Эти слова Басмы Буазизи приводятся в статье: "Controversy over 'the Slap' That Brought Down a Government," Asharq Al-Awsat, 2 февраля 2011 года; слова Фаиды Хамди цитируются в статье: Karem Yehia, "Tunisian Policewoman Who 'Slapped' Bouaziz Says 'I Was Scapegoated by Ben Ali,'" Ahram Online, 16 декабря 2014 года. См. также: Yasmine Ryan, "The Tragic Life of a Street Vendor: Al-Jazeera Travels to the Birthplace of Tunisia's Uprisingand Speaks to Mohamed Bouazizi's Family," AlJazeera.com, January 20, 2011; Kareem Fahim, "Slap to a Man's Pride Set Off Tumult in Tunisia," New York Times, January 21, 2011.
Фаида Хамди изложила свою версию случившегося в ряде интервью. См.: Yehia, "Tunisian Policewoman Who 'Slapped' Bouazizi,"; Radhouane Addala and Richard Spencer, "I Started the Arab Spring. Now Death Is Everywhere, and Extremism Is Blooming," Daily Telegraph, December 17, 2015.
Roger Owen, The Rise and Fall of Arab Presidents for Life (Cambridge, MA: Harvard University Press, 2012); Joseph Sassoon, Anatomy of Authoritarianism in the Arab Republics (Cambridge: Cambridge University Press, 2016).
Samir Kassir, Being Arab (London: Verso, 2006), из предисловия автора.
Фаида Хамди обсуждает ношение мусульманского платка в «Интервью с Фаидой Хамди», размещенном на канале CorrespondentsDotOrg на YouTube 11 июля 2012 года, https://www.youtube.com/watch?v=JSeRkT5A8rQ.
George Will, "Take Time to Understand Mideast Asia," Washington Post, October 29, 2001.
Eugene Rogan, The Fall of the Ottomans: The Great War in the Middle East, 1914–1920 (New York: Basic Books, 2015). Перевод на русский: Роган Ю. Падение Османской империи: Первая мировая война на Ближнем Востоке, 1914–1920. – М.: Альпина нон-фикшн, 2018.
Суфизм – одна из основных и наиболее распространенных форм мистицизма в исламе. – Прим. науч. ред.
Смерть пророка Мухаммада вызвала один из первых расколов в исламе, поскольку у его последователей возникли разногласия по поводу того, кто должен стать его преемником, или халифом, и возглавить мусульманскую общину. Часть мусульман признавали преемство исключительно за потомками Пророка и назвали главой общины Али Ибн Абу Талиба, который, будучи двоюродным братом и зятем Пророка, был его ближайшим родственником. Это течение ислама получило название «шииты» – от арабского «шиат Али», или «партия Али». Но большинство мусульман утверждали, что халифом должен быть самый благочестивый мусульманин, способный лучше других следовать «сунне», т. е. пути, указанному пророком Мухаммадом. Эти мусульмане стали называться «суннитами». На протяжении большей части исламской истории сунниты были преобладающим большинством в мусульманской общине, особенно в арабском и турецком мире, в то время как в Южной Аравии, Персии и Южной Азии укоренились различные варианты шиитского учения.
Бей – в Османской империи титул, которым наделялись высокопоставленные лица. – Прим. науч. ред.
Хроники Мухаммада Ибн Ахмада Ибн Ийаса (ок. 1448–1524) «Самые замечательные цветы среди событий эпохи» (Bada'i' al-zuhur fi waqa'i' al-duhur) были впервые изданы в Каире в 1893–1894 годах. Существует английский перевод выдержек, касающихся османского завоевания Сирии и Египта: W. H. Salmon, An Account of the Ottoman Conquest of Egypt in the Year A. H. 922 (A. D. 1516) (London: Royal Asiatic Society, 1921) – и полный перевод на французский язык Гастона Вьета: Gaston Wiet, Journal d'un bourgeois du Caire: Chronique d'Ibn Iyâs, vol. 2 (Paris: S. E. V. P. E. N., 1960). Приведенные в этой книге фрагменты взяты из обеих публикаций: Salmon, Account of the Ottoman Conquest, 41–46, и Wiet, Journal d'un bourgeois du Caire, 65–67.
Salmon, Account of the Ottoman Conquest, 92–95; Wiet, Journal d'un bourgeois du Caire, 117–120.
