сказка из одноименной повести цикла «Туркужин»
В стране нартов – о которой все слышали, но мало кто видел – жили не только нарты, но самые разные существа, в том числе боги.
Боги, как и нарты, занимались кто чем. Один бог, Тлепш, был кузнецом, например. Другой бог, Мазитха, повелевал лесами. Богиня Псыгуаша владычествовала на воде.
У нартов было много богов, а у богов много разных дел и одно общее правило – ежегодно подводить итоги своей работы.
Поскольку им удавалось исполнить все ранее задуманное – на то они и боги – под конец собрания устраивалась пирушка с изысканными яствами, которые запивались не менее изысканным напитком, сано.
Удивительный напиток, изготавливаемый по специальному рецепту бога плодородия и земледелия Тхагаледжа, в те времена пили только сами боги и один нарт, приглашенный на собрание.
Боги угощали нарта сано, чтобы тот мог рассказать о чудесном напитке своим соплеменникам.
Не совсем ясны мотивы богов, конечно, но именно так гласит легенда.
Однажды, по просьбе Тлепша, на ежегодное собрание – хасу – боги пригласили едва родившегося, но уже знаменитого своими богатырскими шалостями Сосруко. Поднялся он к богам на Гору Счастья и испил чудесный напиток из бочонка Тхагаледжа.
Сосруко очень понравился сано – ему захотелось угостить им всех нартов. Попросил юный герой у богов разрешение сделать еще один глоток, завладел бочонком и скинул его с горы!
Как гласит предание, бочонок разбился о землю, чудесный напиток разлился по полям, лесам и рекам, и нарты напились вволю сано, о котором прежде только слышали.
Семена же сано, со дна бочонка, упав на землю, проросли дивными лозами. Лозы покрылись гроздьями ароматных ягод, густой листвой и забавными завитками. Ягоды утоляли голод и жажду, листва давала тень, завитки радовали глаз.
Но не знали нарты, не знал и маленький Сосруко – только бог Тхагаледж может управлять тем растением.
Шло время. Лозы сано все разрастались, оплетая деревья, изгороди и скот в стойлах; пробираясь в дома, они оплетали дряхлых, немощных стариков и больных, домашнюю утварь и детские люльки.
Встревожилась мать Сосруко, несравненная Сатаней, захотела собрать семена в бочонок и спрятать его в пещере, накрыв волшебным абра-камнем. Но не успела она поднять бочонок с земли, как завитки сано вцепились в подол юбки Сатаней и обвили ее ноги.
Затем лозы поднялись по всему платью, оплетая тело, шею и голову красавицы.
В отчаянии воззвала Сатаней к богам, прося пощады для себя и нартского рода. И ослабели путы лозы, сковавшей тело молодой женщины. Но только один шаг сделала Сатаней и лоза еще крепче вцепилась в ее тело.
Опять начала взывать к богам Сатаней – ослабила лоза хватку еще на один шаг. Снова и снова просила женщина о пощаде. Шаг за шагом, сорок дней и ночей добиралась бедная Сатаней до пещеры, пока у самого входа не сжалился над ней Тхагаледж и вконец не сбросил сановые путы.
Хотела Сатаней спрятать бочонок как задумала, но бог плодородия остановил ее.
– В награду за терпение научу тебя, мудрая Сатаней, укрощать бушующие ростки, обрезать ветки, подвязывать грозди, делать из ягод пьянящий напиток, сано, – сказал ей Тхагаледж.
Сказал – сделал.
Расставаясь с Сатаней, Тхагаледж взял с нее слово никому не говорить о своей помощи, чтобы не прогневать других богов, или еще хуже – не вызвать их насмешек. Так и сделала дочь нартов, мать неугомонного Сосруко, прекрасная Сатаней.
И снова шло время. Лозы укрощены, страхи забылись, но в память о былом, на платьях женщин, на утвари нартов, на их оружии остались следы от завитков, лепестков и ягод, дающих прекрасный напиток богов, сано.
До сих пор по этим следам люди всего мира узнают потомков непокорного нарта Сосруко.