Сущность понятий «эстетика» и «эстетическое воспитание»

Каждому человеку, неважно в какой возрастной категории и социальном положении он находится, требуется всестороннее и многогранное развитие его личности. И именно работа над эстетическим чувством и воспитание умения увидеть красоту в любом жизненном


объекте или произведении занимает в процессе многогранного развития личности далеко не последнее место, а одно из главенствующих.

Для наиболее глубинного и полного понимания вопроса об эстетике и эстетическом воспитании обратимся к конкретным понятиям и рассмотрим их с точки зрения философии и психологии.

По мнению советского и российского философа, историка эстетики, доктора философских наук В.В. Бычкова эстетика основывается на материальных и духовных ощущениях и переживаниях человека, в процессе которых формируется высшая форма бытия и осознанное отношение человека к бытию.

Советский и российский религиовед и философ А.А. Радугин рассматривает эстетику как науку, основанную на законах эстетического художественного созерцания личностью окружающего мира.

Термин «эстетика» используется во многих отраслях, что говорит о всесторонности, универсальности этого понятия, о многогранности исторического пути развития, на протяжении которого рождались самые разнообразные его смыслы. Несмотря на различия в трактовке данного понятия, оно обозначает единый принцип, который обобщает чувственно – выразительное качество как произведений искусства, так и привычных предметов быта, окружающих нас на постоянной основе, природных процессов и явлений природы.

Можно по-разному трактовать и понимать такой термин, как «эстетика», но неоспоримым остается тот факт, что он является неотъемлемой частью воспитательного процесса.

Что касается понятия эстетического воспитания, то в самом широком смысле оно представляет собой формирование восприимчивости человека к искусству и прекрасному, существующему в творении человека и в природе. Искусство воспринимается при этом как уже нечто созданное, существующее и осознаваемое в его данности.

Ключевым моментом в определении понятия «эстетическое воспитание» является способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его.

Анализируя определения понятия «эстетическое воспитание» различных педагогов, можно выделить общие для всех аспекты: во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в жизни и в искусстве. В-третьих, задачей эстетического воспитания является формирование эстетических вкусов и идеалов личности. В-четвертых, эстетическое воспитание предполагает развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы – это приобретение теоретических знаний и формирования практических навыков, первая из которых решает проблемы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая способствует активному включению в практическую деятельность.

Результатом процесса эстетического воспитания является эстетическая воспитанность, которая может рассматриваться как качественный показатель эстетического воспитания обучающегося, и которая является важнейшей составляющей его духовной культуры. Это приводит к гармонии всех духовных способностей человека, необходимых в творчестве, оно в свою очередь тесно связано с нравственным воспитанием.

Таким образом, эстетическое воспитание способствует развитию интеллектуальной ориентации, помимо обогащения знаний в различных областях искусства и умения ориентироваться в мире творчества, уметь анализировать его, эстетическое воспитание побуждает обучающегося к самостоятельному творчеству. Человек с широким взглядом на мир, способный увидеть красоту в любом явлении, предмете, действии, окружающих его, наделен способностью совершать открытия, создавать что-то новое, ранее не существовавшее как на уровне личностного роста и развития, так и на уровне мировой культуры.

Загрузка...