Однажды к Киру пришла женщина и попросила взять сына в отряд.
– Зачем тебе это нужно? – спросил ее Кир.
– У меня один сын, мужа убили, сама я больна, чувствую, скоро умру. О тебе идет хорошая слава, Кир. Приюти его, он будет тебе как сын.
– Ты хочешь, чтобы я уберег его от войны? – темпераментно воскликнул Кир, – А кто же тогда будет защищать нашу землю? Я один? Очень сложно управлять отарой, когда она огромна, если всего один пастух. Где твой сын, женщина?
– Он ждет на улице.
Они вышли из дома. Во дворе стоял худенький, как стебелек, мальчик лет тринадцати и играл с лохматым псом телохранителя Омара. Киру стало жаль эту женщину, и он подумал, что самое лучшее, что он может для нее сделать, – это обнадежить ее и дать немного денег.
– Уходи, женщина, – сказал Кир, протягивая ей двадцать кувейтских динаров. – Ты выздоровеешь, все у тебя будет хорошо.
Она повиновалась. Он долго смотрел им вслед, покуда женщина в черном и худенький мальчик не скрылись за поворотом. Пес Омара бежал за мальчиком, словно провожая нового друга.
– Это же надо, – подумал Кир. – Такой злобный пес, а мальчика полюбил сразу, наверное, у этого ребенка чистое сердце. Звери намного чувствительнее людей, их не обманешь.
– Слава Аллаху, – произнес Кир и, воздев руки к небесам, прочитал краткую молитву о спасении ребенка. За ежедневными заботами Кир забыл о мальчике и его матери, но примерно через полгода к нему пришел сам мальчик, но на этот раз уже без сопровождения матери.
Пес сразу признал его, радостно залаял. Мальчик попросил Омара о встрече с Киром, и Омар пригласил его войти в дом. Кир сидел у стола, заваленного военными картами.
Увидев ребенка, он сразу все понял.
– Дай мне автомат, – первое, что сказал мальчик. – Я буду хорошим солдатам. Я обещаю тебе.
Кир видел, что ребенок вот-вот готов расплакаться.
– Дай мне автомат, прошу тебя, – в голосе его уже слышны были слезы.
Кир по-отцовски обнял его за плечи:
– Ответь мне на такой вопрос. Откуда нам известно о древних героях нашей земли, да и вообще о героях и о том, что было много веков назад?
– От людей, – уверенно ответил мальчик.
– Правильно. А от каких людей?
– Которые тогда жили.
– Верно. А еще откуда?
– Из телевизора.
Кир улыбнулся:
– Скорее, из книг. – А тот, кто эти книги писал, думаешь, бегал с автоматом?
– Не знаю, – искренне ответил мальчик. – Наверное, нет.
– А теперь ответь на такой вопрос, – взял его за плечи Кир. – Если все будут стрелять, то кто же потом расскажет правду? Тебе надо в первую очередь учиться, а не брать в руки автомат.
Прошло несколько месяцев, как Рахим жил в отряде. Для него была отведена отдельная комната в доме Кира. Кир очень привязался к ребенку. Это его и радовало, и огорчало одновременно, так как он стал уязвим. Если тебе есть, кем дорожить, то это бесспорный подарок для тех, кто хотел бы воспользоваться твоей слабостью.
Однажды Рахим пришел к Киру:
– У меня сегодня день рождения. Мне исполнилось четырнадцать лет.
– В таком случае я хочу сделать тебе подарок.
Кир достал из ящика стола кожаный планшет на тонком ремешке.
– Я знаю, что это, – оживился мальчик. – Мне Омар говорил, это твой талисман, но почему ты отдаешь его мне? Тебе разве не жалко?
Раскрыв полевую сумку из коричневой кожи, Рахим обрадовался:
– Ого, здесь есть даже специальное место для карандашей.
– Ну, тогда возьми, туда положишь, – Кир достал из стаканчика красный «Фабер-Кастель»2*.
– Кир, смотри, здесь какие-то буквы? – мальчик разглядывал сумку со всех сторон.
Кир хорошо знал перевод русских надписей, сделанных чернильным карандашом на внутренней стороне сумки: «23 июня 1941 года, Брест. Если останусь жив, то…» – а затем скорописью было добавлено: «Начался бой». Вторая надпись была датирована: «8 мая 1945 года. Берлин. Мы победили».
Кир задумался:
– Только береги эту вещь, она мне дорога, как память о моем друге.
– А где твой друг? Его что, убили? – равнодушно, как будто говорил о чем-то обыденном, спросил Рахим.
Кир, видевший смерть не один раз, был шокирован тем, как этот ребенок говорит о смерти. В его голосе не было ни горечи, ни жалости, ни сострадания к погибшему, пусть даже незнакомому человеку. Дети войны перестают чувствовать разницу между жизнью и смертью, но разве они виноваты в этом? Это трагедия поколения, рожденного войной.