Существует множество классификаций методов эстетического воспитания, в том числе – предложенная советским ученым, теоретиком дошкольного музыкального образования, доктором педагогических наук Н.А. Ветлугиной:
Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире. Данный метод предполагает, что произведения искусства должны отличаться высокой художественностью, при этом должно быть важно не только точное воспроизведение произведения, но и эмоционально-образное его исполнение.
Метод убеждения дает возможность развивать у дошкольников эстетическое восприятие, элементы художественного вкуса. Особенность данного метода заключается в том, что использовать его можно лишь тогда, когда воспринимаемое явление прекрасно.
Метод приучения, упражнения в практических действиях предполагает, чтобы ребенок проявлял желание украсить, улучшить окружающее, т. е. посильно преобразовать его и порадовать этим людей, окружающих его.
Метод поисковых ситуаций, побуждений детей к творческим проявлениям, использование которого предполагает, что воспитатель предлагает детям на практике проявить свои творческие способности, создать что-то качественно новое – что-либо нарисовать, самостоятельно сочинить рассказ или стихотворение и т.д.
Эстетическое воспитание может быть организовано по разным формам:
по принципу управления деятельностью – под прямым и косвенным руководством воспитателя;
по количеству детей – фронтальная, подгруппами, индивидуальная;
по видам деятельности – занятия, театрализованные игры, экскурсии, проведение праздников и т.д.
Способность эмоционально отзываться на прекрасное делают человека более богатой и глубокой личностью, а поведение, основанное на понимании красоты этических норм и правил, является более устойчивым. Воспитание эстетических чувств тесно связано с формированием духовного облика человека и , в первую очередь, правильных эстетических убеждений, взглядов и вкусов. Эстетическое воспитание имеет огромное влияние на всестороннее развитие ребенка. Основы эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы. Поэтому необходимо стараться создавать атмосферу, которая будет способствовать стремительному развитию у ребенка эстетических чувств, взглядов, идеалов и установок.