ВVI веке славяне обживались на Балканском полуострове. С Севера угрозу для славян представляли авары, с юга – могущественная Византия. Славяне на Балканах смешались с местным фракийским, македонским и иллирийским населением.
О войнах греков со славянами на Балканах поведал знаменитый византийский историк Феофилакт. Он рассказывает, что балканские славяне были опытными земледельцами и скотоводами. В те времена славяне ещё не имели государства, у них не было чиновников, не было царских династий. Они жили независимыми племенами. Во главе этих многочисленных племен стояли военные вожди. Во времена больших войн во главе всех племён вставал один воевода – наиболее храбрый и решительный полководец. Постепенно складывались династии воевод. Многое решалось на вечевых собраниях. Важную роль играли и жрецы, умевшие предсказывать будущее.
Греки были недовольны, что славяне берут под свой контроль плодородную Фракию.
Войны славян с византийцами продолжались не меньше ста лет. То затухали, то вспыхивали с новой силой. Византия стремилась превратить Балканы в свою колонию, в земледельческую базу. Славяне боролись за независимость. В конце VI века воеводой дунайских славян стал Пирогост – потомственный военачальник, храбрый и расчётливый предводитель. Славяне подготовили поход на греческие владения на Балканах, причём начали нападение неожиданно, застали врасплох византийцев.
Такой увидел будущую Русь Николай Рерих
В отряде насчитывалось всего 600 человек. Они гнали за собой повозки с добычей и невольников. Греческий полководец Пётр – любимый брат императора Маврикия – решил настигнуть и разгромить этот измождённый отряд. И греческий авангард напал на славянский отряд. Славяне заняли оборонительную позицию: соорудили круг из повозок и оттуда стали метать в греков дротики. Во главе греческого авангарда стоял храбрый полководец Александр. Он приказал своим воинам пробиваться в рукопашную. В кровопролитной схватке грекам удалось перебить весь славянский отряд. Это был равный бой, в котором греков полегло столько же, сколько и славян.
Между тем в Константинополе ходили слухи о нападении склавинских полчищ на Грецию. Возможно, это славянские вожди распространяли такие пересуды. Они хотели страху нагнать на греков и предотвратить их наступление на Балканы.
Император и идеолог Византийской империи Маврикий рекомендовал грекам бороться со славянами не только силой, но и хитростью. Он советовал стравливать между собой славянских князей, подкупая тех, кто правил ближе к границам с греческими владениями. Византийцы писали, что славяне очень храбры, искусны в военном деле и хорошо вооружены; они свободолюбивы, не признают рабства и подчинения, готовы ожесточённо сопротивляться, когда на них нападает даже более сильный противник.
Пётр следовал советам брата. Он заключил договор с аварами. Обещал поделиться с ними добычей после победы над славянами. Из Греции он получил пополнение.
В начале осени 597 года стратиг Пётр с войском подошёл к реке Арджеш. Пирогост следил за передвижениями греков через разведчиков. Он приближался к реке с противоположной, восточной стороны. Пётр стал готовить переправу. Он не знал о приближении славянского войска. Но, по правилам военного искусства, послал через реку своих разведчиков. Воинам Пирогоста удалось перехватить разведчиков. Их допросили. Теперь Пирогост всё знал о греческом войске и мог основательно готовиться к сражению. Восточный берег реки был лесистым. Там, в зарослях, Пирогост скрыл своих воинов.
Пётр начал переправу, не дожидаясь возвращения разведчиков. Первым двинулся тысячный авангард. Греки на плотах, вместе с кавалерией, переправились через реку. Но не успели они освоиться на том берегу, как из засады на них напали воины Пирогоста. Греков уничтожили – всех до одного. Пётр с ужасом наблюдал за гибелью своего авангарда. Он понял, что переправляться нужно всем войском. И Пирогост решил встретить их, выстроив своих воинов в линию. Грекам удалось во время переправы энергично забросать славянские шеренги копьями. В войсках Пирогоста началась паника. Меткий греческий лучник высмотрел на холму Пирогоста. Стрела попала ему в бок. Воевода упал. Рана оказалась смертельной.
