Предисловие Александр ШУБИН (г. Озёрск Челябинской области)

"Знаменный распев" Елены Крюковой

Россия, словно спящая царевна из сказки Александра Пушкина, не вдруг, не чудом, но начинает выходить из своих страшных снов и приискивать ту опору – физическую и духовную, – которая верно спасала её народы ещё во времена Древней Руси – это соборность. Та соборность, когда государство начинает понимать своё социальное предназначение, направленное на народосбережение. Физическое и духовное.

Духовная русская соборность ярко проявляет себя в сегодняшней практике особенного духовного пения: в знаменном распеве, где голоса поющих молитву сливаются в унисон, в монолит единоголосия, в разумное соборное единомыслие.

Автор поэтического произведения «Знаменный распев», Елена Крюкова (профессиональный писатель и музыкант, имеющий многолетнюю практику церковного пения), просветлённая и вдохновлённая идеей духовного объединения людей, возможностью опоры их на древние, но живые традиции, способные воспринять новизну современной жизни с её болезненными вопросами, создала – в искусстве слова – современную версию знаменного распева.

В книге «Знаменный распев» – в этом поэтическом молитвослове активно участвуют вне временных рамок десятки голосов из разных эпох и народов, поющих в унисон с одной мыслью – о продолжении Рода, продолжении достойной жизни на земле.

Это и мать, несущая своё дитя навстречу жизни:

…И вот бреду, и к сердцу прижимаю

Все голода тиски, все дыбы канонад,

В виду иной вражды слепая и немая,

А надо всё вперёд, и никогда назад,

По улицам, где не вздохнуть от смога,

По лязганью всех войн, по ульям всех трущоб,

Шепча себе: не падай, о, ещё немного

Преодолей и пир, и трон, и гроб,

О, Мати, не рыдай Мене, во гробе сущу,

Так выстонет мне Сын тот выдох мощевой,

Иди по заберегу, мёрзлым тальникам, алмазным кущам,

Пусть лютый колотун дымком над головой…

Это и усталая баба с корзиной белья на быстрой реке:

…Иди иди хожалка живая в помощи жалкой

Жужжи снежная прялка бреди-бреди

Видишь там под горой баба стирает бельё —

Пусть тебя скрутят ветра посекут дожди

Иди ход это память и забытьё…

Это и молитвенное песнопение Богородице:

…Твои очи длинные сливы косят в меня

иными планетами

чудотворный образ Твой ярче победного знамени

плывёт кораблём

над всеми страстями смертями обетами

благая Утешительнице лишь Ты Богомати царская

в Мiре сём тонущем в войнах железных воющих

Ты горишь с иконы нагрудною птицей-цатою

Ты плывешь с иконы ледоходною волей-Волгою

токмо Ты Богомати сохраниши мя и покрыеши

и обнимеши мя будто я земля

вся кругла молочна травна серебряна…

И моление о Роде:

Мой род во мне рождается – Христос:

Пока жива, пока шепчу словами

Вас всех… вся изойду лучами слёз,

Раскатанная тестом между вами…

Это и счастье ощущения жизни, полёта над бездной безвременья:

…Я парю. Бесследное движенье.

Выдох, вдох. О счастье дышат крылья.

Не обмажешь грязью. Не обрежешь.

Не проколешь копьями-словами.

Я дышу, дышу всё тише, реже.

Зеркало в ночи горит крылами.

Но, коль подойдёшь, лицо придвинешь —

Отражу тебя я до испода

Вод Чермных, до вечного помина,

Вечевого ропота народа…

Это и заплачная песня от бессилия перед безрассудством войны:

…Война. Опять от тоски завою.

От дымной и злобной посмертной ласки.

От петли на шее – змеёй горячей.

Горн рубит ветер. Смеются сроки.

И только в зените стоят и плачут

Апостолы, мученики и пророки.

Не надо быть пророком, чтобы в самые тяжкие времена знать: тот, кто с Господом, видит главное:

…как он, глаза я закрываю – и

Пытаюсь зреть иные окоёмы…

Не вижу ничего опричь любви —

Ни во соборе, ни в Содоме.

Как все орут… свиваются в клубки

Змеиной злобы… языки раздвоены,

И жалят и кусают – от тоски:

Так от тоски вдруг вспыхивают войны.

Знать, что Второе Пришествие может произойти обыденно, без предупреждения:

…Смолкли железяки все. Смолкло всё стекло.

За столом притихшим Время потекло.

(…) И на пир явился, на безумный пир,

И за нас молился, за безумный Миръ…

(…) За терпенье боли да за соль земли,

И сидели, смертные, все мы как один,

За судьбу ответные, за пиры годин,

За кусок ржаного, рюмочку накрыть,

За имя святого, что всю жизнь носить,

Да в лицо глядели, счастливы, Ему,

Пока не истлели, не ушли во тьму,

Да шептали песнею на исходе дня:

«Завтра все воскреснете. Помните – Меня».

Знать, что есть и грехи неоплатные:

Света круг в дожде плывёт ладьёю горбится

Сам Господь стоит во круге света с Матушкой

С ясноокою Царицей Богородицей

Из окна в меня глядит глазами мальчика

Незабвенного блокадного замученного

Виселица – пропасть под ресницами

Души грешные – по шуйцу-Его-рученьку

Души верны – под пронзённою десницею…

Знать, что есть спрос за неразменный талант:

…Эти чудо-письмена, эта горе-взятка

Горсткой боли, ох, смешна, сыплется украдкой

Богу в тёплую ладонь, что избичевали…

Демества седой огонь, киноварь печали…

Знать, что есть спрос за жизнь земную, дарованную Господом:

…Вечный знаменный распев из горячих глоток —

На полмира тот посев, и восходит, кроток!..

(…) Я пою, пою, пою всеми голосами,

Я стою, опять стою под судьбы часами,

Мне до смерти это – петь мимо лжи и лести,

В сажу полночи глядеть, в россыпи созвездий,

В Бога Господа лицо, во лучах, во славе…

Боже, умирать легко, Ты лишь не остави.

Верую, что к этой общей молитве, к этому чудному вневременному языку русской музыки и поэзии присоединятся ещё многие и многие люди со словами благодарности автору за возвращаемую красоту, за исповедальную искренность и открытость.

Загрузка...