Семьсот лет в нашей стране правила династия Рюриковичей. Князь, о котором мы поведём речь, дал имя династии. Он был первым. Были в наших краях и до Рюрика князья, воеводы, мореплаватели. Великий русский учёный Михайло Ломоносов первую часть своей «Истории» так и назвал – «О России прежде Рюрика». Но князь Рюрик создал государство, с которым связана вся наша история. Не случайно именно его имя прочно осталось в истории!
Что случилось в Ладоге, на берегах реки Волхова и озера Ильмень в сентябре 862-го?
Начнём по порядку и заглянем ещё лет на сто-двести в глубь времён. В VI–VII веках в эти края пришли славяне: кривичи и ильменские словене. Они занимались земледелием, держали домашний скот, владели кузнечным и гончарным делом. Они стояли на более высоком уровне развития, чем их соседи – малочисленные финно-угорские племена, которые занимались охотой, рыбной ловлей и собирательством, а плуга не знали. Славяне с финнами никогда не враждовали, тем более не воевали. Финны нередко селились рядом со славянами, смешивались с ними, делились своими навыками, принимали славянскую речь, традиции, обычаи.
У славян была традиция: огораживать поселения частоколом. Это и от диких зверей помогало, и от незваных гостей. Вся земля Приильменья и Приладожья покрылась такими укреплениями. Позже приплывшие на эту землю скандинавы так и прозвали Русь: Гардарика, то есть страна городков, огороженных поселений. Но с приходом славян появились на этой земле и настоящие города, в каждом из которых проживали до тысячи человек: Ладога, Любша, Изборск, Русса.
Князь Рюрик. Памятник Тысячелетию России в Новгороде
Местных жителей – крестьян, рыбаков, охотников – в конце 850-х годов теснили варяги. Они пришли из-за моря, как торговцы.
Воинственные, хорошо вооружённые отряды, которые поначалу торговали со славянами и финнами, а потом решили брать с них дань силой оружия. Так же они поступали и в Англии, и во Франции: сначала приходили торговать, разведывали, что, да как, а потом нападали и грабили.
Словене собрались с силами и отказались платить. Вооружили ополчение, прогнали варяжскую дружину. У варягов – доспехи, мечи. А у словен – только мужество и воля к победе над пришлыми захватчиками. В кровавом бою под Ладогой, на берегах Волхова, они порубили варягов.
После этих сражений словенцы, кривичи, меря и весь – дружественные славянские и финские племена – остались без лучших воинов. Лучшие всегда погибают первыми.
Знатные славянские роды боролись за первенство, за власть над зарождавшимся племенным союзом. Началась смута, борьба за власть. Новгородцев, ладожан, изборцев терзали завоеватели – норманны и хазары. Но главная беда – внутренние распри, междоусобицы.
И тогда знатный муж Гостомысл, родовой старейшина, на вечевом собрании предложил пригласить «третью силу», способную примирить соперников: «За морем живёт князь Рюрик – опытный воин, повидавший немало стран. К тому же он нам родня».
Говорят, что накануне Гостомысл видел вещий сон: из чрева его дочери Умилы произрастает огромное дерево. Что это – пророчество о династии, о будущей могучей державе? Сыном Умилы был Рюрик…
Кем был Рюрик, варяго-русский князь? Точных сведений не осталось, а по косвенным признакам можно сделать такой вывод: среди варягов и руссов преобладали славяне, но встречались и норманны, и финны. Варяги – не народ, а сообщество, в которое входили представители разных племён. Изначально они занимались торговлей, умело управляли ладьями. Научились защищать себя, стали искусными воинами.
От словенцев и кривичей варяги отличались воинственным духом. Боевое сословие! Варяги умели ковать обоюдоострые мечи – самое грозное и редкое оружие того времени. К мечу и щиту относились как к святыне: ведь кузнецы подчас примешивали в сплав кости предков. Потому если принималось важное политическое решение – клялись на мече. Правда, варяжские и славянские мечи получались среднего качества. А булатные мечи, которыми сражались знатные варяги, попадали к ним из далёкой Персии.
Варяжская дружина дисциплинированно подчинялась князю и воеводам, не боялась долгих и опасных походов. Не раз варяги облагали данью соседние племена – и славян, и финнов, и балтов. Те же словенцы в 850-е годы уже платили дань варягам, а варяжские дружины охраняли Новгород, Ладогу, Изборск и крестьянские наделы, возникавшие вокруг укреплений. Балтийское море называли Варяжским: на своих ладьях варяги исплавали его вдоль и поперёк, нападая на прибрежные города.
