Кишечник – это канализационная труба человеческого тела. Ее функционирование и регуляция осуществляется совместным взаимодействием мышц и нервов.
Чтобы лучше понять природу запора, читателю будет полезно ознакомиться с кратким описанием анатомических отношений различных частей пищевого канала – той части тела, которая имеет отношение к перевариванию пищи, превращению этой пищи в вещества, пригодные для выполнения различных функций при всасывании в организме и, в очень значительной степени, к выведению отходов. Краткое описание расположения и функций этих различных частей также будет полезно для понимания теории о причинах, местных и системных эффектах и коррекции запоров. Каждая часть пищевого тракта выполняет свою определенную функцию и если эти функции, полностью или частично, затронуты каким-либо образом, то это может привести к подавлению, замедлению выполнения этих функций и в результате, скорее всего, возникнет запор.
Когда пища попадает в рот, она должна пройти здесь большую часть подготовки к перевариванию и усвоению. Зубы предназначены, сконструированы и устроены так, чтобы измельчать пищу. Пища должна быть пережевана или перетерта до такой степени тонкости, чтобы слюна и пищеварительные соки желудка и кишечника могли достичь каждой частицы. Отсутствие адекватного пережевывания или, как его еще называют – измельчения пищи, является очень распространенной причиной не только запоров, но и других многочисленных нарушений в работе пищеварительного канала. Акт жевания полностью контролируется волей, поэтому нет никакого оправдания недостаточной подготовке пищи в ротовой полости к перевариванию. Помимо этого, все остальные функции пищеварительного канала являются непроизвольными и неподконтрольными воле, за исключением самой последней функции – эвакуации отходов. Эта последняя функция может быть полностью добровольно проведена или подавлена, хотя в нормальных условиях она в значительной степени представляет собой сочетание добровольных и недобровольных действий. Несомненно, именно этот добровольный контроль двух концов пищеварительной трубки в значительной степени ответственен за широко распространенные запоры.
Слюна выделяется во рту, чтобы увлажнить пищу. Ее выделение стимулируется не только присутствием пищи во рту, но и вкусом пищи. Этот вкус, естественно, является более полным, в том случае, когда пища распадается в ротовой полости на мельчайшие частицы. Очень мелкие частицы пищи легко растворяются и быстрее достигают, и воздействуют на вкусовые рецепторы языка. Мышечное действие, при жевании, также стимулирует выделение слюны. Значительная степень переваривания крахмала происходит до того, как этот элемент пищи покидает ротовую полость, при условии, что пережёвывание пищи происходит в достаточной степени, чтобы слюна проникла к каждому кусочка пищи. Это важная часть пищеварения, поскольку крахмал претерпевает мало дальнейших изменений, пока не выйдет наружу из желудка в кишечник. Слюна имеет щелочную среду, что благоприятствует перевариванию крахмала, в то время как желудочная секреция является кислой и это химическая помеха для продолжения переваривания крахмала в желудке. Тем не менее, это переваривание в некоторой степени продолжается в желудке, если слюна была тщательно перемешана с пищей. Но как только кислотность желудка повышается до определенного уровня, крахмал оказывается в желудке уже в кислой среде, что приводит к ферментации (брожению) крахмала, пока крахмал не попадет в первую часть кишечника. Поскольку жевание помогает желудку выполнять свою часть работы по перевариванию пищи быстрее, пища будет быстрее покидать этот орган, если она была правильно приготовлена во рту и поэтому вероятность возникновения брожения значительно ниже. Поскольку брожение является одной из причин запоров, то становится ясно, насколько важна эта простая добровольная первая часть пищеварения в ротовой полости.
Пища проходит изо рта в глотку, а затем в пищевод. У взрослого человека – это трубка длиной восемь или более дюймов (примечание переводчика – 20 и более сантиметров). Затем пища непрерывно поступает в кардиальную часть желудка, которая расположена слева от центра тела, сразу ниже и позади угла нижних ребер.
A – глотка; В – пищевод; С – желудок; D – тонкая кишка; Е – начало большой ободочной кишки, большой мешочек внизу – это слепая кишка; F – восходящая ободочная кишка; G-поперечная ободочная кишка; H – ободочная кишка; I-сигмовидный изгиб; J – прямая кишка и анальное отверстие; К – аппендикс.
В желудке происходит большая часть переваривания белков. Как уже говорилось, если пища тщательно пережевывается зубами, то работа желудка значительно облегчается. Пищеварительные соки желудка прокладывают себе путь во все частицы пищи и сразу же начинается необходимое химическое пищеварительное действие. Но независимо от того, завершено ли полностью жевание или нет, круговые и продольные мышцы желудка, ритмичными и попеременными сокращениями, производят эффект взбалтывания, который перемещает все содержимое желудка вперед и назад или, скорее, из одного конца желудка в другой и обратно. Это помогает тщательно перемешать пищу и пищеварительные соки.
В это время постоянно выделяется желудочный сок, а так как, по своей природе, он имеет кислотную среду, то все содержимое желудка постепенно приобретает кислую реакцию. Когда химическое действие осуществляется полностью, то есть настолько, что кислотность всей массы становится достаточно высокой и эта кислотность стимулирует привратник или выходное отверстие желудка (пилорус), то он открывается и небольшая порция переваренной пищи попадает в двенадцатиперстную кишку или первую часть тонкой кишки. Кислотность, присутствующая в двенадцатиперстной кишке, или пониженная щелочность в желудке вызывают закрытие привратника, который остается закрытым до тех пор, пока кислотность в желудке снова не достигнет достаточно высокой степени, чтобы побудить его вновь открыться.
