Крещение Руси

В 988 году Киевская Русь была могучим государством. Позади остались годы становления, попытки князя Игоря продолжить дело Олега в Византии, усмирение Ольгой древлянского союза племен и походы против врагов «древнерусского спартанца» Святослава. На княжеский престол в Киеве взошел Владимир, сын Святослава, позже прозванный Великим. Пришло время установления христианства на подвластных Киеву землях.

Владимир оставил после себя славу реформатора, и введение христианства – далеко не единственная его реформа. Однако вряд ли стоит отрицать, что именно это его начинание имело наиболее весомые последствия для Киевской Руси. А предшествовали крещению следующие события.

В 980 году князь предпринял попытку реформирования языческих верований. Об этом сообщает «Повесть временных лет»:

«…И поставил кумиры на холме, позади двора теремного: Перуна деревянного, – а голова его серебряная, а ус – золотой, и Хорса, и Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами…»

Впрочем, имеет право на жизнь и другая версия событий, которая появилась в начале ХХ столетия. Согласно ей, Владимир не обустраивал капищ, но зато утвердил культ единого бога Перуна. В любом случае довольно скоро стало ясно, что реформа не способствует становлению государства, развитию культуры и письменности. А самое главное – связям с европейскими странами, которые в то время в большинстве своем были христианскими. На фоне подобного положения вещей у Владимира появилась идея крещения Руси. Случай представился в 987 году, когда византийский император Василий попросил у Киева помощи в междоусобной борьбе с земельными магнатами. Владимир согласился, но поставил условием своего участия в кампании брак с сестрой императора Анной. Византийский правитель выдвинул встречное требование – крещение Владимира и утверждение христианства в качестве официальной религии Киевской Руси.


Крещение Ольги в Царьграде. Миниатюра из Радзивилловской летописи


Дальнейшие события развивались стремительно. В конце 987 года Владимир отправил в распоряжение императора отряд в 6000 варягов. Сразу после победы над противником император решил нарушить договор и отказать князю в браке с сестрой. Следствием для него стал рейд Владимира в Крым и осада Корсуня (Севастополь) – города, который играл в экономике Византийской империи значительную роль. После того как город пал, Василий снарядил флот, с которым в Корсунь отправилась Анна. Сразу же по ее прибытии состоялось крещение Владимира и последующее бракосочетание, после чего князь отправился в Киев выполнять остальные свои обещания.

«…И когда прибыл, повелел сбросить кумиров – одних порубить, а других огню предать. Перуна же повелел привязать к хвосту коня и волочить с Горы по Боричеву на Ручай, и двенадцать человек приставил бить палками… Потом же Владимир послал гонцов своих по всему городу, говоря: “Если не появится кто завтра на реке – богатый, или бедный, или нищий, или раб, – то мне тот противником будет…”»

Такими словами описывает крещение Руси «Повесть временных лет». Остается добавить, что князь Владимир между 1240 и 1311 годами был канонизирован Католической и Православной церквями в качестве равноапостольного святого.


В. Васнецов. Крещение князя Владимира. Владимирский собор, Киев

Загрузка...