индийской религии, занимающей четвёртое место по числу адептов – буддизма, получившей особое распространение в Китае, Монголии, Японии, на корейском полуострове, а также в Камбодже, Лаосе, Мьянме и Таиланде. В этом же направлении шло распространение санскрита, выступавшего в качестве языка вышеуказанных религиозных учений. Наконец, значительно позже во времена Британской империи произошло переселение значительного числа представителей Южной Азии в страны Карибского бассейна – Гайана, Суринам, Тринидад и Тобаго.
Вышеупомянутое же влияние монголов на индийскую цивилизацию связано с формированием самой крупной по территориальному охвату версии индийской государственности – империи Великих Моголов (термин в переводе с персидского дословно означает «монгол»), основанной Бабуром, потомком Тамерлана, основателя крупнейшей итерации Монгольской империи в Центральной Азии – империи Тимуридов.
Османская империя
Третьей волной переформатирования Евразии стала экспансия потомков турков-сельджуков (1038–1194 гг.) – Османской империи, начинавшейся с небольшого бейлика вокруг города Сёгут и ставшей после завоевания ряда территорий на Европейском континенте и в Анатолии, а также взятия Константинополя в 1453 г., превращенного в её столицу, одним из величайших территориальных образований, которое на пике своего могущества простиралось от современных Польши и Крыма на севере до Йемена на юге, а также от Алжира на западе до Азербайджана на востоке. Названная в честь первого правителя – Османа I Гази, эта империя войдёт в историю не просто как одно из величайших государственных образований в истории, но и как один из крупнейших исламских халифатов, ведь в отличие от других тюркоязычных завоевателей-кочевников, большинство из которых проповедовали язычество, османские султаны уже с XV в. будут претендовать на статус халифов, то есть на главенство во всём мусульманском мире. Более того, политико-религиозная сила империи ещё и состояла в том, что благодаря бесконечным военным походам под властью османов оказались не только священные для всех мусульман города Мекка и Медина, но и главный христианский объект византийского периода – Храм святой Софии, различные иудейские святыни в Палестине, а также будущая столица Персидской империи Сефевидов – Тебриз.
Её космополитический (связанный со славянским, балканским, греческим, итальянским, армянским, персидским, арабским и другими влияниями) и трансконтинентальный (выраженный в срединном положении между Европой и Азией) характер позволяли обеспечивать экономический рост за счёт выгодного положения на пересечении торговых путей и предопределили основной внутриполитический конфликт в современном турецком обществе, застрявшем между проевропейским модернизмом XX века (формировавшимися после распада империи и провозглашения Турецкой Республики в 1923 г. Мустафой Кемалем Ататюрком) и исламским традиционализмом (проповедуемым находящейся у власти Партией справедливости и развития во главе с Реджепом Тайипом Эрдоганом). Отсюда – неосманизм во внешней политике текущего правительства, стремящегося обеспечивать активно политико-дипломатическое присутствие в тех регионах мира, которые когда-то находились под управлением Турции. Устоявшийся же дипломатический термин «Оттоманская Порта» (от французского слова porte – «дверь») олицетворял собой ворота, которые вели к резиденции главного доверенного лица султана – великого визиря, само существования поста которого воплощало меритократические начала бюрократической системы, которые, в свою очередь, обеспечивали высокую социальную мобильность и долголетие политической конструкции империи, просуществовавшей около семи веков.
Испанская империя
Переход к третьему этапу развития дипломатии как института постоянного представительства одной страны в другой произошёл там, где и сформировалась современная государственно-центричная система международных отношений – в Европе, вышедшая из периода Средневековья в виде децентрализованной системы взаимодействия разрозненных политических единиц, находящихся в разной степени иерархической соподчиненности по отношению друг к другу (т. н. вассально-ленная система).
Несмотря на все попытки объединения континента под властью одного правящего политического центра, коим в какой-то момент стала выступать Священная Римская империя (962–1806 гг.), Европа, объединившая в разный период времени германские, итальянские, франкские, балканские и западнославянские земли, представляла собой скорее конфедерацию, нежели консолидированный политический союз, за что, по меткому выражению французского философа Вольтера, она и была прозвана «ни Священной, ни Римской, да и вовсе не империей». Являясь первопричиной политической разобщённости германской нации, консолидация которой произошла лишь в XIX веке и привела к формированию первопричин двух мировых войн, она заложила основы децентрализованной модели взаимодействия на континенте, из которой впоследствии и сформируется принцип баланса сил.
