Так как низкочастотное ЭП, низкочастотное МП и радиочастотное ЭМП могут отрицательно влиять на здоровье людей, то в большинстве стран разработаны национальные нормы, призванные ограничить это влияние. В дальнейшем будут приводиться нормы для обычных людей (чье нахождение в зоне действия полей не связано с необходимостью работы с ЭМП), если это не будет особо оговорено. При разработке норм существует два подхода.
Первый подход разработан достаточно основательно и учитывает только быстро проявляющиеся пагубные воздействия на человека довольно мощных ЭМП.
В рамках этого подхода считается, что основное негативное влияние ЭМП на человека в диапазоне частот до 100 кГц происходит из-за возбуждения этими ЭМП в теле человека чрезмерных низкочастотных токов, которые могут пагубно влиять на работу нервной и мышечной систем организма.
В диапазоне частот выше 100 кГц результатом воздействия мощных внешних ЭМП является в основном чрезмерное выделение тепла (тепловой шок).
Таким образом, в этом подходе нормы для ПДУ ЭМП выбирались так, чтобы в теле человека не возбуждались чрезмерные токи и не было чрезмерного выделения тепла. Такой подход иногда называется тепловым.
Обычно известный уровень мощного ЭМП, которое точно вызывает пагубные последствия, уменьшается в несколько раз (чаще всего от 2 до 10 раз). Тем самым якобы создается достаточный защитный интервал, и человеку будет разрешено подвергаться воздействию лишь умеренных ЭМП. Это уменьшенное значение принимается в качестве ПДУ. Как было уже показано, даже очень умеренные радиочастотные ЭМП, с уровнями ППМ = 100–1000 мкВт/м2 (на порядки ниже, чем такие ПДУ), могут вызвать различные негативные симптомы. Как же поведет себя организм человека, если он будет на протяжении многих лет подвергаться воздействию околопредельных умеренных ЭМП (но не превышающих ПДУ)?
Первый подход оформлялся в основном силами МКЗНИ и первоначальные рекомендации были опубликованы в 1998 году [1]. Понимая, что нельзя дать гарантий относительно долговременных воздействий умеренных ЭМП любых допустимых уровней, в рекомендациях МКЗНИ было сказано:
«Induction of cancer from long-term EMF (electromagnetic fields) exposure was not considered to be established, and so these guidelines are based on short-term, immediate health effects such as stimulation of peripheral nerves and muscles, shocks and burns caused by touching conducting objects, and elevated tissue temperatures resulting from absorption of energy during exposure to EMF»;
«In the case of potential long-term effects of exposure, such as an increased risk of cancer, ICNIRP concluded that available data are insufficient to provide a basis for setting exposure restriction».
Иными словами, весь подход базировался на кратковременных воздействиях ЭМП и не предназначался для создания норм по долговременному воздействию ЭМП. Более того, не было сказано ничего о допустимой длительности кратковременных воздействий, лежащей в основе создания ПДУ. А ведь это важно, например, для пользователей мобильных телефонов [2]. Таким образом, вся система рекомендованных норм была создана лишь для защиты от кратковременных воздействий ЭМП.
Справедливости ради следует отметить, что ВОЗ одобрила рекомендации МКЗНИ, но надо понимать: одобрение касалось именно комплекса норм для защиты от кратковременных воздействий ЭМП.
Трудно представить, чтобы врач рекомендовал находиться в натопленной сауне 24/7 лишь на том основании, что посещение сауны продолжительностью примерно до одного часа полезно для здоровья. А можно ли рекомендовать сосудосуживающие капли в нос для постоянного использования лишь на том основании, что на протяжении нескольких дней они приносят облегчение?
Тем не менее ряд государств практически без изменений приняли рекомендации МКЗНИ в виде национальных норм. Но эти страны почему-то забыли упомянуть те два процитированных выше абзаца МКЗНИ, из которых становилось бы ясно, что нормы годятся лишь для защиты от кратковременных воздействий ЭМП. А так как в национальных нормах вообще отсутствовало упоминание о длительности воздействий ЭМП, то получилось: национальные нормы как бы по умолчанию применимы как для защиты от кратковременных воздействий ЭМП, так и для защиты от долговременных воздействий ЭМП.
