Прежде всего давайте отметим, что Ветхий Завет и Новый Завет можно определить как Старый договор и Новый договор. В Библии говорится также и о других союзах, но все они подчинены основным – Старому и Новому. В Послании к Евреям 8:6 сказано, что Бог предусмотрел лучший завет, «который утвержден на лучших обетованиях», потому что его участник Иисус Христос.
Но, чтобы понять разницу, необходимо изучить сначала старый договор. Почему второй лучше первого? Почему Новый Завет важнее и превосходнее Ветхого?
Давайте исследуем оба завета, чтобы понять разницу между ними. И прежде всего уясним себе, что означает само слово «завет». Мы употребляем его в современной интерпретации как «союз», «договор», и оно означает соглашение между двумя людьми или группами. Заключение союза (завета) накладывает те или иные обязательства. Договор может быть заключен в устной форме или зафиксирован в документе, подписанном обеими сторонами.
Но в Библии говорится о кровном союзе, о завете, скрепленном пролитием крови. Есть ли разница между нашим представлением о таком союзе и его библейским значением? И да, и нет.
В Ветхом Завете употребляется еврейское слово «берит». Буквально оно означает «разрезать», «делать надрез» так, чтобы из него текла кровь. Этому должно быть какое-то объяснение, причина. И мы находим его, вспомнив, что произошло в Едемском саду после того, как люди согрешили против Бога. Господь позволил невинному животному умереть вместо них. Ибо последствие греха – смерть. Согрешить против Бога – значит потерять жизнь.
Шкура жертвенных животных «прикрыла» духовную наготу согрешивших, и через пролитие крови невинных животных первым людям было дано прощение «в кредит». Этот момент и стал началом кровного союза между Богом и человеком. Он сопровождался обещанием, что «семя жены… поразит змея в голову». На языке восточных народов это означает, что у змея будет отобрана корона правителя. Иначе говоря, речь шла о том, чтобы лишить дьявола власти.
Значение завета падшие люди понимали с самого начала: мы видим, например, Каина и Авеля, приносящих жертвы в подтверждение союза. «Авель… принес от первородных стада своего… и презрел Господь на Авеля и на дар его.» Но Бог не принял «плоды земли», принесенные Каином. Почему? Потому что только кровь, пролитая взамен крови грешника, могла покрыть грех человека. Каин знал об этом, но проявил непослушание. Он надменно решил, что дела его собственных рук – достаточная жертва Богу.
Таким образом, мы видим, что с сотворения мира завет всегда представлял собой кровный союз. Заменить кровь не могли никакие, даже самые добрые дела человека.
И так было во все времена, во всех примитивных религиях, имевших хоть какое-то отношение к иудаизму или даже не имевших такого отношения вовсе. Но в примитивных религиях кровный союз – это лишь искаженная копия того, что однажды было дано людям Господом, а затем обновлено через завет с Авраамом. Сатана взял за правило извращать всякую истину, исходящую от Бога.
По сведениям доктора Х. Клэй Трумбла, кровный договор практикуется в Китае, Индии, Африке и на многих островах Индийского океана. Американские индейцы заключают кровные союзы до сегодня. В примитивных религиях союзы имеют различную форму, но все они, однако, являются отражением первоначального библейского факта.
Доктор Ливингстон и мистер Стенли проработали в Африке много лет, и ни разу им не приходилось слышать о случае нарушения кровного договора, заключался ли он между двумя людьми или между целыми племенами. Ибо человек не может нарушить договор, скрепленный кровью, без того, чтобы ужасные последствия не постигли несколько поколений его семьи.
Стенли рассказывает в своей биографии, что он заключил сто двадцать союзов с различными африканскими племенами и каждый раз он должен был делать глубокий порез на теле. Это значит, что на его руках сохранялись видимые следы – по числу заключенных им союзов. Чаще всего в рану втирается какая-нибудь краска, чтобы хорошо заметный памятный знак свидетельствовал о том, что человек вошел в кровный союз с сильными людьми.
Заключившие союз со Стенли взяли на себя обязательство отдать за него, если потребуется, свою жизнь. Они должны были защищать его во всех опасных ситуациях, так что он мог путешествовать по Африке безо всякого страха. Чтобы обезопасить себя, Стэнли достаточно было показать рубцы на руках, свидетельствовавшие о том, что он состоит в кровном союзе с сотней вождей разных племен! Враг прекрасно понимал, какие последствия ожидают его и всю его семью, если он хоть чем-нибудь повредит миссионеру.
Если же кто-то нарушал в Африке кровный договор, то его собственная мать или жена, или другой близкий родственник должны были убить его. Возмездия было не избежать. Так свято соблюдался союз, скрепленный кровью, примитивными языческими народами.
Кровный договор не может быть аннулирован. Иначе же самого клятвопреступника и его семью ожидает смерть. Ибо дети, внуки и другие потомки до нескольких поколений обязаны соблюдать договор с родственниками и потомками человека, впервые его заключившего. Вследствие кровного союза партнеры брали на себя ответственность друг за друга. И это относилось ко всем случаям, безо всяких исключений. Таким образом сотрудничество, ответственность, взаимовыручка возводились в неизменный закон.
Заключаемый кровный договор предполагал три основные обязанности сторон. Прежде всего защиту от врагов. Многие малочисленные слабые племена Африки давно были бы уничтожены, если бы не охрана кровного союза, заключенного с сильнейшими соседями. Поэтому при столкновении даже с небольшим войском противник должен был учитывать предстоящие осложнения отношений с другими, может быть, даже несколькими, превосходящими его по силе, племенами. Война против одного племени означала войну против всех его союзников. Вторая обязанность участников завета – поддержка друг друга в повседневных делах. Вместо того, чтобы отчаянно конкурировать, союзники должны были поддерживать друг друга и помогать вести торговые дела. И третья составляющая завета – глубокая личная дружба. Если два человека любили друг друга так же, как Давид и Ионафан, они могли заключить союз и объявить себя «побратимами», то есть стать столь же близки, как единокровные братья.
