Языковое воспитание – термин, который я ввела для обозначения воспитания человека посредством языка (речи, коммуникации). Языковое воспитание находится на стыке таких дисциплин, как педагогика, психолингвистика, социолингвистика, психология.
Языковое воспитание – это воспитание через слово, через письменную и устную речь, где слова формируют мышление и установки человека на его жизнь.
Речь и сказанные или написанные слова влияют на психологические процессы, которые происходят, когда мы используем язык (письменный и устный): понимание речи, осознание, коммуникация и все эмоции, мысли, которые являются последствием общения; язык влияет на психическое здоровье человека. Психологи уже давно используют лингвистику в своей терапевтической работе, самое простое – это аффирмации и медитации, где, повторяя утверждающие фразы и предложения, человек влияет на свое подсознание, меняет мышление и становится более счастливым, не менее популярно нейролингвистическое программирование, гипнотерапия.
Роль языка в жизни человека сложно переоценить. Общение и языковое воспитание, построенное на позитивных ступенях, которые я предлагаю изучить в этой книге, – эффективный инструмент для развития детей, инструмент для предотвращения проблем с психическим здоровьем. Эти ступени помогут и вам «наверстать» какие-то пробелы в своем языковом развитии и чувствовать себя лучше.
Главную роль в языковом воспитании играет семья, потому что языковое воспитание начинается еще внутриутробно: что слышит мама в отношении себя, как разговаривают близкие, что и как говорит сама мама, повышает ли она голос, ругается ли? Обсуждаете ли вы друг друга за столом? Критикуете ли себя? Вас унижают? Оскорбляют?
Мы всегда использовали языковое воспитание, вот только вопрос: в конструктивном или деструктивном направлении? Проанализируйте, как разговаривали с вами ваши родители, чувствовали ли вы себя после этих разговоров плохо? Обсуждали ли родители вас, сравнивали с кем-то? Выпишите на листок бумаги те слова, которые вы слышали в свой адрес. Сколько там хороших слов? Сколько слов, которые вас расстраивали? Говорили ли вам родители, что любят вас? Делали ли комплименты? Осуждали ли вас? Принуждали ли вас? Запишите все, что вспомните, и посмотрите, какие чувства в вас это вызывает. Если на вашем листке очень грустные воспоминания, связанные с оскорблениями и унижениями, то я предлагаю это оставить в прошлом, начните говорить себе хорошие слова прямо сейчас, начните ценить себя и уважать. Напротив слов, которые вас огорчали в детстве, напишите хорошие слова, поддержите себя и возвращайтесь мыслями к этим хорошим словам. Например:
Выделив проблемы в языковом воспитании, которые получили вы (например, родители не говорили добрых слов, оскорбляли или унижали), сделайте все возможное, чтобы не повторить этой схемы со своим ребенком, иначе этот замкнутый круг никогда не разорвется, и мы будем растить несчастных детей у несчастных родителей. Но, повторю, нужно начать с себя. Если рядом с вами люди, которые продолжают осуществлять над вами психологическое насилие, ограничьте свое общение с такими людьми. Без изменения своих ощущений, будучи обиженным на прошлое, на родителей, на мужа/жену, на мир, чувствуя неудовлетворенность, одиночество, стыд и вину, вы не сможете психически оказать нужную поддержку ребенку в своей речи. Сколько примеров зеркального воспитания: маму не любили в детстве, не поддерживали, и она, внутренне травмированная, не может, просто не умеет любить и выражать любовь к своему ребенку. Этот ребенок вырастает тоже травмированным и скупым на эмоции. И так по кругу.
Есть такой трюк у психологов, который звучит так: «Притворяйтесь, пока это не станет вашей реальностью» (Fake it untill you make it), в какой-то степени здесь есть рациональное зерно. Начните менять себя через речь, говорите хорошие слова себе и своим близким, используйте речь в позитивно-конструктивном ключе, и ваше мышление тоже изменится.
Совет. Если вы ожидаете малыша, старайтесь ограничить использование сленга, ругательных и оскорбительных слов. Если этого все же не избежать и вы слышите неприятные слова или участвуете в нежелательных разговорах, почитайте поэзию вслух. Ученые из Института Макса Планка выяснили, что поэзия доставляет мозгу большее удовольствие, чем музыка, расслабляет, успокаивает и развивает нейронные связи.
Возьмите листок бумаги и в течение дня запишите, сколько слов/фраз/предложений вы сказали своему ребенку за весь день. Десять? Пятьдесят? Сто? Односложные? Какие это слова? Есть ли в них что-то личное? Затрагивают ли они чувства ребенка? Напоминаю, что коммуникативная функция языка одна из основных. И не получая общения в семье – куда идти за этим общением? Это как голод, его нужно утолить, поэтому дети идут туда, где есть иллюзия общения, модификация функции языка, – в социальные сети.