Как это ни парадоксально, но дипломатические ведомства, воспринимающиеся как составная часть вынесенного за пределы страны государственного аппарата, сформировались несколько раньше формирования принципов межгосударственного взаимодействия в одной из самых децентрализованных систем и без того разобщенного европейского континента – в итальянских городах-государствах эпохи Возрождения. Так, например, первыми послами-резидентами как руководителями постоянно действующих дипломатических миссий обменялись Милан и Мантуя в 1375 г. Кроме того, само понятие «государство» также появилось в этом регионе Европы: не последнюю роль в этом сыграл известный флорентийский мыслитель Никколо Макиавелли, написавший известный политический трактат «Государь».
Всемирное же распространение государствоцентричной системы международных отношений, в которой мир продолжает существовать вплоть до сегодняшнего дня, закрепившее политико-экономическое доминирование стран Запада на ближайшие 500 лет, произошло в эпоху великих географических открытий в связи с выходом на авнасцену мировой политики первых трансконтинентальных империй – Испании и Португалии. Испанский мореплаватель итальянского происхождения Христофор Колумб, искавший путь в Индию, не просто открыл европейцам путь в Западное полушарие в 1492 г., но и совершил настоящую дипломатическую революцию, предопределив стремление всех европейских гегемонов к завоеванию, освоению и экономической эксплуатации отдалённых политических территорий, которые впоследствии были названы колониями.
Как результат, Испанская империя (1492–1976 гг.), владевшая за весь период своего существования рядом европейских территорий (современные Беенилюкс, часть Германии, Франции, Италии, Чехии), обладала значительными владениями практически на всех континентах: под властью испанской короны оказались почти всё Западное полушарие (от современных США на севере до Чили на юге), современная Экваториальная Гвинея в Африке и даже Филиппины (названные в честь испанского короля Филиппа II) в Тихом океане. Гигантский масштаб империи предопределил современный статус испанского языка как одного из крупнейших по числу носителей языков международного общения.
Португальская колониальная империя
Параллельно с продвижением системы испанского заморского владычества стало формирование Португальской колониальной империи (1415–1999 гг.), развивавшей через интегрированную систему форпостов (таких как Гоа, Макао и др.) торговые пути в Индию, Китай и Японию.
Ее главным политическим наследием стало то обстоятельство, что уже в современную эпоху, несмотря на относительно небольшой размер современной Португалии, португальский язык распространен в самых разных государствах, многие из которых географически и демографически превосходят свою «историческую родину»: Бразилия, Ангола, Мозамбик, Сан-Томе и Принсипи, Кабо-Верде и Восточный Тимор. Что же касается колониальных практик управления, то именно португальцам мы обязаны появлению политэкономического термина «компрадорская буржуазия», которым принебрежительно называют часть экономической элиты более отсталой страны, стремящейся выступить посредником между движимым к освоению новых территорий иностранным капиталом и богатым различными ресурсами внутренним рынком подконтрольной страны. Не стоит недооценивать и религиозный аспект экспансии. Эффективное распространение христианства, являющегося на сегодняшний день крупнейшей среди мировых религий по числу адептов, происходило во многом благодаря деятельности испанских, португальских, а также иезуитских (последователей общества Иисуса, основоположником которого выступил святой Игнасий Лойола) миссионеров, для которых продвижение учений Иисуса Христа была логичным следствием т. н. реконкисты, то есть изгнания мавров (арабов) и евреев из Иберийского полуострова, также закончившегося в 1492 г.
Одним из прямых наследников иберийцев (с 1580 по 1640 гг. Испания и Португалия объединились в рамках личной унии обеих корон) в том, что касается развития трансконтинентальных торговых путей, стала Голландская колониальная империя, ставшая морским гегемоном благодаря расцвету первой в истории транснациональной корпорации в современном смысле этого слова – Голландских Ост- и Вест-Индских компаний. Развивая торговлю различными специями, которые поставлялись в Европу с т. н. островов Пряностей (современная Индонезия), голландцы явили миру первый пример эффективного государственно-частного партнёрства, благодаря которому голландцы не только вытеснили португальцев из Индии, Китая, Японии и Юго-Восточной Азии, но и сохранили прямое (в виде соответствующих заморских территорий) или косвенное влияние на страны Карибского бассейна.
