Предисловие

Много лет назад одна женщина, с которой мы немного соперничали, сказала мне: «Ты не тем занята. Твое дело – маркетинговые исследования».

К несчастью для меня, она была моей клиенткой, закупавшей рекламные товары для Relay For Life («Эстафета ради жизни») – организованного Американским онкологическим обществом фандрайзингового мероприятия, возможно, самого большого и успешного из всех, когда-либо проводившихся некоммерческими организациями.

Моя компания продавала такие товары. Ну, сами понимаете: всякий мерч, сувенирку, а если выражаться официально – рекламные товары.

В то время задачей человека, закупавшего сувениры Relay, было всучить вещи с логотипом Relay как можно большему числу людей, занимающихся спортивной ходьбой, на максимальном количестве дорожек – и сделать это как можно дешевле.

Моя клиентка Линда Берджетт была права. Я в тот момент пыталась продавать то, что люди еще не начали покупать. Идею. Какой же занозой в заднице я тогда была. Я все время старалась понять, зачем НКО используют эти сувениры и как их использование влияет на потенциальную аудиторию. Между тем задачей менеджера по закупкам было приобрести самый лучший мерч за самую низкую цену, а вовсе не пытаться понять поведение людей.

Тем не менее, когда я смотрела на статистику, связанную с использованием рекламных товаров, концы не сходились с концами. Чем больше фандрайзеры получали от моей компании товаров все более высокого качества, тем менее оптимистичным был результат. Иногда казалось, что закупка отличных сувениров приводила к негативным последствиям, например к росту затрат без увеличения суммы собранных денег или к большей текучести среди волонтеров-фандрайзеров. Я понимала, что у меня на глазах происходило что-то важное, но, как и многим другим людям, которых осенила потенциально прекрасная идея, мне не хватало деловой хватки и личного опыта, чтобы по-настоящему осмыслить увиденное.

Но все треволнения, пережитые мной за время работы с Relay, с лихвой искупались тем, чему я научилась. Как постоянный поставщик, я имела возможность с начала 1990-х и до 2000-х годов наблюдать вблизи бурное развитие Relay For Life – и благодаря этому стала намного лучше понимать мир волонтерского фандрайзинга.

В течение многих лет я собирала информацию и вырабатывала собственное мнение относительно Relay и других своих клиентов, а ведь это и называется маркетинговыми исследованиями. Анализируя полученные данные, я постепенно начала понимать, каким образом ведут себя люди. Но мне по-прежнему чего-то не хватало. Если делать выводы о будущем поведении людей, основываясь исключительно на том, каким образом они себя вели до сегодняшнего дня, можно совершить много ошибок, причем очень дорогостоящих. Мои обоснованные предположения были недостаточно обоснованными.

В личной жизни у меня произошли изменения. В 2005 году мой брак распался после 17 лет совместной жизни. Что же касается бизнеса, я приобрела офис стоимостью миллион долларов, чтобы разместить там свою компанию Turnkey Promotions. Сделка была заключена в ноябре 2008 года, как раз в самом начале Великой рецессии. Компания выжила только благодаря Господу Богу, ну и, откровенно говоря, большому контракту с Relay For Life.

Мы в Turnkey стали вкладывать все больше денег в аналитику, создав целую систему, в центре которой находились программы поощрения, что, по сути, дало нам возможность готовить отдельное исследование для каждого из наших клиентов. Мы могли видеть, сколько они тратили на мерч и сколько собирали пожертвований. Чем больше у нас скапливалось данных, тем лучше получалось предсказывать как результаты будущих мероприятий, так и поведение занятых в них волонтеров. Мы все меньше занимались продажей сувениров и все больше погружались в аналитику, прогнозирование и глубокие маркетинговые исследования, связанные с фандрайзингом для НКО. Но все равно чего-то тут не хватало.

В сентябре 2013-го я разорвала отношения, длившиеся уже несколько лет, услышав, как мой партнер представляет себе наше будущее: «Я хочу переехать в твой район. Я куплю дом рядом с твоим и буду всегда там жить. Мы будем вместе – что-то вроде того». Стоило мне представить себе эту жизнь, даже без глубокого маркетингового исследования я сообразила, что в ней будет чего-то не хватать. Я схватываю такие вещи на лету (это сарказм). У нас произошел очень короткий «обмен идеями».

Как можно догадаться, мой следующий рабочий день был не самым продуктивным, а я сама была не очень похожа на человека.