Этот факт послужил основанием для критики рекомендаций МКЗНИ, хотя, по мнению автора, критиковать нужно было конкретные нормы конкретных государств.
В 2008 году руководитель МКЗНИ подтвердил, что создание рекомендаций для защиты от долговременных воздействий ЭМП не входило в круг задач МКЗНИ. Но он довольно откровенно предложил стратегию того, чем нужно руководствоваться при создании таких рекомендаций [3]. Было сказано: чем ниже ПДУ для ЭМП, тем ниже издержки здравоохранения, но выше издержки хозяйства (промышленность, операторы и т. д.) и наоборот. На самом деле это далеко не так: снижение ПДУ (в разумных пределах) не обязательно должно повышать хозяйственные издержки [4].
МКЗНИ своеобразным образом учел многочисленные критические замечания и выпустил новые рекомендации для ПДУ низкочастотных ЭМП в 2010 году [5], и для ПДУ радиочастотных ЭМП – в 2020 году [6]. Своеобразность заключается в том, что те два абзаца больше вообще не упоминаются. Кроме того, в рекомендациях для радиочастотных ЭМП теперь говорится прямо: рекомендации предназначены как для защиты от кратковременных воздействий ЭМП, так и для защиты от долговременных воздействий ЭМП. Однако в рекомендациях для низкочастотных ЭМП говорится все же о том, что в основе рекомендаций лежит факт острого (acute) воздействия ЭМП. Иными словами, в этих рекомендациях не говорится прямо о том, что они предназначены также и для защиты от долговременных воздействий ЭМП.
Интересно, что для защиты от воздействий радиочастотных ЭМП длительностью до 6 минут предложена отдельная новая система усреднения энергетических характеристик. На практике это означает возможность кратковременного воздействия на человека очень мощных сигналов.
Если для низкочастотных ЭМП предложена только одна новая вспомогательная величина (напряженность ЭП внутри макета человека, а до этого была плотность тока внутри макета человека), то для радиочастотных ЭМП сейчас предложено несколько совершенно новых вспомогательных величин. Создается впечатление, что основной целью новых рекомендаций МКЗНИ является максимальное усложнение оценки уровня опасности ЭМП.
Вызывает удивление полное неприятие в новых рекомендациях МКЗНИ, появившихся (за прошедший период) классификаций ВОЗ. Весьма прискорбно, что в рекомендациях для ПДУ радиочастотных ЭМП вообще отсутствует упоминание о соответствующей классификации ВОЗ. Многочисленные исследования, призывающие к снижению ПДУ ЭМП, в том числе лежащие в основе классификаций ВОЗ и рекомендаций ПАСЕ (как и сами рекомендации), были проигнорированы МКЗНИ. Более того, некоторые справочные ПДУ для ЭМП были значительно повышены. Причем как-то так само собой получилось: как правило, публично не высказываемые пожелания заинтересованных в повышении ПДУ ЭМП хозяйствующих субъектов удивительным образом совпали со значительно возросшими ПДУ ЭМП новых рекомендаций МКЗНИ. Вот три примера этих удивительных совпадений.
Хорошо было бы повысить справочный ПДУ для МП промышленной частоты 50 Гц, потому что энергопотребление и МП растут – трудно работать… Реальный ответ МКЗНИ – повышение ПДУ со 100 мкТл до 200 мкТл.
Хорошо было бы повысить справочный ПДУ для МП низкой частоты (особенно 217 Гц), потому что мобильные телефоны в сети GSM часто создают МП с уровнями превышающими ПДУ – нужно, чтобы новое справочное ПДУ не превышалось. Соответствующая реакция МКЗНИ – повышение ПДУ с 23 мкТл до 200 мкТл. Так и хочется напомнить и спросить: «Вы же знаете из классификации ВОЗ, что МП с уровнем индукции выше 0,3–0,4 мкТл является возможным канцерогеном. Тогда почему же МКЗНИ не установила значение нормы ПДУ с учетом защитного интервала (10 раз) на уровне порядка 0,035 мкТл, а вместо этого предлагается устанавливать 200 мкТл?».
