Здесь мы тоже видим, как из довольно правильного и непротиворечивого посыла Флю делает совершенно неправильный вывод:
«Защитники птолемеевской геоцентрической модели солнечной системы выступали против гелиоцентрической модели Коперника, используя концепцию эпициклов, чтобы хоть как-то объяснить наблюдаемое движение планет, которое противоречило их модели».
«как легко мы позволяем заранее вбитым в голову теориям определять наш подход к рассмотрению фактов, вместо того чтобы позволить фактам формулировать наши теории».
«И в этом, как мне кажется, лежит своеобразная опасность (эндемичное зло) догматического атеизма».
Понятно, что его задача была в том, чтобы написать книгу, оправдывающую идею существования бога. И цель нам уже тоже ясна: получение премии. Отсюда становится совершенно понятен «догматический атеизм», названный «эндемичным злом», при полном игнорировании «догматического» теизма. А ведь догматы, прежде всего, именно в теизме, а не в атеизме.
Флю приводит среди прочих такой «догмат атеизма»:
«Поскольку мы не можем признать сверхъестественный источник жизни, мы принимаем решение верить в невозможное: жизнь возникла из материи самопроизвольно в результате чистой случайности»
Тут скрыт целый ряд не только логических, но и когнитивных ошибок, показывающих недостаточные знания у Флю в области фундаментальных наук. Или нарочитое незнание, притворство.
Во-первых, утверждая: «мы не можем признать» сверхъестественное, Флю не объясняет, почему наука не может признать сверхъестественное. Между тем, есть вполне разумное объяснение того, почему наука и атеизм не могут и не должны признавать сверхъестественное. Если бы Флю аргументировал эту невозможность, то не понадобились бы и дальнейшие объяснения. Но Флю, по незнанию, или умышленно этого не объясняет. У него получается, что атеисты не могут признать сверхъестественное просто из принципа, из чувства соперничества с теистами. В этом случае, конечно, получается догмат, которого в действительности просто не существует.
Во-вторых, из этой своей ошибки по незнанию (или уловки) Флю строит утверждение дальше: «мы принимаем решение верить в невозможное…». И это снова не верно. Атеисты не принимают решение верить во что-либо именно потому, что они всегда принимают решение знать, а не верить. Веру свою атеисты строят не на сверхъестественном, как теисты, а на знаниях, которые у них есть на определённом этапе развития философии и науки. На знаниях, в которые не обязательно верить, т.к. их всегда можно проверить.
В-третьих, рассмотрим, что Флю считает «невозможным» в данном примере. «…верить в невозможное» в его «текущей» интерпретации означает веру в то, что «жизнь возникла из материи самопроизвольно в результате чистой случайности». Якобы это – догмат атеистов. Что, конечно, не верно.
Однако удивляет другое. Разве теисты не верят, что жизнь возникла из материи? Их же бог создал из глины. То есть, – верят. Это значит, что сами теисты верят в абиогенез – зарождение жизни из неживой материи. В этом пункте «вера» теистов и атеистов совпадает.
Далее, что касается случайности. Неизменно указание теософов на «чистую случайность» – термин, которого не понимают сами теисты, употребляя его лишь для того, чтобы насолить атеистам. Вряд ли кто в науке или среди атеистов использует этот термин, т.к. он слишком многозначен, чтобы быть использованным в подобных дискуссиях. Но теисты его используют с удовольствием, не давая себе отчёта объяснить, какой именно случай заставил бога создать жизнь. Ведь если они не могут ответить на этот вопрос, то чем они лучше атеистов в этом вопросе? Выходит, бог создал людей тоже по «чистой случайности».
Естественно, теософы тут сразу вспомнят о замысле. Но это ничего не решает в данном вопросе. Ведь они не могут назвать случай, который привёл бога к этому замыслу. Выходит, что бог сидел, сидел и вдруг, по «чистой случайности» (то есть без причины) решил вдруг, что у него есть замысел создать жизнь? Если теософы возьмут на себя смелость и честность докопаться до истины в этом вопросе, то придут ровно к тому же мнению, что и атеисты. Если теисты будут утверждать, что для бога не нужна причина, то чем же этот ответ лучше беспричинности, ведь это и будет «чистейшая случайность» – совершенная беспричинность.
В отличие от боговеров, атеисты и учёные понимают, что «чистая случайность» – это литературный термин, поэзия. В природе чистых случайностей не бывает. Поэтому, если теософы утверждают, что мир создал какой-то бог, то должны назвать хотя бы причину, заставившую его это сделать, причину его замысла. Иначе выходит бог какой-то сумасшедший, если у него в голове рождаются замыслы без всяких причин.
То есть, становится понятно, что весь «догмат атеизма», придуманный Флю, абсурден по своей природе, т.к. у атеистов просто нет такого догмата.
Вопрос тут можно ставить только о самопроизвольном зарождении жизни (да и материи как таковой) или о сотворении, но никак не о случайности. Но и тут не всё так гладко. Ведь бог по определению является живым существом. Однако его ведь никто не создавал. Вот вам и самозарождение, в которое отказываются верить теисты.
А если теисты будут утверждать, что бог был всегда, то они в первую очередь должны признавать, что жизнь была всегда. А если так, то жизнь не нуждалась ни в каком творении. Ведь если такое сложное существо, как бог, не требует никакого творения для своего существования, то уж менее сложные формы жизни и подавно не нуждаются ни в каком творении.