Мои сотрудники отреагировали мгновенно. Вскоре под мою дверь просунули открытку с женщиной, державшей в каждой руке по лимону. Раскрыв открытку, я увидела ту же женщину, засовывавшую лимоны в лифчик. Моя сотрудница написала примерно так: «Время готовить лимонад! Давай сыграем в интернет-знакомства?» Я согласилась.

Мы помогли друг дружке заполнить анкеты на сайте Match.com, а потом время от времени проклинали мужской пол, грозили небесам кулаками и перекрикивались из своих кабинетов: «Ты только глянь вот на этого!» Прекрасно провели время, но мало с кем познакомились. Мы обе вообще боялись заговаривать с людьми.

Но вот прошло две недели, и возник этот парень. Он написал мне сам. Как выяснилось, он умел писать, и хорошо писать. Он был забавным. Он творчески, я бы даже сказала, блистательно обращался с пунктуацией. Я заинтересовалась и вступила в онлайн-диалог, а потом мы поговорили по телефону. Он производил впечатление забавного, умного и творческого человека даже по телефону! Мы договорились о встрече. Он заехал за мной в офис. Он оказался большим. Очень, ОЧЕНЬ БОЛЬШИМ! Ростом под два десять – он наклонился, чтобы пройти в дверь! А еще он был очень, очень милым. Я уже знала, что он изучал психологию и работал в образовательной отрасли.

Мы отправились в ресторан. (Я была в линзах, чтобы не надевать свои «очки библиотекарши», совсем забыв, что из-за этого не смогу разобрать меню.) Он спросил у меня, кто я по профессии.

«Я работаю с организациями, занимающимися волонтерским фандрайзингом», – ответила я, решив не упоминать о сувенирке. После того как я объяснила, что такое волонтерский фандрайзинг, он спросил: «А ты понимаешь, почему эта схема так хорошо работает?»

Сам он утверждает, что после этого долго и занудно разглагольствовал о том, почему волонтерский фандрайзинг так эффективен с психологической точки зрения, но я помню только свое восхищение от его красивого голоса.

Придя в себя, я сообразила, что он говорил мне ровно о том, чего не хватало нам в Turnkey: о поведении потребителей, об их психологии. Он заполнял те лакуны, которые оставались у меня, несмотря на все мои знания в этой области и все те годы, что я занималась аналитикой: он объяснял, почему люди поступают так, а не иначе. У меня наконец появилась теоретическая база для интерпретации всей собранной за многие годы информации.

В сентябре 2015-го, спустя два года, почти полностью посвященных разговорам о том, почему люди поступают так, а не иначе, мы с Отисом Фултоном поженились. Мы и сегодня продолжаем обсуждать и изучать эту тему, иногда дни напролет. Создав семью уже немолодыми, мы должны сообща наверстывать упущенное время. Нам еще так много предстоит узнать.

Об этой книге

Эта книга написана от моего имени и основана на опыте, приобретенном мною за 27 лет работы с НКО. Отис же непрерывно (как и в нашей совместной жизни) добавляет мнение психолога, объясняя, каким образом эти организации могут добиться, чтобы их помощники работали эффективнее. А под эффективностью мы понимаем умение собрать как можно больше денег.

Начав искать информацию для книги, я быстро поняла, что и сами факты, и моя интерпретация могут вызвать у некоторых раздражение. Так, например, существуют очень разные мнения о том, кто первым по-настоящему занялся сбором пожертвований по методу p2p (peer-to-peer, «от равного к равным»). Нет единства и по поводу того, кто придумал проводить Relay For Life Американского онкологического общества, – скажем, один потенциальный издатель этой книги выразил решительное несогласие с моей версией.

Кроме того, информация хороша ровно настолько, насколько достоверен ее источник и точна ее обработка, а это в большинстве случаев мне не удалось проверить с той степенью надежности, которую я считала бы необходимой. Достаточно сказать, что стремление к совершенству не встало тут на пути прогресса, иначе эта книга никогда не была бы опубликована. В любом случае имейте в виду, что мои намерения были самыми добрыми и что я приложила для их реализации огромные усилия.

Мы составили список использованных в книге материалов, но решили не давать конкретные ссылки в сносках. Это не научное исследование, а сноски затрудняют восприятие.

Приятного чтения!

Катрина Ванхасс (и Отис Фултон)

Ричмонд, Вирджиния

Загрузка...