Платформенный подход к подготовке инновационных кадров цифровой экономики в рамках стран большой Евразии

А.К. Горшенин
(Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» Российской академии наук, г. Москва)

Аннотация. В работе рассматривается проблематика внедрения IT-платформ в современный образовательный процесс для подготовки инновационных кадров цифровой экономики. Обсуждаются вопросы базовых сервисов для цифровых образовательных платформ, в качестве которых предлагается использование систем управления обучением.

Ключевые слова: цифровые платформы, кадры, образование, облачные сервисы, компетенции, цифровая экономика, система управления обучением.

PLATFORM-BASED APPROACH FOR TRAINING OF INNOVATIVE PERSONNEL OF DIGITAL ECONOMY
A.K. Gorshenin
(Federal Research Center «Computer Science and Control» of the Russian Academy of Sciences, Moscow

Abstract. The paper considers the problems of IT-platforms implementation to the modern educational process for training of innovative personnel of the digital economy. The issues of basic services for digital educational platforms are discussed, the learning management systems are proposed as such services.

Keywords: digital platforms, personnel, education, cloud services, competencies, digital economy, learning management system.


Одной из важнейших технологий цифровой экономики [1] являются платформы для формирования инновационных компетенций. Основное преимущество цифровых платформ – формирование единой информационной среды для участников с привлечением наиболее современных IT-решений. Подобные платформы могут быть использованы для построения экосистем в различных сферах, в том числе – образовательной.

Развитие информационных технологий в рамках перехода к цифровой экономике неизбежно приводит к формированию новых образовательных требований и стандартов. Стоит отметить, что электронные формы обучения вызывают повышенный интерес у молодежной аудитории, так как позволяют использовать привычные для них технологии или получить некоторый новый опыт. Преподаватели получают возможности интерактивной демонстрации различных аспектов курса и автоматизации контроля образовательного процесса, в частности при проведении промежуточных и итоговых видов аттестации. В программе «Цифровая экономика Российской Федерации» [1] отмечено, что цифровые решения слабо задействованы в рамках итоговой аттестации, отсутствует интеграция в единую информационную среду. Необходима наискорейшая разработка инновационных цифровых образовательных площадок для формирования актуальных компетенций.

При создании электронных решений возникают задачи эффективной реализации взаимодействия между образовательными системами и пользователями, обеспечения быстрого сбора дополнительной информации для дальнейшего извлечения знаний и получения аналитических материалов. Основной сервис автоматизации современного образовательного процесса – различные системы управления обучением (LMS, Learning Management System), которые позволяют осуществлять общее администрирование, формирование отчетности по образовательным курсам и учебным программам, координацию взаимодействия преподавателей и обучающихся, мониторинг показателей деятельности и т. п.

Известно, что создание одного ключевого сервиса привлекает на цифровую платформу множество других связанных услуг [2], поэтому LMS могут быть использованы в качестве базовых сервисов при построении IT-платформ для подготовки инновационных кадров цифровой экономики. В частности, значительный пользовательский интерес вызывают возможности эффективной коммуникации [3], поэтому весьма разумным представляется создание в рамках образовательных цифровых платформ различных видов социальных сервисов. Еще один пример – реализация возможности удаленного доступа к научному оборудованию, в том числе и уникальному, для проведения лабораторных работ [4]. Подобные решения в значительной степени повышают удовлетворенность учащихся [5], а значит – и успешность процесса формирования требуемых в рамках цифровой экономики компетенций.

Создание инновационных образовательных платформ должно быть ориентировано на самые современные IT-технологии, в частности, облачные решения [6]. Достаточно естественным (для решения задач масштабирования, обеспечения отказоустойчивости, уменьшения инфраструктурных расходов) для разработки соответствующих платформ представляется использование модели обслуживания SaaS (Software-as-a-Service, программное обеспечение как услуга), в рамках которой обучающиеся и преподаватели получают возможность доступа к реализованным решениям с помощью тонкого клиента.

Необходимо отметить, что успешное партнерство в рамках Большой Евразии возможно только при выработке согласованных мер [7] по подготовке кадров, обладающих новыми компетенциями. Поэтому разработка описанных выше цифровых образовательных платформ становится чрезвычайно актуальной задачей, требующей нестандартных подходов. Такие платформы будут поддерживать наиболее широкий спектр функциональных возможностей, включая и пути их расширения, предоставляя высокотехнологичные IT-решения как для высших учебных заведений, так и различных частных и государственных компаний. Они предоставят возможности сетевых форм образовательной коммуникации и улучшения качества восприятия инновационных технологий, поддержку инструментов развития талантливой молодежи и других аспектов трансфера знаний в рамках цифровой экономики.

В настоящее время в рамках описанной парадигмы уже разрабатываются соответствующие LMS-сервисы [8,9], которые могут служить основой для подобных цифровых платформ. В дальнейшем в единую экосистему будут интегрированы и специализированные научные сервисы [10] как для использования в рамках инновационного образовательного процесса, так и для решения актуальных задач из конкретных предметных областей (см., например, статью [11]).

Литература

1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. Распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р; http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf).

2. Зацаринный А.А., Горшенин А.К., Волович К.И., Колин К.К., Кондрашев В.А., Степанов П.В. Управление научными сервисами как основа национальной цифровой платформы «Наука и образование» // Стратегические приоритеты, 2017. № 2 (14). С. 103–113.

3. Lonn S., Teasley S.D. Saving time or innovating practice: Investigating perceptions and uses of Learning Management Systems // Computers & Education, 2009. Vol. 53. Iss. 3. P. 686–694.

4. Rapuano S., Zoino F. A learning management system including laboratory experiments on measurement instrumentation // IEEE Transactions on Instrumentation and Measurement, 2006. Vol. 55. Iss. 5. P. 1757–1766.

5. Sun P.-Ch., Tsai R.J., Finger G., Chen Y.-Y., Yeh D. What drives a successful e-Learning? An empirical investigation of the critical factors influencing learner satisfaction // Computers & Education, 2008. Vol. 50. Iss. 4. P. 1183–1202.

6. Sultan N. Cloud computing for education: A new dawn? // International Journal of Information Management, 2010. Vol. 30. Iss. 2. P. 109–116.

7. Яковец Ю.В., Растворцев Е.Е. Большая Евразия: стратегия партнерства цивилизаций и объединений: Научный доклад. – М.: МИСК, 2017.

8. Горшенин А.К., Данилович Е.С., Хромов Д.Р. Система управления обучением ELIS. Архитектурные решения // Системы и средства информатики, 2017. Т. 27. Вып. 2. С. 60–69.

9. Горшенин А.К., Данилович Е.С., Хромов Д.Р. Система управления обучением ELIS. Пользовательский интерфейс и функциональные возможности // Системы и средства информатики, 2017. Т. 27. Вып. 2. С. 70–84.

10. Горшенин А.К., Кузьмин В.Ю. Портал MSMTools как гетерогенный вычислительный сервис // Системы и средства информатики, 2017. Т. 27. Вып. 1. С. 61–73.

11. Батанов Г.М., Горшенин А.К., Королев В.Ю., Малахов Д.В., Скворцова Н.Н. Эволюция вероятностных характеристик низкочастотной турбулентности плазмы в микроволновом поле // Математическое моделирование, 2011. Т. 23. № 5. C.35–55.

Загрузка...