Параллельно с развитием морских путей сообщения с целью колониального захвата происходили попытки континентальной экспансии в Европе с целью объединения под властью одного гегемона, осуществляемой одним из европейских гегемонов – Францией.
Французская империя
Среди империй, оказавших особое влияние на мировое развитие и систему международных отношений, выделяются Французская и Британская империи. Франция представляла родину современной модели дипломатии, а французский язык на протяжении нескольких веков сохранял статус основного языка международного общения. Знаковым событием французской истории послужила Великая французская революция, которая привела к утверждению в стране республиканской формы правления. В частности, она повлияла на войну за независимость в США, а также череду восстаний и революционных выступлений в Европе в XIX в., по характеру представляющих противостояние сторонников республиканского строя и адептов монархии.
Не менее значимыми стали завоевания Наполеона, в ходе которых большая часть европейского континента попала в прямую зависимость от Франции, а отдельные страны управлялись через ставленников. Так, основоположником шведской королевской династии стал французский маршал Жан-Батист Жюль Бернадот (Карл XIV Юхан). Кроме того, широкое распространение получил Кодекс Наполеона – законодательный акт в сфере гражданского права. Документ закреплял такие принципы, как индивидуальная свобода, свобода выбора занятий, свобода совести, светский характер государства, равенство перед законом, свобода договорных отношений.
После заключения Венского мира в 1815 г. основные усилия Франции сосредоточились на колониальных завоевания новых территорий по всему миру. Если с 1546 по 1809 гг. Франция обладала владениями в Северной Америке, на восточном побережье Южной Америки и полуострове Индостан (Первая Французская колониальная империя), то в XIX–XX вв. французское колониальное господство охватывало современные страны Африки, Южной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки, Океании (Вторая Французская колониальная империя). На современную политическую, экономическую и социокультурную систему бывших французских колоний заметное влияние оказал период Второй империи (1852–1870).
В Африке владения Франции были сосредоточены в юго-западном регионе и на Мадагаскаре. Колонии входили в состав метрополии преимущественно как департаменты, исключение представляли Тунис и Марокко, где устанавливался протекторат. Именно в этом регионе был наиболее широко распространен принцип прямого правления. Негативным следствием такого подхода стал постоянный дефицит европейских кадров: так, во французской Западной Африке всего около 3,6 тыс. европейцев управляло 9-миллионным населением.
Франция обладала рядом колоний в Юго-Восточной Азии (так называемый Французский Индокитай, охватывающий территории современных Вьетнама, Камбоджи и Лаоса). Единственным независимым государством региона оставалось королевство Сиам (современный Таиланд), которое рассматривалось как буферная зона между Британской Бирмой и Французским Индокитаем. По мере колонизации создавались школы европейского образца. Французы стремились устанавливать тесные связи с местной элитой, в Лаосе, Камбодже и Тонкине были установлены протектораты (хотя на практике управление осуществляли назначенцы из Парижа). Метрополия поощряла обращение местного населения в христианство, в результате римско-католическая церковь до сих пор играет важную роль в регионе, особенно во Вьетнаме, где доля католического населения приближается к 7 %.
В эпоху колониальных завоеваний XIX в. Франция начала продвижение в Тихом океане. Французское государство утвердилось в Таити, на Островах Общества и на Маркизских островах (Французская Полинезия), где сначала были установлены протектораты (1841 г.), а в 1880 г. введено прямое правление. В 1853 г. в качестве колонии была присоединена Новая Каледония.
К 1943 г. площадь Франции, а также ее колоний, протекторатов и подмандатных территорий достигала 9 % земной поверхности. Сегодня сохраняются заморские владения Франции: заморские департаменты, сообщества и административно-территориальные образования – в основном островные государства и материковая Французская Гвиана, а также особая территория Новая Каледония. На зависимых территориях распространяли юридическую силу французские законы, функционировали французские суды. Основу французского подхода представляло прямое правление, что позволяло сохранить максимальный контроль за населением. Жесткий контроль со стороны метрополии (преимущественно в колониях, входивших в метрополию на правах департаментов) предопределил слабость институтов этих государств после обретения независимости и, как следствие, их неспособность разрешать все внутриполитические кризисы.
