Аннотация: Изложены недостатки и предложения по уточнению смысла и деятельности по обеспечению безопасности союза «Беларусь – Россия».
Ключевые слова: концепт, метод, объект, система, стратегия.
Abstract: The shortcomings and recommendations are offered on clarifying the meaning and activities for ensuring security of the «Belarus – Russia» aliance.
Key words: concept, method, object, system, strategy.
Системный анализ свидетельствует о серьезных угрозах национальной безопасности союзного государства (БСГ) «Беларусь – Россия» из-за ужесточения борьбы государств за иссякающие природные ресурсы и несовершенства её научного и политико-правового обеспечения.
Нетрудно показать, что исследуемую здесь категорию следует определять не «состоянием защищённости» национальных интересов [1] или личности, общества и государства [2], а – способностью наших народов удовлетворять потребности, необходимые для самосохранения, самовоспроизводства и самосовершенствования с минимальным риском базовым ценностям их будущих поколений; под такими ценностями понимать – территорию СГ с ресурсами, да уклад его духовной и общественной жизни, а под риском – меру опасности, характеризующую возможность и величину причинения какого-либо ущерба СГ.
Отсюда следует, что объектом БСГ должна быть этногеоэтосистема: «территория СГ – его народы – уклад их жизни». Ведь если сохранение и приумножение народов СГ – цель, то принадлежащая им территория с ресурсами – средство, а уклад духовной и общественной жизни – исторически апробированный способ удовлетворения необходимых для этого потребностей. Логично утверждать также, что предметом профессиональной деятельности в сфере БСГ следует считать объективные закономерности появления и снижения ущерба, обусловленного угрозами и вызовами функционированию этой этногеоэтосистемы.
Исходя из предназначения и специфики объекта БСГ логично считать основными принципами её обеспечения: 1) соответствие всей государственной и общественной деятельности СГ цели самосохранения, самовоспроизводства и самосовершенствования его народов; 2) гармоничное сочетание усилий выделяемых для этого сил и средств; 3) соразмерность решаемых задач имеющимся ресурсам, их сосредоточение в решающем месте и в нужный момент;4) приоритет политико-дипломатических и нормативно-правовых методов перед военно-силовыми; 5) предпочтение превентивно-профилактическим мерам парирования угроз реагированию на возникшие чрезвычайные ситуации; 6) постоянная готовность имеющихся сил и средств к оперативному принятию мер, соответствующих масштабу и характеру возможных вызовов; 7) своевременность предупреждения кризисных ситуаций и парирования их опасных факторов; 8) соответствие способов обеспечения БСГ реальным экономическим и научно-техническим возможностям.
Главным методом исследования БСГ целесообразно выбрать системную инженерию (systemengineering). Процедура применения этого инструментария может включать а) эмпирический системный анализ складывающейся ситуации, б) проблемно-ориентированное описание цели и объекта исследования, в) теоретический системный анализ и синтез БСГ на основе моделирования. Основными типами моделей должны быть: а) дескриптивные – для интерпретации условий обеспечения БСГ; б) нормативные – для уточнения целей и критериев оценки качества такой работы; в) ситуационные – для изучения явлений и процессов, оказывающих наиболее существенное влияние на БСГ.
В качестве же главного метода обеспечения БСГ логично выбрать программно-целевое планирование и управление процессом поддержания жизнестойкости СГ. Его практическая реализация включает две крупные стадии: 1) стратегическое планирование – обоснование векторажелаемых показателей БСГ и разработка соответствующих целевых программ; 2) оперативное управление – создание условий для их своевременного и качественного выполнения. В число показателей БСГ уместно включить: а) жизненный потенциал СГ, определяемого перемножением численности и продолжительности жизни граждан СГ на объем их национального достояния; б) качество их жизни (степень удовлетворения потребностей и уровень социальной справедливости); в) издержки на обеспечение БСГ (сумма ущерба от возможных чрезвычайных ситуаций и затрат на их предупреждение).
Для реализации предложенного выше базиса необходима постоянно действующая система обеспечения БСГ, т. е. совокупность взаимосвязанных 1) нормативных документов, 2) организационно-технических и иных мероприятий, 3) соответствующих им сил и средств. Под её стратегической целью может подразумеваться поддержание высоких уровней жизненного потенциала СГ и качества жизни его граждан, а тактической – минимизация соответствующих издержек. А под основными задачами – прогнозирование и предотвращение, выявление и отражение, нейтрализация и уничтожение, локализация и защита от проявления источников различных угроз БСГ [3].
Как представляется первая составляющая предложенной системы (политико-правовое обеспечение БСГ) должно иметь два компонента: 1) нормативно-политические документы, включающие Концепцию, Доктрину и Стратегию обеспечения БСГ; 2) нормативно-правовые акты, содержащие рамочный Закон «О безопасности СГ», а также Основы законодательства СГ в сфере обеспечения жизнестойкости каждого из трех компонентов этногеоэтосистемы и Законы прямого действия. Цель первой подсистемы – объявление руководством СГ смысла БСГ, его теоретико-пропагандистское обоснование и мотивация граждан к соответствующей деятельности в краткосрочной перспективе. А второй – юридически строгая регламентация функций и ответственности должностных лиц, причастных к обеспечению БСГ, вплоть до их привлечения к уголовной ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей в этой деятельности.
Конструктивность предложенной структуры обусловлена тем, что её внедрение консолидирует усилия исполнительной и законодательной власти СГ по пробуждению, примирению и объединению их народов в борьбе за самосохранение перед угрозой общей гибели. При этом жизнестойкость а) всего объекта БСГ есть предмет ведения соответствующих Концепции, рамочного Закона и общесоюзной Доктрины или Стратегии; б) каждой составляющей этногеоэтосистемы – частных доктрин, Кодексов или Основ законодательства; в) критически важных объектов инфраструктуры СГ – целевых стратегий и целевых законов.
1. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. Утв. Указом Президента РБ от 9 ноября 2010 г., № 575.
2. Стратегия национальной безопасности РФ. Утв. Указом Президента России № 683 от 31 декабря 2015 г.
3. Белов П.Г. Национальная безопасность. Теория, методология, практика. СПб: Изд-во «Стратегия будущего». 2015 – 486 с.