Ветхий Завет повествует о многих людях, заключивших друг с другом такой завет. Все они отдавали себе отчет в том, какие права и обязанности налагает на них союз, скрепленный кровью.
При заключении кровного договора совершались различные ритуалы. Поговорим здесь о некоторых из них. Подобные традиции существуют до сих пор у различных примитивных народов.
Вступавшие в союз делали порез на ладони и затем пожимали друг другу руки, чтобы их кровь при рукопожатии смешивалась. С этого момента они становились побратимами. Не отсюда ли началось рукопожатие? Этот знак дружелюбия, действительно, берет свое начало со времен заключения кровных союзов между людьми, которых связывала неразрывная дружба.
Я сам наблюдал, например, в Индии, что люди остерегаются пожимать руку кому попало. Для меня было удивительно видеть, как один человек отказался замечать руку, протянутую ему доктором Стэнли Джонсом, и тем более пожимать ее. А это происходило на вечере, устроенном в честь самого доктора Джонса.
Рукопожатие среди народов, практикующих кровные союзы, налагает определенные обязанности и имеет гораздо большее значение, чем для нас сегодня.
Есть еще один ритуал, о котором мы читаем в Ветхом Завете: участники союза делали надрез на правом запястье, а потом друзья соприкасались руками так, чтобы дать крови перемешаться. Такой ритуал в некоторых местах соблюдают до сих пор.
И третий вариант. Крови давали капать из раны в чашу с вином и затем из нее пили оба побратима.
Подобный ритуал, конечно, не практиковался среди библейского народа. Существует мнение, что он развился в каннибализм (людоедство) с его мрачными, демоническими идеями. Каннибалы верят, что если съешь руку человека, то получишь силу, которой обладала эта рука, а если ногу – то ноги станут крепче. Съесть сердце другого человека – значит продлить свою жизнь. И до сих пор существует суеверие, что, съедая ту или иную часть тела животного, человек получает дополнительную силу в соответствующей части своего тела. Но глубочайшее значение кровного договора на самом деле состоит в том, что каждый из союзников посвящает свою жизнь другому. Двое становятся одним целым.
Бывало также, что в ритуалах кровь животных заменяла человеческую. Это практиковалось и в Ветхом Завете. Мы видим в книге Чисел (3 гл.), что Бог принимал подобные жертвоприношения, и в таком случае кровь животных заменяла кровь грешников, покрывая грехи людей.
Давайте рассмотрим случаи кровных союзов, практиковавшихся еврейским народом. Откроем 15-ю главу книги Бытия. Мы уже отметили, что слово «завет» произошло от еврейского слова «берит» – «надрезать до крови». Мы подчеркнули также, что даже небиблейские кровные договоры, которые заключаются до сего дня, представляют собой наиболее прочные и надежные союзы, которые когда-либо знало человечество. Подобный договор не может быть аннулирован. Побратимы клятвенно обещают отдать свою жизнь друг за друга, поддерживать и охранять друг друга до тех пор, пока смерть не разлучит их.
Факты Ветхого Завета говорят о том, что брак также является кровным союзом (см. Малах. 2:14-16; Притчи 2:17).
В старинных символических обрядах мы можем усмотреть отголоски кровного союза. Жених и невеста, например, вместе разрезают свадебный торт и кормят им друг друга, как бы показывая этим: я вхожу в тебя, а ты в меня; мы оба теперь будем одним целым. Этот символический акт становится реальностью во время первой брачной ночи, сопровождаемой пролитием крови невесты. Обручальное кольцо на безымянном пальце – это символ неразрывной связи. Считается, что именно этот палец находится в прямом контакте с сердцем человека. И поскольку сердце имеет наиважнейшее значение для жизни тела, оно стало символом любви. Когда мы говорим «сердце», мы имеем в виду именно внутреннюю, сокровенную сущность человека. Когда мы «отдаем свое сердце», это значит, что мы любим, не требуя ничего взамен. Наша жизнь принадлежит любимому навеки и без остатка.
Евреи, заключая кровный союз, совершали определенный ритуал, перешедший затем и в другие народы. Этот ритуал состоял из нескольких церемониальных фаз.
Прежде всего двое заключавших союз обменивались плащами. Плащ символизировал самого человека, и такой обмен означал: «Я отдаю свою жизнь и все, чем владею, в твое распоряжение».
После этого мужчины менялись ремнями. В те времена ремень служил не для поддержания брюк, а для ношения оружия – ножа, колчана или меча. Так что символически они отдавали друг другу все, что служило средством безопасности и самозащиты. Таким образом они как бы говорили: «Тот, кто нападет на тебя, нападает на меня. Я обязуюсь сражаться на твоей стороне. Я буду помогать тебе и охранять тебя в минуту опасности, не жалея сил».
Следующая церемония включала пролитие крови. Животное разрезалось вдоль всего тела на две равные части. Их клали хребтом друг к другу, оставляя между ними место, на котором входящие в союз также становились спиной друг к другу. Затем они проходили вокруг рассеченного животного, описывая таким образом восьмерку – символ вечности. Затем они вновь встречались в центре, но уже лицом к лицу. Этот ритуал имел следующее значение: умереть для себя самого и жить для другого до самой смерти. Кроме того, участники завета показывали на окровавленное животное и говорили: «Так пусть поступит со мною Бог, если я когда-нибудь нарушу договор. Пусть меня разрубят на куски и бросят на съедение хищным птицам, если я нарушу этот святой союз». Эту тайную клятву произносят и доныне.