У писательства несколько истоков.
Исток 1: Детство.
В детстве мы все фантазёры и выдумщики. Кому-то нравилось сочинять сказки, а кому-то делать себя героем выдуманных историй. Но однажды над ребёнком или посмеялись, или снисходительно заметили: мол, не выйдет из тебя Толстого. Или отругали за враньё. Или же его увлекли иные направления – наука, спорт. И выдумки забылись.
А потом – взрослость, другие проблемы и дела… и интересная книга. Или фильм (сериал). Или познавательное путешествие. Или зацепившая песня. Или иллюстрации. И что-то внутри зазудело, вспомнились истории из детства – и пошло-поехало. Сначала сказкой на ночь, потом время в очереди или за мытьём посуды скоротать, а потом… Интересно получается – записать, что ли?.. Почему нет?
Исток 2: Книги.
Каждый писатель – это зачитавшийся читатель. (с)
Думается, многие вспомнят, как сердились на писателя из-за смерти героя, слитого финала, отсутствие своей сюжетной линии у полюбившегося персонажа или очень долгого ожидания продолжения. Именно такие моменты вкупе с огромным количеством прочитанных книг будят в читателе писателя.
Сначала он выдумывает (только для себя) альтернативную сюжетную линию, в которой герой не умрёт, у героини сложатся отношения не с этим парнем, а вон с тем (потому что он больше нравится), у любимого персонажа будет такая-то судьба, а продолжится эпопея следующим образом. И одним так нравится результат, что они пишут фанфики. А другие не пишут, но, завершив мысленную «альтернативку», остановиться уже не могут – процесс запущен. Только теперь на смену чужим идеям приходят свои.
Сюда же: человек начитался фантастики или детективов и понял, что тоже хочет об этом писать. О космических кораблях. Об эльфах. Или о своём Пуаро или Бонде. Хочет – и всё тут. Нравится ему это – придумывать, рассказывать, обсуждать историю вместе с единомышленниками. Почему нет?
Исток 3: Подсознание.
Мы усваиваем огромное количество информации из различных источников, и она никуда не исчезает даже в случае «прочитал – забыл». Информация копится, перерабатывается, а потом стреляет удивительными и внезапными идеями. Они приходят яркими снами и неожиданными ассоциациями, раскрываются… и порой мешают жить. Начинаешь обдумывать сцену по дороге на работу, а после не можешь сосредоточиться на деле – из-за череды ярких образов или юморных диалогов героев. Идея становится самостоятельной и раскручивается независимо от тебя.
Никогда не поймёшь, что и когда выдаст подсознание. Иногда оно выбрасывает идеи редко и точечно, а иногда так и сыплет захватывающими сюжетами. А когда их становится слишком много, человек сдаётся и пишет. Почему нет?
Исток 4: Увлечение.
Например, увлечение компьютерными играми (сложные игры имеют своих героев и персонажей, сюжет, события, конфликты, интриги и, конечно, путь героя). Многие современные жанровые романы появились благодаря тому, что их авторы увлекались или конкретной игрой, или играми вообще. Жанры литРПГ и реалРПГ, кстати, тоже.
Или увлечение путешествиями. Спортом. Квестами. Любительской археологией. Историей Средневековья. Историческими реконструкциями. Стрельбой. Психологией.
Любое увлечение, прорастая в нас, переплетается с опытом, набирает «массу» и прорывается наружу – заметками в блогах, статьями, рассказами, а потом и книгами. Почему нет?
Исток 5: Жизнь.
Сюда относятся не только автобиографии или нон-фикшен. Да, чаще всего на писательство толкает определённый опыт – отрицательный (пережитое насилие, крах бизнеса, выживание в сложных условиях и пр.), положительный (профессиональный успех, интересное открытие, познавательное приключение и пр.). Опыта скапливается столько, что он рвётся наружу – лечением старых травм, проработкой прошлого, желанием помочь людям. И появляются книги.
А иногда у человека такая насыщенная жизнь – из встреч и разлук, взлётов и падений, расследования преступлений или работы с людьми, – что хоть роман пиши. И он пишет. Почему нет?
И действительно, почему бы и нет? Совсем необязательно становиться профессиональным писателем, выдавать по пять книг в год и заниматься бесконечным продвижением ради хороших продаж. Иногда писательство может быть просто хорошим увлечением – как это было у меня.
У моего писательства несколько истоков – это и детские выдумки, и огромное количество прочитанных книг, и подсознание. А как профессию или источник дохода я писательство не воспринимала. Просто сочиняла историю за историей, а когда выдумкам в моей голове становилось тесно и они мешали жить (реально мешали: сначала под сказку засыпаешь, а потом она обрастает такими подробностями, что не уснуть, а утром надо вставать на работу), я их записывала.
И я до сих пор, хотя давно являюсь коммерческим автором, воспринимаю писательство в первую очередь как увлечение. И немного как терапию. И искренне считаю, что всем, кто хочет писать, надо писать. Потому что книги читают гораздо быстрее, чем мы их пишем. Это интересно и полезно. И к тому же не требует инструментария и больших вложений.
Почему важно знать об истоках? Если вы хотите писать, но не решаетесь, если почти решились, но чего-то не хватает, если уже пишете, но часто стопоритесь, загляните в себя. Найдите источник. И питайте, пока идея не разрастётся так, что вы не сможете от неё отказаться. Увлечение – значит, увлечение. Книги – значит, книги. Или что-нибудь новенькое – истоков может быть несколько.
Иногда достаточно сменить жанр, игру, хобби или вместо привычных пеших походов отправиться в конный или на сплав, чтобы найти недостающее – и наконец-то взяться за книгу. И пусть для начала писательство станет ещё одним замечательным увлечением.
Дополнение:
Кто-то с парашютом прыгает, а вы напишите роман. И ещё один. И ещё. Преодолейте себя. Свою неуверенность, свою лень и прочие излишки нехорошие. Соберитесь и одолейте. Просто чтобы сделать – чтобы внутренне измениться, чтобы стать более дисциплинированным, уверенным, раскованным, интересным. И авантюрным. Каждый роман – это же такая авантюра…
И если вам не хватает в жизни капли риска, сказки или драмы – напишите об этом. Окунитесь в собственную авантюру. Рискните. И выиграйте – обновлённого себя. Да, ни больше ни меньше.