Хорошо было бы повысить справочный ПДУ для радиочастотных ЭМП в диапазоне частот 2–6 ГГц в, потому что в этом диапазоне идет и ожидается бурное развитие 4G- и 5G-мобильной связи – трудно работать. Ответ МКЗНИ – значительное повышение ПДУ (с 1000 мкВт/см2 до 4000 мкВт/см2). Опять хочется напомнить и спросить: «Вас же ВОЗ (МАИР) предостерегало о возможной канцерогенности радиочастотных ЭМП, а ПАСЕ рекомендовало установить ПДУ равный 0,01 мкВт/см2, тогда что же вы своими рекомендациями пытаетесь защитить: здоровье человека от воздействий ЭМП, или наличие в окружающей среде мощных ЭМП от рекомендаций ВОЗ и ПАСЕ?».
Такие новые рекомендации МКЗНИ легли в основу обновленных национальных норм некоторых стран, вот только теперь заслуживают критики не только конкретные нормы конкретных государств, но и новые рекомендации МКЗНИ.
Первая и основная претензия к обновленным рекомендациям МКЗНИ – это игнорирование классификаций ВОЗ, рекомендаций ПАСЕ и результатов многочисленных исследований, подтверждающих настоятельную необходимость радикального снижения ПДУ для долговременных воздействий ЭМП. Ведь вместо радикального снижения справочных ПДУ, МКЗНИ радикально повысила (в ряде случаев) прежние справочные ПДУ. Более того, МКЗНИ заявила, что теперь новые справочные ПДУ, в том числе и радикально повышенные ПДУ, рекомендуются и для долговременных воздействий ЭМП. Безответственно и крайне рискованно выдавать такие рекомендации, а тем более устанавливать их в качестве национальных норм, что подтверждается большинством проведенных независимых исследований.
Другая важная претензия к новым рекомендациям МКЗНИ – это использование двухуровневой системы оценки воздействий ЭМП. Что это за система, если сначала нужно измерить какое-то значение ЭМП и сопоставить его со справочным уровнем (reference level), т. е. с неким справочным ПДУ от МКЗНИ. Затем, если измеренное значение превышает это ПДУ, необходимо выполнить сложные расчеты и/или измерения значений некой вспомогательной величины, характеризующей воздействие ЭМП на макет человека. И если значение вспомогательной величины превышает некое основное ограничение (basic restriction) по этой вспомогательной величине, то только в этом случае можно говорить об опасном уровне ЭМП. А если не превышает, то уровень ЭМП является якобы безопасным (хотя справочный уровень может быть многократно превышен).
Как должно быть? Ответ есть в нормах ряда стран и всех экологических организаций, которые не видят смысла после проведенных измерений привлекать силы исследовательских центров для расчетов и измерений значений вспомогательных величин. При создании норм исследовательские центры анализируют статистические данные по воздействию ЭМП и, конечно же, проводят исследования на макетах человека с целью определения максимально допустимых внешних воздействий ЭМП. Конечно же, в процессе исследований определяются и соответствующие максимальные вспомогательные величины, которые являются следствием воздействия ЭМП, а не причиной. Найденные в исследованиях максимально допустимые уровни внешних воздействий ЭМП принимаются в качестве единственных справочных уровней (reference levels), т. е. ПДУ для ЭМП. В этой одноуровневой системе прямое измерение ЭМП сразу даст ответ о том, опасно ли воздействие ЭМП. Как правило, одноуровневая система используется в рамках второго подхода к нормированию.
Зачем же МКЗНИ использует запутанную двухуровневую систему оценки ЭМП, лишая возможности оценить опасность ЭМП подавляющее большинство организаций?
Не пора ли изложить результаты академических исследований в виде доступной одноуровневой системы справочных значений? Или по-прежнему будет так, что академические исследования должны сопровождать бытовые измерения ЭМП? Возможно, что только для случаев наличия макета человека в ближней зоне антенны мобильного телефона, использование основного ограничения в виде SAR представляется оправданным (но не единственно возможным) решением. Кстати, использование SAR является примером одноуровневой системы оценки уровней ЭМП, с той лишь разницей, что измеряется и/или рассчитывается вспомогательная величина SAR в макете человека (воображаемое следствие воздействия радиочастотного ЭМП на макет человека), а не привычные характеристики ЭМП, которые в данном случае сложно оценить. Найденное значение SAR сравнивается с основным ограничением по SAR (предельно-допустимым значением SAR), и сразу делается заключение о возможной опасности телефона. Кто-то может подумать, что на практике используется только одно основное ограничение (SAR), но это далеко не так. Особенно интересно, что основные ограничения использовались, в том числе, для попыток погасить очень серьезные скандалы [7]. Вот о чем речь.