После гибели предводителя славяне отступили. Но война на этом не закончилась. Собравшись с силами, славяне продолжили сопротивление. Ромеи двигались вперёд – а славяне атаковали их небольшими отрядами. В дороге им не хватало воды, приходилось утолять жажду неразбавленным вином, которое везли в обозе. Но вот проводник-славянин привёл греков к речке Яломице. Усталые воины бросились к воде. И тут с противоположного берега в них полетели копья и стрелы. Множество греков погибло. Пётр приказал организовать переправу и расправиться с врагами на том берегу. Но это не спасло византийцев. В ожесточённой схватке на речной отмели и на берегах Яломицы полегло почти всё войско стратига Петра. Греки в панике бежали аж до Дуная. Пётр спасся, но потерял доверие брата.
Так в кровопролитных войнах народы доказывали своё право на выживание, право на будущее.
На южном берегу Балтийского моря в VI веке славянские племена – ободриты (бодричи), лютичи (вильцы) и поморяне – достигли достаточно высокого уровня цивилизации. Они строили города, возделывали землю, активно занимались торговлей. Добывали на побережье янтарь – в старину его на Руси называли алатырем. Строили корабли, бесстрашно отправлялись в далёкие путешествия – за экзотическими товарами, за оружием, за золотом.
На пересечении торговых путей возникали города, многие из которых сохранились до нашего времени.
По русским сказкам нам знаком остров Буян, что «в море-океане». Так называли остров Руян, который в наше время чаще называют на немецкий манер – Рюген. Это один из крупнейших островов на Балтийском море. Иногда руянами называют и славянское племя, жившее на острове.
Самое главное место на Руяне – полуостров Аркона. Часть его территории в наше время ушла под воду. Здесь находилась древняя славянская крепость с храмом Святовита (Свентовита) – языческого бога войны и победы. Он напоминает древнегреческого бога Ареса и римского Марса. Имя бога означает «светлый витязь», то есть самый лучший воин. Во многих племенах его почитали как верховного бога. Даже из отдаленных славянских земель ему приносили пожертвования на Руян. В храме стояла огромная статуя Святовита с четырьмя головами. В правой руке он держал металлический рог, который каждый год жрецы наполняли вином для гадания о плодородии следующего года. Четыре головы символизировали власть бога над четырьмя сторонами света, четырьмя ветрами и четырьмя сезонами. Бога Святовита знали и на Руси – после Рюрика.
Известен случай, когда богатый дар святилищу Святовита передал даже датский король Свейн – не славянин. Из уважения к славянскому богу он передал в святилище Святовита драгоценный кубок. В большом почёте пребывали арконские жрецы. Ведь они разгадывали указания Святовита, его ответы на вопросы князей. После военных побед славянские князья посылали в Аркону треть трофеев.
Большие жертвоприношения в Арконе совершались ежегодно поздним летом, после уборки урожая. Святовиту приносили скот и хлеб. Для всех пришедших устраивался священный пир с медовым вином. Тут же гадали об урожайности следующего года.
При святилище держали коней – город охраняла дружина из трёхсот всадников. Из них коней Святовита выделялся священный белый конь. Его тщательно оберегали от людей. Только один всеми уважаемый жрец имеет право ухаживать за ним и садиться на него. Считалось, что это конь Святовита. Его называли Яр-конь.
Конь участвовал в гаданиях. Когда воины собирались в поход или купцы в опасное путешествие – сначала молились богам о победе. А потом жрец выводил белого коня. Перед храмом устраивали барьер из копий. Если конь переступал их сперва правой ногой – это считалось добрым знаком. Если левой – поход откладывали или отменяли. Это считалось дурным предзнаменованием. В русских сказках и былинах встречается боевой богатырский конь белой масти, приносящий удачу и победу своему хозяину и обладающий даром предвидения. Волшебный конь!
На балтийском побережье – от Старгорода (современный Ольденбург) до Колобжега – стояли славянские города. Это Рёрик, Мехелен, Волин. Все они были связаны с Арконой родовыми связями, торговыми путями и общей религией. Чаще всех страдал от набегов соседей Старгород (Стариград) – самый западный центр славянства на Балтике. Древнейшее найденное поселение в Старгороде датируют 680-м годом. Жителям города приходилось первыми принимать удар и защищать славянскую землю от набегов норвежцев, датчан и германцев. Это был мощный военный центр. Корабли из Старгорода доходили до Новгорода и Киева. Само название Новгорода подразумевает существование Старгорода, откуда, возможно, пришли первые строители города на Волхове. Жили славяне на берегах рек Лабы (Эльбы) и Вислы.