Помимо влияния на характер политических систем бывших французских колоний, эпоха Французской империи оставила культурно-лингвистический след во франкоязычном мире. Сегодня связь с франкоязычным миром, основу которого составляют бывшие колонии, обеспечивает международная организация Франкофонии, о которой подробнее будет рассказано в главе 12 данной книги.
Британская империя
Британская метрополия обладала наибольшим количеством колоний за всю мировую историю: ее владения охватывали все пять континентов, а Великобританию называли «империей, над которой которой никогда не заходит солнце». Период британского господства способствовал повсеместному распространению английского языка в различных сферах общества. Впоследствии бывшие колонии, доминионы, а также мандатные и подопечные территории (получены после Первой мировой войны в 1919 г.) Великобритании были объединены в Британское Содружество наций (включает также и государства, не обладающие историческими связями с Великобританией).
Как в эпоху Древнего Рима существовала идея Pax Romana («Римского мира»), в XIX в., в период доминирования Британской империи, известность получает концепция Pax Britannica («Британского мира»). Ее начало связывают с битвой при Ватерлоо (1815 г.), а окончание – с завершением Первой мировой войны (1918 г.). Расширение колониальных владений осуществлялось как мирным путем (ключевым инструментом в данном случае выступало развитие торговли и распространение передовых технологий), так и военными средствами. При этом обоснованием могущества Британской империи служила «исключительность англо-саксонского этноса». В основе британской гегемонии лежал контроль стратегически значимых морских путей со стороны флота Великобритании. В Викторианскую эпоху (1837–1901 гг.) заметно укрепились позиции английского языка и британской политической модели (парламентаризма, правовой системы, административного управления) в зависимых территориях.
Форпостом Британской империи в Южной и Юго-Восточной Азии была Индия. Колониальные владения Великобритании в данном регионе начали формироваться благодаря торговой деятельности Ост-Индской компании, которая в 1600 г. получила право на строительство укреплений на побережье Индии. Через Индию в Европу импортировались индийский перец и хлопок, с XVIII в. – чай и кофе, а также китайский шелк и фарфор. К середине XIX в. Ост-Индская компания заняла огромные территории Индии и установила контроль над современными Пакистаном, Бангладеш, Бирмой и Шри-Ланкой. Управление осуществляла небольшая британская армия с опорой на большое количество индийских солдат (сипаев). В 1857 г. в Индии вспыхнуло восстание, которое могло пошатнуть позиции Великобритании в стране. После подавления восстания в Индии было установлено прямое правление Великобритании. Королева Виктория ввела должность государственного секретаря Индии (1858–1937), королевскую власть в Индии представлял вице-король. На государственной службе в Индии служили преимущественно англичане (определяли внутреннюю и внешнюю политику колонии), местные жители могли занимать бюрократические должности низкого уровня. В этот период в Индии и на Шри-Ланке вырубались леса, были реструктуризированы землевладения. Британцы поощряли выращивание чая, кофе и опиума, содействовали строительству железных дорог и телеграфной сети, новых каналов, гаваней и ирригационных систем для поддержания торговли и сельского хозяйства. Создавались школы английского типа, в т. ч. для распространения христианства и европейских ценностей.
В XIX в. началось продвижение Великобритании в Юго-Восточной Азии. Главная цель заключалась в содействии развитию торговли между этим регионом, Индией, Китаем и британской метрополией. В 1880-х гг. британцы закрепились в Бирме, которая была важным источником экспорта слоновой кости, рубинов и нефрита. В 1824 г. была основана компания в порту Сингапура, который до 1867 г. находился под управлением колониального режима Индии, а затем правление перешло непосредственно к метрополии. Помимо того, что Сингапур представлял центр торговли в Малаккском проливе, он служил плацдармом для завоевания Малайи (современная Малайзия), отличавшейся богатыми запасами олова и каучука.
