Россия, словно спящая царевна из сказки Александра Пушкина, не вдруг, не чудом, но начинает выходить из своих страшных снов и приискивать ту опору – физическую и духовную, – которая верно спасала её народы ещё во времена Древней Руси – это соборность. Та соборность, когда государство начинает понимать своё социальное предназначение, направленное на народосбережение. Физическое и духовное.
Духовная русская соборность ярко проявляет себя в сегодняшней практике особенного духовного пения: в знаменном распеве, где голоса поющих молитву сливаются в унисон, в монолит единоголосия, в разумное соборное единомыслие.
Автор поэтического произведения «Знаменный распев», Елена Крюкова (профессиональный писатель и музыкант, имеющий многолетнюю практику церковного пения), просветлённая и вдохновлённая идеей духовного объединения людей, возможностью опоры их на древние, но живые традиции, способные воспринять новизну современной жизни с её болезненными вопросами, создала – в искусстве слова – современную версию знаменного распева.
В книге «Знаменный распев» – в этом поэтическом молитвослове активно участвуют вне временных рамок десятки голосов из разных эпох и народов, поющих в унисон с одной мыслью – о продолжении Рода, продолжении достойной жизни на земле.
Это и мать, несущая своё дитя навстречу жизни:
…И вот бреду, и к сердцу прижимаю
Все голода тиски, все дыбы канонад,
В виду иной вражды слепая и немая,
А надо всё вперёд, и никогда назад,
По улицам, где не вздохнуть от смога,
По лязганью всех войн, по ульям всех трущоб,
Шепча себе: не падай, о, ещё немного
Преодолей и пир, и трон, и гроб,
О, Мати, не рыдай Мене, во гробе сущу,
Так выстонет мне Сын тот выдох мощевой,
Иди по заберегу, мёрзлым тальникам, алмазным кущам,
Пусть лютый колотун дымком над головой…
Это и усталая баба с корзиной белья на быстрой реке:
…Иди иди хожалка живая в помощи жалкой
Жужжи снежная прялка бреди-бреди
Видишь там под горой баба стирает бельё —
Пусть тебя скрутят ветра посекут дожди
Иди ход это память и забытьё…
Это и молитвенное песнопение Богородице:
…Твои очи длинные сливы косят в меня
иными планетами
чудотворный образ Твой ярче победного знамени
плывёт кораблём
над всеми страстями смертями обетами
благая Утешительнице лишь Ты Богомати царская
в Мiре сём тонущем в войнах железных воющих
Ты горишь с иконы нагрудною птицей-цатою
Ты плывешь с иконы ледоходною волей-Волгою
токмо Ты Богомати сохраниши мя и покрыеши
и обнимеши мя будто я земля
вся кругла молочна травна серебряна…
И моление о Роде:
Мой род во мне рождается – Христос:
Пока жива, пока шепчу словами
Вас всех… вся изойду лучами слёз,
Раскатанная тестом между вами…
Это и счастье ощущения жизни, полёта над бездной безвременья:
…Я парю. Бесследное движенье.
Выдох, вдох. О счастье дышат крылья.
Не обмажешь грязью. Не обрежешь.
Не проколешь копьями-словами.
Я дышу, дышу всё тише, реже.
Зеркало в ночи горит крылами.
Но, коль подойдёшь, лицо придвинешь —
Отражу тебя я до испода
Вод Чермных, до вечного помина,
Вечевого ропота народа…
Это и заплачная песня от бессилия перед безрассудством войны:
…Война. Опять от тоски завою.
От дымной и злобной посмертной ласки.
От петли на шее – змеёй горячей.
Горн рубит ветер. Смеются сроки.
И только в зените стоят и плачут
Апостолы, мученики и пророки.
Не надо быть пророком, чтобы в самые тяжкие времена знать: тот, кто с Господом, видит главное:
…как он, глаза я закрываю – и
Пытаюсь зреть иные окоёмы…
Не вижу ничего опричь любви —
Ни во соборе, ни в Содоме.
Как все орут… свиваются в клубки
Змеиной злобы… языки раздвоены,
И жалят и кусают – от тоски:
Так от тоски вдруг вспыхивают войны.
Знать, что Второе Пришествие может произойти обыденно, без предупреждения:
…Смолкли железяки все. Смолкло всё стекло.
За столом притихшим Время потекло.
(…) И на пир явился, на безумный пир,
И за нас молился, за безумный Миръ…
(…) За терпенье боли да за соль земли,
И сидели, смертные, все мы как один,
За судьбу ответные, за пиры годин,
За кусок ржаного, рюмочку накрыть,
За имя святого, что всю жизнь носить,
Да в лицо глядели, счастливы, Ему,
Пока не истлели, не ушли во тьму,
Да шептали песнею на исходе дня:
«Завтра все воскреснете. Помните – Меня».
Знать, что есть и грехи неоплатные:
Света круг в дожде плывёт ладьёю горбится
Сам Господь стоит во круге света с Матушкой
С ясноокою Царицей Богородицей
Из окна в меня глядит глазами мальчика
Незабвенного блокадного замученного
Виселица – пропасть под ресницами
Души грешные – по шуйцу-Его-рученьку
Души верны – под пронзённою десницею…
Знать, что есть спрос за неразменный талант:
…Эти чудо-письмена, эта горе-взятка
Горсткой боли, ох, смешна, сыплется украдкой
Богу в тёплую ладонь, что избичевали…
Демества седой огонь, киноварь печали…
Знать, что есть спрос за жизнь земную, дарованную Господом:
…Вечный знаменный распев из горячих глоток —
На полмира тот посев, и восходит, кроток!..
(…) Я пою, пою, пою всеми голосами,
Я стою, опять стою под судьбы часами,
Мне до смерти это – петь мимо лжи и лести,
В сажу полночи глядеть, в россыпи созвездий,
В Бога Господа лицо, во лучах, во славе…
Боже, умирать легко, Ты лишь не остави.
Верую, что к этой общей молитве, к этому чудному вневременному языку русской музыки и поэзии присоединятся ещё многие и многие люди со словами благодарности автору за возвращаемую красоту, за исповедальную искренность и открытость.