Главка «Презумпция атеизма»


В этой главке Флю продолжает рассуждения в том же духе, завлекая читателя и давая ему понять, что он в вопросе о боге способен рассуждать вполне логично и научно, чем должен вызвать доверие к своим доводам:


«Спустя десятилетие после работы «Бог и философия» я выпустил книгу «Презумпция атеизма» (опубликованную в США под заголовком «Бог, свобода и бессмертие»). В этой книге я показывал, что дискуссия на тему существования Бога должна начинаться с презумпции атеизма и что бремя доказывания лежит на теистах».


«Использование теистами слова «Бог» должно включать значение, которое делает данное слово теоретически возможным для фактического существования, чтобы затем его можно было объяснить. Следовательно, утверждал я, в этом новом ракурсе вся предприимчивость теизма кажется ещё более сомнительной, чем это было раньше.

Презумпция атеизма может быть обоснована обязательным требованием наличия оснований. Чтобы верить, что Бог есть, мы должны иметь хорошие основания для веры. Но если таких оснований нет, то не существует и достаточных причин для веры в Бога»


«тот, кто выдвигает гипотезу Бога, должен начинать… с первичного объяснения идеи Бога, которую он будет использовать в данном случае, а затем указать, как следует идентифицировать соответствующий предмет разговора».


Всё это настолько понятно и бесспорно, что любой здравомыслящий человек вполне согласится с автором. Но дальше в этой главке Флю переходит от аргументов к необоснованным утверждениям. Он пишет:


«Здесь я должен отметить, что в отличие от моих других антитеологических аргументов, аргументы в пользу презумпции атеизма могут признаваться теистами на согласованной основе».


На каком же основании? Видимо, он основывает эту точку зрения на том, что многие теисты считают, будто «бремя доказывания должно ложиться на атеистов».

На чём основана эта точка зрения, Флю не объясняет, видимо, просто на желании теистов не нести ответ за свою религиозную ложь. Но дальше Флю пишет:


«Учитывая наличие достаточных оснований для веры в Бога, теисты не совершат философского греха таким допущением! Презумпция атеизма является, в лучшем случае, методологическим отправным пунктом, а не онтологическим выводом».


То есть, он готов опровергнуть сам себя только на том основании, что есть якобы «достаточные основания для веры в Бога». Однако какие это основания, кроме невежества, Флю в этой главке не сообщает. Поэтому пока читатель остаётся в неведенье. Вместо аргумента Флю просто декларирует своё мнение.

Все имеющиеся у него якобы «достаточные основания» для веры в бога Флю умещает в двух абзацах, упоминая своих критиков:


«Модальный логик Алвин Плантинга представил идею о том, что теизм, по сути, является фундаментальной верой. Он утверждал, что вера в Бога похожа на веру в другие фундаментальные истины, как например вера в чужое сознание, или в ощущение (созерцание дерева), или в память (вера в прошлое). В каждом из этих случаев вы доверяете своим когнитивным способностям, хотя вы не можете доказать истинность веры в рассматриваемых вопросах. Похожим образом люди принимают одни утверждения (например, о существовании Вселенной) в качестве фундаментальных, а другие – в качестве производных от этих фундаментальных. Верующие, как показывает практика, принимают в качестве фундаментального утверждение о существовании Бога.

Философ и томист Ральф Маккинерни доказывал, что, учитывая наличие порядка, системности и законообусловленного характера природных явлений, для человека является естественным верить в Бога. Настолько естественным, что идея Бога, по его словам, кажется почти врождённой, и это можно назвать аргументом prima facie против атеизма. Итак, пока Плантинга доказывал, что теисты не несут бремя доказывания, Маккинерни пошёл ещё дальше, считая, что бремя доказывания должно ложиться на атеистов!»


Но давайте посмотрим, насколько достаточны эти «достаточные основания» для веры в бога.

1. «вера в Бога похожа на веру в другие фундаментальные истины, как например вера в чужое сознание, или в ощущение (созерцание дерева), или в память (вера в прошлое)».

Это утверждение притянуто за уши, потому что оно надумано. Вера в бога никак не тянет на фундаментальные истины даже по похожести уже потому, то она не фундаментальна. Именно поэтому люди испокон веков неуважительно относились ко всем чужим богам, они знали, что боги не фундаментальны и вполне заменяемы. Народы воевали, свергая врагов и их богов, даже не считая их богами, или, в лучшем случае, считая их богов слабее своего. Побеждая врага, они стремились уничтожить и их бога. Потому что фундаментальное знание людей было как раз о том, что боги – придуманные сущности, которых легко заменить. Так о многих людских богах из истории сегодня даже память стёрлась.