Особенно тяжелым и кровопролитным стало установление британского господства в Южной Африке. В конце XVIII – начале XIX вв. британцы отвоевали земли Капской колонии у голландцев, что спровоцировало продвижение вглубь континента африканеров, которые были недовольны навязыванием британской модели правления, английского языка. Одним из наиболее спорных вопросов стала проблема рабства: африканеры полагали, что рабский труд крайне важен для их существования, однако в 1833 г. британцы полностью отменили рабство, и с этого момента активизировалась миграция африканеров (фуртреккеров) на Восток, сопровождавшаяся вооруженными столкновениями с местным населением. К середине XIX в. фуртреккеры создали несколько независимых республик – Республика Натал (аннексирована англичанами в 1843 г.), Южно-Африканская Республика (Трансвааль). Позже на этих территориях были обнаружены запасы бриллиантов и золота, что способствовало росту интереса к ним со стороны британцев и их продвижению в регионе. Нарастала напряженность между британскими властями и африканерами, которая перетекла в англо-бурскую войну (1899–1902 гг.). Победу одержала Великобритания, однако ее цена была высока: британцы создавали концентрационные лагеря, в которых умерло по меньшей мере 28 тыс. чел., включая женщин и детей. В 1910 г. был создан Южно-Африканский Союз. Позже развернулась политика по закреплению привилегий за белыми колонизаторами и лишению прав чернокожего населения – после независимости ЮАР (1961 г.) этот курс продолжился в рамках апартеида.
Помимо ЮАР, колонии Великобритании в Африке охватывали восточные и в меньшей части западные регионы. В африканских колониях (и в период Ост-Индской компании в Индии) британцы использовали систему непрямого правления, идеологом которой выступал британский колониальный администратор Фредерик Д. Лугард. Управление осуществлялось через институты коренного населения, что, по мнению Лугарда, обеспечивало финансовую и моральную выгоду. Такой механизм был эффективен в колониях, где уже были созданы высокоорганизованные и сильные государства. В более слабых обществах колонизаторы навязывали собственное представление о «племенных границах» и «племенных властях». Во второй половине XX в. это стало причиной затруднений в государственном строительстве и поддержании региональной стабильности независимых государств Африки – бывших британских колоний.
С сопротивлением британские колонизаторы столкнулись при установлении контроля над Австралией и Новой Зеландией. Британские поселенцы рассматривали Австралию как «terra nullius» (никому не принадлежащую землю). Они инициировали военные кампании по выселению аборигенов с земель, которые были пригодны для сельского хозяйства и скотоводства, к 1900 г. коренные австралийцы были по большей части выселены со своих земель и расселены по всему континенту. Аналогичным образом проходило освоение Новой Зеландии. Несмотря на то, что местные жители – маори – подписали договор Вайтанги в 1840 г., вскоре вспыхнул вооруженный конфликт. В итоге коренное население было вынуждено переселиться в бедные сельские общины.
Затем Великобритания укрепилась на островах Тихого океана, усилила позиции в Центральной (протекторат над Афганистаном, сфера влияния в Иране) и Восточной Азии (сфера влияния в Китае), а по окончании Первой мировой войны получила подмандатные территории на Ближнем Востоке – в Палестине, Ираке и Трансиордании. В межвоенный период начала снижаться зависимость британских доминионов: в 1923 г. они получили право проводить независимую от метрополии внешнюю политику, в 1926 г. была принята декларация Бальфура, по которой доминионы получили статус автономных общин в составе Британской империи. Затем в 1931 г. в Вестминстерском статуте закреплялась независимость от британской законодательной системы парламентов Австралии, Ирландского Свободного государства (в 1937 г. обрело независимость), Канады, Новой Зеландии, Ньюфаундленда (в 1933 г. отказался от привилегии) и ЮАР при сохранении королевской власти. В этом же году был закреплен статус Содружества. Эти решение ознаменовали начало процесса распада Британской колониальной империи.
После обретения независимости Индией в 1947 г. Содружество наций стало главным инструментом политического взаимодействия Великобритании с суверенными государствами «английского мира». Государства-члены поддерживают дипломатические отношения между собой через институт Верховных комиссаров. Из бывших британских колоний в организацию не вошли Бирма (современная Мьянма) и Аден (Южный Йемен), а из протекторатов – Бахрейн, Египет, Израиль, Иордания, Ирак, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Ирландия.