И всё это игнорирует самую главную проблему в данном вопросе. Проблему самого бога. Кто он такой? Откуда он взялся? Каковы его характеристики? Ответов на эти вопросы не даст ни один теософ (кроме фантазий, конечно). Но при этом они требуют ответов от атеистов! Причём, научных ответов, а не фантазий. Каково?
Ведь сам Флю пишет:
«как легко мы позволяем заранее вбитым в голову теориям определять наш подход к рассмотрению фактов, вместо того чтобы позволить фактам формулировать наши теории».
Однако ведь ясно, что «теория бога» была «вбита в голову» людям намного раньше, чем все научные теории. Так почему Флю в этом «главном для него вопросе» сам себе противоречит и не берёт на себя труд «позволить фактам формулировать теорию»? Выписал бы себе хотя бы в тетрадочку справа все факты существования бога, а слева – научные факты, которые доказуемы и проверяемы. Может, тогда он увидел бы, что может заполнить только левую часть. А правая – пуста. Одни догматы и ни одного факта.
И опять же Флю сам пишет:
«приведение разумного довода в пользу того, что нечто является фактом, означает необходимость предоставления оснований, чтобы доказать свою правоту».
Ну так где хоть один факт существования бога? Хоть один!
О какой же правоте тогда вещает Энтони Флю? О правоте утверждать что-либо безо всяких фактов?
И это не мешает ему утверждать совершенно разумные и непротиворечивые вещи:
«если высказывание действительно является разумным доводом, оно, несомненно, должно иметь научные или философские основания в свою пользу».
«Научные или философские основания», господа!!! Ну и какие же научные или философские основания есть в пользу идеи существования бога? Особенно меня интересуют научные основания. Но согласен и на философские.
Естественно, ни тех, ни других оснований Флю предложить не может. Вместо этого он предлагает теософскую аргументацию:
«В настоящий момент людям, которые не являются атеистами, часто кажется, будто не существует вразумительных доказательств, с которыми могли бы согласиться догматические атеисты с явно научным складом ума, чтобы считать их достаточным основанием для признания простого факта: «Бог, в конце концов, может существовать»».
Эта аргументация, прежде всего, говорит о том, что Флю совершенно скверно знаком как с наукой, так и с философией, не говоря уже об атеизме. Уже в древности философы выдвигали такие аргументы, которые и сегодня не могут опровергнуть теософы и теисты. Возьмём для примера хотя бы Эпикура, который утверждал:
«Если бог хочет предотвратить зло, но не может, значит, он не всесилен.
Если может, но не хочет, значит он и есть зло.
Если может и хочет, то откуда берётся зло?
Если не может и не хочет, то зачем называть его богом?»
Что бы Энтони Флю ответил Эпикуру? А ведь в начале он сам указывал на проблему зла. Я задавал этот вопрос от Эпикура многим теософам и теистам, но вразумительного ответа не получал ни от одного из них.
Однако на один вопрос Эпикура (Если может и хочет, то откуда берётся зло?) я всё-таки нашёл ответ теистов на просторах интернет-СМИ:
«В Академии наук Азербайджана озвучили новую причину землетрясений: их вызывают женщины в джинсах.
Причиной землетрясений и катаклизмов в мире являются женщины, надевающие джинсы. Такое мнение высказал старший научный сотрудник Института рукописей имени М. Физули Национальной Академии наук Азербайджана, доктор философии по теологии Акрам Гасанов».
Вот такую науку рождает религия и её приверженцы. Однако уважаемый доктор философии по теологии (по сути теософ) А. Гасанов не объяснил, каким образом случались катаклизмы до создания джинсов. Это, видимо, останется для учёных Азербайджана тайной за семью печатями.
Но вернёмся к теософу Флю. Далее он пишет:
«я задал простой, но важный вопрос моим бывшим коллегам-атеистам: «Что должно произойти или должно было произойти, чтобы стать для вас достаточным основанием для того, чтобы, по крайней мене, рассмотреть возможность существования высшего Разума?»»
И тут стоит немного задержаться. Потому что здесь мы снова видим подмену понятий, которой часто пользуются теософы, чтобы сбить с толку не особо задумывающихся читателей.
Понятия «бог» и «высший разум» – это не идентичные понятия, как бы не хотелось теистам обратного. Высший разум вполне себе может существовать и безо всякого бога. Теории о более развитых цивилизациях уже не новость для научных кругов. Они существуют наравне с множеством других научных теорий и гипотез, например, таких как множественность вселенных, инопланетные цивилизации и т.п.
Поэтому если речь идёт о высшем разуме, то неизменно опять же встаёт вопрос о его происхождении. Откуда он взялся? Кроме того, тут совершенно неуместен вопрос о сверхъестественности. Высший разум может быть вполне себе естественным: просто более развитая цивилизация. Для бога же вопрос сверхъестественности стоит на первом месте.
Также для бога важен вопрос о всемогуществе, а для высшего разума этот вопрос не особо важен. Ему достаточно быть могущественнее человечества. Но он не может быть всемогущим. Просто потому, то это парадокс, нонсенс.
Ну и последнее. Наличие в мире обилия зла, глупости и нелепостей ставит под большой вопрос разумность этого «высшего разума». Даже если посмотреть на человечество, то уже начинаешь сомневаться в разумности того, кто его создал. Отчасти поэтому тоже возникает сомнение в наличие какого-то бога. Кроме того, наличие религий уже само по себе говорит не в пользу бога. Хотя сами боговеры вряд ли это поймут.