Там же, 137–139.
Там же, 140–43.
Wiet, Journal d'un bourgeois du Caire, 171–172.
Там же, 187.
Праведные халифы – Абу Бакр, Умар, Усман и Али – были первыми преемниками пророка Мухаммада, правившими ранней мусульманской общиной в VII веке. Их сменили халифы династии Омейядов, которые правили из Дамаска в 661–750 годах.
Thomas Philipp and Moshe Perlmann, eds., 'Abd al-Rahman al-Jabarti's History of Egypt, vol. 1 (Stuttgart: Franz Steiner, 1994), 33.
Salmon, Account of the Ottoman Conquest, 46–49; Wiet, Journal d'un bourgeois du Caire, 69–72.
Хроники Шамс ад-Дина Мухаммада Ибн Али Ибн Тулуна (ок. 1485–1546) «Основные сведения о турецких губернаторах Великого Дамаска» были отредактированы и переведены на французский язык Анри Лаустом: Henri Laoust, Les Gouverneurs de Damas sous les Mamlouks et les premiers Ottomans (658–1156/1260–1744) (Damascus: Institut Français de Damas, 1952).
Bruce Masters, The Origins of Western Economic Dominance in the Middle East: Mercantilism and the Islamic Economy in Aleppo, 1600–1750 (New York: New York University Press, 1988).
Laoust, Les Gouverneurs de Damas, 151.
Salmon, Account of the Ottoman Conquest, 49; Wiet, Journal d'un bourgeois du Caire, 72.
Laoust, Les Gouverneurs de Damas, 154–157.
Из хроники Ибн Джума (умер после 1744 года), приведенной в книге: Laoust, Les Gouverneurs de Damas, 172.
Хроники Ибн Джумы и Ибн Тулуна почти идентичны; более поздний летописец почти дословно повторяет некоторые пункты повествования Ибн Тулуна. Laoust, Les Gouverneurs de Damas, 154–159 и 171–174.
Amnon Cohen and Bernard Lewis, Population and Revenue in the Towns of Palestine in the Sixteenth Century (Princeton, NJ: Princeton University Press, 1978), 3–18.
Muhammad Adnan Bakhit, The Ottoman Province of Damascus in the Sixteenth Century (Beirut: Librairie du Liban, 1982), 91–118.
I. Metin Kunt, The Sultan's Servants: The Transformation of Ottoman Provincial Government, 1550–1650 (New York: Columbia University Press, 1983), 32–33.
Philipp and Perlmann, Al-Jabarti's History of Egypt, vol. 1, 33.
Michael Winter, Egyptian Society Under Ottoman Rule, 1517–1798 (London: Routledge, 1992), 16–17.
Bakhit, Ottoman Province of Damascus, 105–106.
Манускрипт Сейида Мурада XVI века «Завоевания Хайр ад-Дин-паши» был опубликован в сокращенном переводе на французский язык в книге: Sander Rang and Ferdinand Denis, Fondation de la régence d'Alger: Histoire de Barberousse (Paris: J. Angé, 1837). Данный фрагмент содержится в томе 1, 306.
John B. Wolf, The Barbary Coast: Algeria Under the Turks (New York: W. W. Norton, 1979), 20.
Там же, 27.
Деями, как правило, называли представителей средних военных чинов. – Прим. науч. ред.
Великая Сирия (араб. аш-Шам, или Сурийа аль-кубра) – исторический регион, включавший в себя территории современных Сирии, Ливана, Палестины, Синая, Иордании, восточного Ирака и части юго-запада Турции. В русской историографии иногда называется также Левантом. – Прим. науч. ред.
Ахмад Мухаммад аль-Халиди ас-Сафади. «Книга истории эмира Фахр ад-Дина аль-Маани» (Kitab tarikh al-Amir Fakhr al-Din al-Ma'ni); хроники были отредактированы и изданы Асадом Рустумом и Фуадом аль-Бустани под названием «Ливан в эпоху эмира Фахр ад-Дина II аль-Маани» (Asad Rustum and Fuad al-Bustan, Lubnan fi 'ahd al-Amir Fakhr al-Din al-Ma'ni al-Thani, Beirut: Editions St. Paul, 1936, reprinted 1985).