Первый скандал был (и присутствует до сих пор) связан с использованием мобильных телефонов в сети GSM. Было установлено, что разговоры в этой сети могут сопровождаться образованием около мобильного телефона довольно мощного низкочастотного МП, преимущественно с частотой 217 Гц. По этой причине в 2004 году (это сколько же времени прошло с начала использования мобильной GSM-связи) финские исследователи опубликовали статью [8], в которой приведены результаты, полученные в строгом соответствии с практикуемой МКЗНИ двухуровневой системой оценки уровней ЭМП. Было отмечено, что значение индукции низкочастотного МП вблизи мобильного телефона может многократно превышать справочное значение ПДУ от МКЗНИ (23 мкТл). Но полученное в результате расчетов значение плотности тока (вспомогательная величина) в макете человека не превышало основное ограничение по этой вспомогательной величине. Вот поэтому предлагалось в 2004 году признать мобильные телефоны безопасными (с точки зрения воздействия низкочастотного МП). Но «осадочек», как говорится, остался, и в 2010 году справочное значение ПДУ от МКЗНИ было повышено до 200 мкТл.
А не для того ли это повышение было сделано чтобы при измерениях индукции низкочастотного МП от мобильного телефона больше не возникало вопросов об опасности телефона? В странах, которые используют одноуровневую систему нормирования и которые не пошли на предложенное МКЗНИ повышение ПДУ, скандал не погашен.
В России отсутствует норма для населения по ПДУ МП с частотой 217 Гц, так что нельзя сделать заключение об опасности телефона (с точки зрения воздействия низкочастотных ЭМП). Хотя, если рассматривать телефон (например, в виде модема) как средство информационно-коммуникационных технологий на рабочем месте пользователя, то согласно нормам [9], ПДУ МП этого диапазона частот равен всего 0,25 мкТл. Значит, не разрешается наличие на рабочем месте средства (телефона), у которого индукция МП превышает 0,25 мкТл. Столь низкий уровень индукции МП у мобильного телефона в GSM-сети будет формироваться довольно редко.
Еще один скандал был связан с широким использованием населением энергосберегающих ламп. Речь пойдет только о компактных люминесцентных лампах (КЛЛ), у которых низкочастотное ЭП может быть опасным.
В 2010 году в Швейцарии организация ITIS Foundation провела исследование [10] ряда КЛЛ, на предмет их возможной опасности, в соответствии с предложенной МКЗНИ двухуровневой системой оценки уровней ЭМП. Было показано, что значение напряженности ЭП может превышать справочное значение ПДУ от МКЗНИ (87 В/м, частоты порядка десятков килогерц). Но полученное в результате расчетов значение плотности тока (вспомогательная величина) в макете тела человека не превышало основное ограничение по этой вспомогательной величине. Значит, был сделан вывод – КЛЛ безопасны. Странный вывод, особенно для Швейцарии, в которой действует только одноуровневая система для оценки ЭМП, и для которой превышение швейцарского ПДУ (он также был равен 87 В/м) означало либо запрет, либо ограничение использования КЛЛ. В странах, которые используют одноуровневую систему оценки ЭМП, скандал приутих, так как использование КЛЛ в последние годы заметно сократилось.
Российская норма ПДУ (25 В/м) для населения [11] еще более жесткая, чем швейцарская – стоило бы ограничить использование КЛЛ, например, указанием безопасного расстояния.
Таким образом, в одной стране устройство может быть признано опасным по результатам прямых измерений, а в другой стране эти же результаты приведут лишь к дополнительным академическим исследованиям, которые могут показать безвредность этого устройства. К сожалению, это не шутка, а реальная жизненная ситуация.