Славяне конкурировали с датчанами и на море. На кораблях они совершали набеги в далёкие земли – за добычей. Нападали на датские и саксонские города, разрушали порты противников. Наверное, если бы балтийским славянским племенам удалось объединиться под властью одного князя – они устояли бы в борьбе с германцами. Но… До середины XII века продолжалось развитие славянских городов на Балтике. А после начался период онемечивания. Однако прибалтийские славяне были до Рюрика предшественниками русской государственности, а после, вплоть до германского наплыва, – соседями русичей.
Этот край сыграл в истории нашего народа роль важную, системообразующую.
В VI–VII веках славяне пришли на берега Приильменья и Приладожья и начали пускать корни в этих краях. Славяне знали земледелие, у них имелся домашний скот: лошади, коровы, свиньи, куры. Они владели кузнечным и гончарным делом, хотя гончарного круга ещё не знали. Славяне были хорошими воинами и мореходами. Их предки и братья повидали мир, прошли с войнами от Балтийского моря до Чёрного и Средиземного морей.
До славян здесь обитали только малочисленные финно-угорские племена, состоявшие из небольших семейных общин. Другое дело – славяне. Славянские племена, пришедшие в эти края, – словене, кривичи – жили большими общинами. А значит, их жизнь была организована более сложно и более эффективно. Финны не стали врагами славян. Славяне с финнами никогда не враждовали, тем более не воевали. Финны нередко селились рядом со славянами, смешивались с ними, делились своими навыками, принимали славянскую речь, традиции, обычаи. Если хотели сохранить самобытность – мирно уходили дальше в леса за зверем. Славяне стояли на более высокой ступени развития, чем финно-угорские народы, которые занимались только охотой, рыбной ловлей и собирательством, не стремились создавать города. Плуга они не знали.
А у славян был обычай: свои поселения они окружали крепким частоколом. Это помогало и от диких зверей, и от незваных гостей. Вскоре земля Приильменья и Приладожья покрылась во множестве такими укрепленными поселениями. Скандинавы, которые позже побывали в этих краях, так и прозвали нашу северную землю – Гардарика, то есть страна укреплённых поселений. Но постепенно маленькие поселения превращались в настоящие деревянные города. Росту городов способствовало стремление славян жить большими общинами. Первые наши города в Приильменье – Русса, Любша, Ладога, Изборск. В каждом из них проживало до тысячи человек.
Что привело славянские племена на берега Волхова и озера Ильмень?
Славяне квасили капусту, солили мясо, рыбу, обрабатывали шкуры животных. Для всего этого необходима соль. На берегах Ильменя издавна были известны солончаки. И люди, и животные знали в тех краях несколько солёных водоёмов. Славяне начали добывать соль вывариванием из соляных растворов. Это был стратегический товар – и для себя, и на обмен. Из крепких парней формировали небольшие отряды, охранявшие соляные промыслы. Жить вокруг Ильмень-озера было привольно: воинственные орды кочевников, которые всё разрушали на своём пути, сюда заглядывали нечасто.
Соль – первая причина прочного, осёдлого расселения в этих краях. Вторая причина – торговый путь из варяг в греки, который проходил и через Волхов. В те времена по этому опасному пути уже ходили караваны торговцев. Им необходимы были стоянки для отдыха, для ремонта кораблей, пополнения запасов. В 750-х годах появились на двух берегах реки Волхов напротив друг друга две славянские крепости – города Любша и Ладога. Расстояние между городами – всего лишь полтора километра. Жители этих городов, вероятно, вели общую политику по отношению к купеческим караванам. А ведь эти крепости контролировали стратегически важный отрезок торговых путей из варяг в греки и из варяг в арабы – устье Волхова. То есть связь между Балтийским морем и Чёрным морем, а также между Балтикой и Каспием, где властвовали хазары.
Без санкции жителей Любши и Ладоги купеческие караваны не могли продолжить путь. Две крепости – как ворота через реку. Не остановишься, не договоришься с местными жителями – не проедешь. Поэтому славяне в этих краях активно занимались торговым обменом. В Ладоге археологи нашли следы производства глазчатых бус. На них у купцов обменивали заморский товар. Позже речка Любша значительно обмелела, и крепость потеряла своё значение. А Ладога оставалась важнейшим центром приильменских словен.
Здесь, в районе Ильмень-озера, Волхова и Ладоги, зарождалась наша государственность.