Abdul-Rahim Abu-Husayn, Provincial Leaderships in Syria, 1575–1650 (Beirut: American University in Beirut Press, 1985), 81–87.
Al-Khalidi al-Safadi, Amir Fakhr al-Din, 17–19.
Там же, 214–215.
Там же, 150–154.
Daniel Crecelius and 'Abd al-Wahhab Bakr, trans., Al-Damurdashi's Chronicle of Egypt, 1688–1755 (Leiden: E. J. Brill, 1991), 286.
Там же, 291.
Там же, 296.
Там же, 310–312.
Winter, Egyptian Society Under Ottoman Rule, 24.
Ахмад аль-Будайри аль-Халлак. «Ежедневные события Дамаска, 1741–1752 гг.» (Ahmad al-Budayri al-Hallaq, Hawadith Dimashq al-Yawmiyya 1741–1762, Cairo: Egyptian Association for Historical Studies, 1959, 184); George M. Haddad, "The Interests of an Eighteenth Century Chronicler of Damascus," Der Islam 38 (June 1963): 258–271.
Budayri, Hawadith Dimashq, 202.
Там же, 129.
Там же, 219.
Там же, 57.
Там же, 112.
Приводится в книге: Albert Hourani, "The Fertile Crescent in the Eighteenth Century," A Vision of History (Beirut: Khayats, 1961), 42.
Thomas Philipp and Moshe Perlmann, eds., 'Abd al-Rahman al-Jabarti's History of Egypt, vol. 1 (Stuttgart: Franz Steiner, 1994), 6.
О клане Шехабов в Горном Ливане: Kamal Salibi, The Modern History of Lebanon (London: Weidenfeld and Nicholson, 1965). О клане Джалилей в Мосуле: Dina Rizk Khoury, State and Provincial Society in the Ottoman Empire: Mosul, 1540–1830 (Cambridge: Cambridge University Press, 1997).
Roger Owen, The Middle East in the World Economy, 1800–1914 (London: Methuen, 1981), 7.
Budayri, Hawadith Dimashq, 27–29.
Там же, 42–45.
Amnon Cohen, Palestine in the Eighteenth Century (Jerusalem: Magnes Press, 1973), 15.
Thomas Philipp, Acre: The Rise and Fall of a Palestinian City, 1730–1831 (New York: Columbia University Press, 2001), 36.
Philipp and Perlmann, Abd al-Rahman al-Jabarti's History of Egypt, vol. 1, 636. Об Али-бее аль-Кабире см.: Daniel Crecelius, The Roots of Modern Egypt: A Study of the Regimes of 'Ali Bey al-Kabir and Muhammad Bey Abu al-Dhahab, 1760–1775 (Minneapolis and Chicago: University of Minnesota Press, 1981).
Philipp and Perlmann, Abd al-Rahman al-Jabarti's History of Egypt, vol. 1, 639.
Там же, 638.
Там же, 639.
Этот рассказ основан на хрониках эмира Хайдара Ахмада Шехаба из Горного Ливана (1761–1835) «Образцы для подражания в хрониках сына эпохи». Хроники эмира были отредактированы и изданы Асадом Рустумом и Фуадом аль-Бустани под названием «Ливан в эпоху эмиров из рода Шехаб» (Asad Rustum and Fuad al-Bustani, Lubnan fi 'ahd al-umara' al-Shihabiyin, vol. 1, Beirut: Editions St. Paul, 1984, 79).
Shihab, Lubnan fi 'ahd al-umara' al-Shihabiyin, vol. 1, 86–87.
Philipp and Perlmann, Abd al-Rahman al-Jabarti's History of Egypt, vol. 1, 639.
Philipp, citing Ahmad al-Shihab's Tarikh Ahmad Pasha al-Jazzar, in Acre, 45.
Этот драматический рассказ о смерти Захира Ал Умара содержится в хронике Михаила ас-Саббага (ок.1784–1816) «История шейха Захира Ал Умара аз-Зейдани» (Mikha'il al-Sabbagh, Tarikh al-Shaykh Zahir Аl'Umar al-Zaydani, Harisa, Lebanon: Editions St. Paul, 1935, 148–158).
Рассказ приводится в книге: Alexei Vassiliev, The History of Saudi Arabia, London: Saqi, 2000, 98. (Васильев А. М. История Саудовской Аравии. – М.: Наука, 1982.)