А вот о чужом сознании, ощущениях или памяти, люди действительно полагали как о фундаментальных истинах, т.к. их нельзя было уничтожить, и у всех они имели одну и ту же природу, в отличие от богов, которые были довольно разнообразны как по природе, так и по характеристикам, в зависимости от фантазии людей. Поэтому данное утверждение о фундаментальности веры скорее высосано из пальца, чем имеет под собой хоть какую-то логическую или фактическую основу.

2. «Похожим образом люди принимают одни утверждения (например, о существовании Вселенной) в качестве фундаментальных, а другие – в качестве производных от этих фундаментальных».

«Похожим образом» принимать можно что угодно. Человек может прыгать похожим образом, как кузнечик. Но это не значит, что человек – насекомое. Похожесть не означает ни истинности, ни идентичности. Она означает только похожесть. То, что у всех животных два уха, не означает, что человек – собака или слон.

Первейшая и главнейшая черта религиозной веры заключается в убеждённости влияния божества на непосредственную ежедневную жизнь человека. Без этого нет религии. Поэтому принятие на веру существования Вселенной ни коим образом не является похожестью с религиозной верой, т.к. эта вера не имеет религиозного характера, она научна и доказуема.

А вот если сравнить религиозную веру с верой в гороскопы, астрологию или алхимию, вот тут «похожий образ» скорее всего можно отнести к религиозному, т.к. эта вера несёт в себе убеждённость влияния на непосредственную ежедневную жизнь человека. Человек подчиняет свои поступки этой вере. Поэтому и второе утверждение ложно по сути. Религиозную веру никак нельзя сравнивать с научной верой. У них разная суть.

3. «Верующие, как показывает практика, принимают в качестве фундаментального утверждение о существовании Бога».

Это самое глупое из указанных «достаточных оснований» для веры. Испуганный ребёнок «принимает в качестве фундаментального утверждение о существовании» бабайки в тёмной комнате. И так поступают все дети на протяжение всей истории человечества. Но, почему-то, боговеры не спешат создать церковь святого бабайки. Потому что они знают, что «ПРИНИМАТЬ В КАЧЕСТВЕ фундаментального утверждение о существовании» чего-либо, это совсем не то, что БЫТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ фундаментальным утверждением, основанным на фактах и доказательствах.

Понятно, что «принимать в качестве фундаментального утверждения» человек может любую ложь, если у него недостаточно знаний в данной области. Отсюда становится ясно, что все «фундаментальные утверждения о существовании Бога» основаны всего лишь на невежестве. Тем более, что теисты отказываются от обязательства предоставления доказательной базы своим «фундаментальным утверждениям». Следовательно, и данный тезис ложен.

4. «учитывая наличие порядка, системности и законообусловленного характера природных явлений, для человека является естественным верить в Бога. Настолько естественным, что идея Бога, по его словам, кажется почти врождённой».

Это утверждение тоже притянуто к богу за уши человеком, плохо знающим как историю религии, так и историю науки. Верования появились как раз тогда, когда человек не видел и не понимал «наличие порядка, системности и законообусловленного характера природных явлений». Природа для него была непонятной стихией, в которой в любой момент может возникнуть что угодно. И не из-за понимания порядка, а как раз по причине видимого хаоса и произвола стихий, словно по воле какого-то невидимого духа. Религии же появились тогда, когда жрецы поняли, что можно неплохо зарабатывать на невежестве своих соплеменников. Этим они занимаются и сегодня.

Когда же люди стали понимать «наличие порядка, системности и законообусловленного характера природных явлений», тогда стали развиваться философия и наука, противоречащие религиозным верованиям.

Так что и это утверждение не имеет под собой научной основы. Поэтому совершенно непонятно, где это Флю нашёл «наличие достаточных оснований для веры в Бога».

Впрочем, одно его признание в книге, даёт ответ на этот вопрос. Он признаётся, что не очень хорошо знаком с наукой. И извиняется перед научным сообществом за то, что может что-либо перепутать, приводя примеры с науками. Это многое объясняет. Я уже неоднократно указывал в своих книгах на то, что чем дальше философ от науки, тем он дальше и от философии. И Энтони Флю здесь самый наглядный пример.

Загрузка...