Таблица 5
Эпоха Британской империи оказала ключевое влияние на развитие мировой торговли, заложив основы будущей глобализации современного мира. Длительной время фунт стерлингов оставался главной мировой резервной валютой. Более того, занимающие в современном мировом порядке доминирующее положение Соединенные Штаты Америки получили независимость именно от Великобритании, что предопределило тесную взаимосвязь современного англо-саксонского мира.
Не менее значимым остается «мягкая сила» Великобритании в современном мире, к примеру повсеместно популярный английский футбол и регби. В современном глобальном информационном пространстве значительным авторитетом пользуются британские СМИ (как, например, BBC), которые, среди прочего, играют ведущую роль в медийном продвижении образа монархии через освещение повседневной жизни Винздоров. Великобритания принимает активное участие в наращивании гуманитарного сотрудничества в гуманитарной сфере, в т. ч. через реализацию стипендиальных программ (таких как Chevening).
Таким образом, становление глобальных империй в XIX в. содействовали интеграции мира. В этот период развитые транспортные, коммуникационные и военные технологии дали возможность европейским державам укрепить свою власть в большей части Азии и практически во всей Африке. Колониальный империализм оказал огромное влияние на ход мировой истории, а колониальное наследие – на внутреннюю политическую систему современных государств из числа бывших колоний. В определенной мере колониальные завоевания способствовали укреплению связей между народами мира, развитию торговли (колонии поставляли в метрополии ресурсы и сельскохозяйственную продукцию в обмен на промышленные товары), активизации миграции (т. к. для эксплуатации ресурсов на подвластных территориях метрополии нанимали рабочих из различных регионов мира). По мере колонизации утверждалось расистское понимание о доминирующим положении колонизаторов, что обостряло их противоречия с местным населением.
В российской науке сложилась уникальная периодизация международных отношений и дипломатии, в основе которой лежит системный подход. Выделяются такие системы, как Вестфальская, Венская, Версальско-Вашингтонская, Ялтинско-Потсдамская. Каждая из них формировалась по итогам крупного вооруженного конфликта: Тридцатилетней войны, наполеоновских войн, Первой мировой войны, Второй мировой войны. Каждая из них существовала в определенный период времени, характеризовалась наличием своего круга великих держав, определявших параметры системы и ее развитие, а также особенностями дипломатического взаимодействия.
Вплоть до Первой мировой войны европейская дипломатия носила монархический характер, т. е. предполагала поддержание сношений между царскими дворами. Это связано с тем, что до XX в. в Европе только во Франции утвердилась республиканская форма правления. Вместе с тем именно на этом этапе развития дипломатии появляется ряд фундаментальных принципов современного дипломатического взаимодействия: принцип «постоянных переговоров» и концепция raison d’état (акцент на прагматичной и рациональной внешней политике с учетом интересов государства), введенные кардиналом Ришелье, равновесие / баланс сил; суверенное равенство государств. В XVII в. голландский философ Г. Гроций закладывает основы международного дипломатического права, указывая на необходимость определения статуса посла, включая его неприкосновенность.
Вместе с тем период с XIV по начало XX в., общим для которого была эволюция так называемой организованной дипломатии и концентрация на вопросах войны и мира, нельзя назвать однородным. В 1648 г. впервые появляется понятие государств-наций, обладающих суверенитетом. Именно они выступают в качестве субъектов международных отношений, обеспечивающих поддержание баланса сил. Во внешнеполитической деятельности государства исходили из собственных национальных интересов. Главными принципами межгосударственного взаимодействия стали равенство и невмешательство во внутренние дела. Подобного рода принципы стали результатом кровопролитного противостояния между католическими и протестантскими государствами Европы в период с 1618 по 1648 гг.
В 1815 г. в ходе Венского конгресса меняется подход к сохранению баланса сил на европейском континенте. Основой регулирования международных отношений становится «Европейский концерт» – концепция решения проблем всего континента узкой группой государств (Российская империя, Великобритания, Австрия, Пруссия и Франция), ядром которой стали великие державы Священного союза (Россия, Австрия, Пруссия). Дипломатические усилия в рамках Венской системы международных отношений