По одной из версий, первый правитель Руси был внуком новгородского правителя Гостомысла. Дочь Гостомысла вышла замуж за ободритского князя Годослава. В их семье и родились братья – Рюрик, Синеус и Трувор. Ободриты (бодричи) – славянское племя, жившее на территории нынешней Восточной Пруссии. Княжеская резиденция располагалась в городе Рёрик.
Имя Рюрик – скорее всего, славянское родовое прозвище. Сокола считали хранителем княжеского рода. Рёрик, Рюрик, Рарог – всё это разные произношения одного слова. Сокол! У сокола – сильные, длинные, заострённые крылья. Его повадки в атаке стремительны, непредсказуемы для противника. Соколы находят общий язык с людьми, даже в первобытные времена соколов приручали. Ловких, осанистых людей называли в честь этой птицы. Вполне подходящее имя для воинского вождя, для правителя. Древние знаки, гербы Рюриковичей – двузубец и трезубец – это изображение сокола, летящего на добычу.
Есть и другая версия, по которой имя Рюрика считается германским, а самих варяго-руссов относят к чистокровным норманнам. Но если бы власть над словенами захватили чужеродные норманны, они навязали бы славянам своих богов, свой язык. А в пантеоне Рюриковичей мы видим славянских языческих богов: Перуна, Даждьбога, Мокошь, Велеса, Сварога. Малозаметны норманнские влияния и в древнерусском языке. Так что ободритская версия происхождения Рюрика наиболее правдоподобна.
Ободриты воевали с норманнами, наступавшими с датских земель, аж с далёкого полуострова Ютландия. В одном из сражений князь Годослав погиб. Говорят, что убили его обманом, в спину. Когда Рюрик возмужал, он собрал дружину, с которой бродил по разным странам, добывая себе славу оружием.
Ободриты держали оборону на острове Буяне (Руяне), который остался в веках в русских сказках и поверьях. Там – их главное святилище. Возможно, именно оттуда и пришёл на землю Новгородскую Рюрик. Впрочем, варяги держали заставу и на берегу соляного озера Ильмень. Там издавна варили соль – промысел по тем временам стратегический, требовавший обученной охраны. Кто защитит лучше, чем варяжская дружина? В предании сохранились сведения, что послы из Новгорода поехали к варягам «за море». Скорее всего, под морем всё-таки подразумевалось Ильмень-озеро, а не Балтика.
«Земля наша велика и обилна, а наряда в ней нет. Да пойдете княжит и володети нами», – такое слово молвили Рюрику новгородцы. В переводе на современный русский: «Земля наша велика и обильна, а охранять её некому. Требуется нам князь с дружиной».
Рюрик принял предложение, отправился в Ладогу – и жизнь его с этих пор переменилась. Он больше не искал счастья в авантюрах. Показал себя рачительным хозяином, стремился расширить границы государства и укрепить систему политической и экономической власти. С братьями-варягами на ладьях прибыла дружина – не больше 150 воинов. По тем временам – грозная сила. В словенской столице проживало не больше 500 человек, включая женщин, детей и стариков. А тут – целая армия, которую Рюрик пополнял из местной знати.
Прежние варяги искали у славян наживу и относились к ним как к чужакам. А Рюрик – родственник Гостомысла – стремился укреплять государство.
Рюрик поселился в словенской столице – на реке Волхов, в Новгороде. Для него построили резиденцию неподалёку от новгородской крепости – Рюриково городище. Синеус правил в Белоозере, Трувор – в Изборске. Вскоре два брата умерли, и власть Рюрика упрочилась. Во всех городах он поставил своих наместников – опытных воинов, которые отличились храбростью и умом. Им приходилось находить общий язык с местной знатью – со «старцами городскими».
После нескольких походов князю удалось значительно расширить владения: его власти подчинились Ростов, Муром, Полоцк.
Рюрик строго следил за сборами податей, а попытки восстаний подавлял военной силой. Осталось предание о восстании Вадима Храброго – по-видимому, представителя старой новгородской знати, претендовавшего на власть. По мнению историка Василия Татищева, Вадим был сыном старшей сестры Годослава, то есть двоюродным братом Рюрика.
Под властью Рюрика сложилось русское государство, взявшее под контроль речные выходы из Балтийского моря и начало торговых путей «из варяг в греки» и «из варяг в арабы». Враг познал силу русской палицы, боевых топоров и копий. Подданным Рюрика гарантировалась безопасность от завоевателей с Запада и Востока, от германцев и хазар. Государство уже при Рюрике справлялось со своей главной миссией: оборонять русские племена от завоевателей и утихомиривать внутреннюю смуту. Альтернатива – порабощение и гибель.