Введение

Вы полагаете, что ребенок может научиться разговаривать сам по себе? Нет. Если с ребенком не разговаривать, то и говорить он не будет. (Вспомним «Таинственный остров» Ж. Верна, где главный герой, оставшись без человеческого общения, потерял навык и говорить, и думать, как человек.)

У ребенка должен быть источник речи, он должен слышать обращения к нему, живую речь вокруг него, поэтому зачастую ранняя речь ребенка во многом зависит от вовлеченности родителя или родителей, окружения в общение с ребенком. (Хочется отметить: не просто фоновое общение, а обращение к крохе, вопросы, комментарии, диалог. Он отвечает по-своему, но отвечает – значит участвует в акте коммуникации.)

Что такое язык? В первую очередь это средство общения, это система знаков, это вторая сигнальная система, которой обладают только люди, язык – необходимое условие существования человеческого общества. Язык выполняет важнейшие функции, такие как номинативная («называет» вещи и явления), коммуникативная (язык используется для общения), когнитивная, или гносеологическая (познавательная), аккумулятивная («накопительная», язык накапливает и хранит информацию) и экспрессивная функция (с помощью языка выражается эмоциональное состояние говорящего). И именно язык со всеми его функциями является важнейшим компонентом речевой деятельности. Более того, речь – это индивидуальная языковая комбинация, каждый раз новое употребление языка в различных ситуациях и с разным назначением. Речевой акт всегда включает в себя и говорение, и слушание, то есть двустороннее взаимодействие.

Таким образом, и язык, и речь являются неотъемлемыми элементами развития человека, его участия в жизни общества.

В современном мире мы наблюдаем тенденцию к вымиранию некоторых языков, изменению общения (увеличивается общение виртуальное, а живое общение утрачивает свое значение), из речи исчезают слова, а как следствие, понятия, которые эти слова обозначали (например, «доблесть», «благородство»), в связи с глобализацией многие языки по всему миру страдают от засилия англицизмов, идет тенденция к упрощению, лояльности к ошибкам (грамматическим, синтаксическим, смысловым), сленг и жаргон становятся нормой общения, снижается личный словарный запас человека, что отражается и в литературе, и в кинопроизводстве, и на телевидении.

Очень интересна последняя функция языка – экспрессивная. Она задействует зачастую различные языковые средства, например метафоры. И именно они, по мнению ученых Дж. Лакоффа, М. Джонсона, активно используются в формировании картины мира и наших чувств. Когда вам плохо или трудно, вы прибегаете именно к метафорам, например говорите: «Я в долговой яме», «Я загнанный зверь». Метафор, которые используются в более позитивном аспекте описания своей жизни и чувств, гораздо меньше. (Редко можно услышать, чтобы человек говорил о себе: «Я – царь Мидас» или «У меня глаз-алмаз»). Метафоры часто используются в речи человека именно для описания трудного, бедственного, сложного состояния и во многом определяют картину мира. Также мы активно используем эпитеты, которые придают выразительность нашим словам («неприступная женщина», «холодное сердце», «золотые руки»). Художественные средства в нашем языке отвечают не только за эмоциональный фон, но и зачастую показывают наше отношение к миру, себе и людям. Использование художественных средств в речи в том числе свидетельствует и о словарном запасе говорящего.

Наша речь имеет огромное значение, такого количества речевого воздействия (интернет, СМИ) не было никогда. Речь воздействует таким образом, что активизируется процесс внушения и подражания. Процесс подражания особенно заметен на примере «мама – ребенок», потом «друзья – подростки». То есть сначала ребенок копирует речь и речевое поведение мамы, а потом, в подростковом возрасте, зачастую речь и речевое поведение круга друзей. Сегодня процесс речевого внушения и подражания охватывает миллионы людей во всем мире, потому что появились так называемые инфлюенсеры и блогеры, которые для многих становятся речевыми моделями, и не всегда эта модель грамотная.

Слова и речь воздействуют многоканально: не только в семье, в интернете, в школе, в университете, но и в магазинах, на улицах, в политике. Слова и речь лидеров мнений могут внушить страх или, наоборот, воодушевить. Система знаков, одежда – это тоже так и или иначе невербальный язык общения.

Имея низкое качество языка в обществе, сможем ли мы создать уникальную и прогрессивную культуру? Смогут ли наши дети быть частью такой прогрессивной культуры? Прогрессивной по мышлению? А мы знаем, что наука и искусство, как говорил В. фон Гумбольдт, известный ученый и лингвист, имеют единственную цель: прогрессивное саморазвитие человека.

Развивая языковые навыки и грамотную речь, мы развиваем собственное мышление и мышление наших детей, мы учим их говорить и мыслить согласно обширным возможностям, которыми обладает их мозг. Посмотрите на современный уровень владения языком. Послушайте, как люди разговаривают друг с другом, что мы читаем в социальных сетях, а потом посмотрите вокруг – и вы найдете явную взаимосвязь языка и окружающего мира: чем богаче и грамотнее язык и мышление общества, тем гармоничнее мир вокруг.

Язык и речь пронизывают всю нашу жизнь, все наше естество, участвуют в важнейших процессах становления человека, а начинается все непременно с семьи. Об этом, о языковом воспитании в семье, и пойдет разговор дальше.

Загрузка...