Что происходит дальше? Не научившись общаться вживую, в семье, ребенок не научится понимать и расшифровывать речь говорящего, и, чем сложнее речь (метафоры, аллюзии, гиперболы и так далее), тем меньше будет понимания в целом. А неразвитая речь – это проблемы в понимании, то есть дети не только плохо говорят, но и плохо слушают речь говорящего и с трудом понимают, о чем говорится.
Слушание – это вид речевой деятельности, притом очень важный и недооцененный. Слушание направлено на восприятие звучащего текста и коммуникативного взаимодействия собеседников. При изучении иностранного языка аудирование входит в процесс обучения, в то время как при изучении родного языка – довольно редко.
Дети с плохо развитыми навыками слушания (восприятия на слух) и говорения диагностируются как дети, страдающие языковым нарушением (затруднением).
Слуховое восприятие – это многоуровневая структура мыслительной деятельности. Она обладает сложными аналитико-семантическими механизмами обработки поступающего извне сигнала по разным уровням: акустическому, семантико-языковому, смысловому. И только речевая деятельность способна научить вашего ребенка слушать и говорить, а значит, и мыслить разумно и вдумчиво.
Про вдумчивость хотела бы отметить, что современная жизнь отнимает навык замедленного обучения, спокойного и неторопливого, все спешат отдать детей на курсы так называемого раннего развития: раннее изучение, ранний сад, ранняя школа, программа «класс за два», экстерны. Зачем? Куда мы все бежим? Все детские журналы, мультфильмы, современные постановки лишь усугубляют поверхностное восприятие информации: от одного понятия до другого, наскоками; тут кусочек послушали, там, и создается иллюзия знания, но отнюдь не понимания, а именно оно лежит в основе формирования критического мышления, столь высоко оцененного сегодня, как необходимый навык XXI века.
Первый образец общения ребенок получает в семье: то, как общаются родители друг с другом, пока он маленький, а потом как общаются родители с ребенком. Если в годик у малыша уже перед носом гаджет, не удивляйтесь, что проблемы с мышлением и речью обязательно возникнут, ваш ребенок, возможно, будет испытывать проблемы с говорением и речью. Если родители кричат и оскорбляют друг друга при малыше, это также негативно сказывается на психике ребенка и может привезти к торможению развития. Ученые из РЭУ им. Г.В. Плеханова на основе всероссийского опроса выявили, что лишь четверть родителей (26 %) общаются со своими детьми столько, сколько считают нужным. Около половины (41 %) заявили, что хотели бы проводить с детьми больше времени. Также выяснилось, что 41 % мам и пап так заняты на работе, что на детей уже не остается времени и сил. Для 43 % подростков очень важно, чтобы родители их понимали, для 35 % – чтобы поддерживали в трудную минуту, для 31 % – чтобы обсуждали интересующие проблемы. А американское исследование этого же вопроса показало, что более 70 % родителей считают, что некачественно общаются со своими детьми.
Получается, что найти время и тему для разговора – сложно. Я и сама сталкивалась с этой проблемой, но важно не количество времени, которое вы проводите, беседуя с малышом, а качество вашего общения. Если у меня есть пятнадцать минут до школы, чтобы провести их вместе с детьми, я проведу это время, не отвлекаясь на гаджеты и вопросы про школу, а предложу обсудить фильм, музыку, небо, осень, любимое блюдо или новую главу из Гарри Поттера. Пятнадцать минут качественного разговора намного эффективнее, чем час пребывания в разговоре безучастно, то есть физически вы как бы здесь, рядом, но мыслями далеко, хуже всего, если в это время вы увлеченно смотрите в телефон или телевизор, добавляя: «Говори, говори, я слушаю». Дети не глупые и все прекрасно понимают. Общаться, разговаривать с ребенком нужно как можно раньше, а также исключить гаджеты, учить слушать и выражать свое мнение – таким образом формируется словарный запас, появляются первые навыки диалога, понимания, критического мышления.
Сразу же бежать и разговаривать не торопитесь, потому что важно понимать, что ребенок сможет вступить в диалог, когда ему захочется, и он будет чувствовать себя хорошо: не будет расстроенным, голодным или уставшим. Разговор может стать превентивной мерой психических расстройств, как утверждает Департамент здравоохранения США, где психическому здоровью уделяют много времени (Department of Health and Human Services). Рекомендуется разговаривать с ребенком, когда сам родитель находится в адекватном состоянии. Сколько можно наломать дров, если родитель разозлен из-за рабочих вопросов, или раздражен, или устал, или не выспался. Ребенок порой, попадая под горячую руку, становится жертвой психологического насилия, унижения. Разговор с ребенком обязательно должен быть качественным, в нужное время и при условии адекватного поведения и хорошего самочувствия всех участников разговора!