Этот процесс продолжается до тех пор, пока не произойдет опорожнение желудка от его пищевого содержимого и его собственной секреции, которая смешивается с пищей. Некоторые из этих выделений позже реабсорбируются вместе с переваренными пищевыми продуктами.
Как только первая пища проходит из желудка в двенадцатиперстную кишку, она начинает претерпевать дальнейшие изменения, под воздействием соков, встречающихся в этом отделе кишечника. Здесь она вступает в контакт с кишечными соками, желчью и с секретом поджелудочной железы.
Слюна содержит фермент, который производит химические изменения только в крахмале. В желудочном секрете содержится соляная кислота и ферменты, которые действуют в основном на белки и в некоторой степени на белковые стенки жировых клеток, но секреции, встречающиеся в кишечнике, содержат ферменты или пищеварительные вещества (также называемые энзимы), которые действуют на все три основных класса продуктов – крахмал, белки и жиры – и проводят их через все изменения пищеварения, пока этот процесс не завершится и пища не будет готова к поглощению и усвоению.
Длина тонкого кишечника взрослого человека составляет около двадцати футов (примечание переводчика: 6 метров). В действительности это одна непрерывная трубка, но анатомы произвольно делят ее на три части.
Первая часть имеет длину около десяти или одиннадцати дюймов (примечание переводчика: 25–27,5 сантиметров) и называется двенадцатиперстной кишкой, название означает «двенадцать пальцев» и относится к ее длине.
Второй отдел имеет длину около восьми футов (примечание переводчика: 2,4 метра) и называется тощей кишкой, это слово означает «голодный», так как эта часть кишечника практически пуста, когда тело осматривают после смерти.
Последняя часть имеет длину около двенадцати футов (примечание переводчика: 3,6 метра) и называется подвздошной кишкой. Это слово означает «скрученный или перекрученный».
Тонкая кишка свернута, повернута или сложена таким образом, что занимает сравнительно небольшое пространство в брюшной полости. Она не соединяется с толстой кишкой конец в конец, а заканчивается сбоку от первой части толстой кишки в точке на расстоянии нескольких дюймов (примечание переводчика: 1 дюйм = 2,54 сантиметра) от ее начала, как показано на иллюстрации пищеварительного канала. Небольшая часть толстой кишки после этого места соединения – представляет собой закрытый или слепой мешок, называемый слепая кишка. На ее нижней стороне находится небольшой отросток, называемый червеобразным отростком. Его длина варьирует от половины дюйма до девяти дюймов (примечание переводчика: от 1,25 до 22,5 сантиметров), в среднем от трех до четырех дюймов (7,5–10 сантиметров), а диаметр составляет от одной восьмой до одной четвертой дюйма (3–6 миллиметров).
Толстый кишечник составляет около пяти футов (примечание переводчика: 1,5 метра) в длину, его диаметр значительно больше, чем у тонкого кишечника, он уменьшается от слепой кишки до сигмовидного изгиба, где расширяется, а затем снова сужается в прямой кишке. Как и тонкая кишка, толстая кишка также имеет три произвольных отдела:
– цекум, что означает «слепая», упомянутая выше
– колон, что означает «основная часть толстой кишки»
– ректум, что означает «прямая кишка».
Слепая кишка находится в правом паху или в правом нижнем углу живота и составляет около двух с половиной дюймов в длину (6,25 сантиметра) и трех дюймов (7,5 сантиметров) в поперечнике. Отсюда восходящая ободочная кишка тянется вверх до нижней поверхности печени, где она поворачивает влево и проходит как поперечная ободочная кишка через левую сторону тела к внутренней поверхности селезенки. Здесь она поворачивает вниз и продолжается как нисходящая ободочная кишка к левой паховой области, где она делает поворот внутрь и назад в сигмовидном изгибе (что означает «S-образный»), затем продолжается как прямая кишка и заканчивается в закрытом отверстии – анусе. Это отверстие плотно закрыто в любое время, за исключением тех случаев, когда стимул требует, чтобы оно открылось, для выхода наружу собранных отходов. Это действие закрытия и открытия осуществляется круговыми полосами мышц, называемыми сфинктером, который управляется двигательными и сенсорными нервами. Обычно отходы жизнедеятельности задерживаются в сигмовидной кишке до тех пор, пока не накопится достаточное количество отходов, чтобы они переместились в прямую кишку, которая обычно является пустой. Скопление отходов в нижней части прямой кишки вызывает стимуляцию сенсорных нервов слизистой оболочки и в результате рефлекторного действия мышцы сфинктера расслабляются, позволяя прохождение содержимого из пищеварительного канала наружу.
Крайне необходимо, чтобы сразу после того, как пища переварилась в желудке, она попала в тонкий кишечник и чтобы после прохождения необходимых пищеварительных процессов в тонком кишечнике она попала в толстый кишечник. Здесь всасывается большая часть жидкости, а оставшаяся часть фекалий становится полутвердой. Внутренняя поверхность толстой кишки представляет собой ряд полулунных (в форме полумесяца) складок, которые задерживают продвижение содержимого вперед. Это специальное приспособление для того, чтобы задержать прохождение пищи по кишечнику, тем самым обеспечивая поглощение достаточного количества питательных веществ из застывающего содержимого. Если бы внутренняя поверхность была гладкой, то содержимое устремилось бы в прямую кишку, что вызвало бы необходимость ее преждевременного опорожнения и это привело бы к огромным физическим и экономическим потерям для организма.
Точный способ, при котором возможна эвакуация происходит следующим образом:
Печень, если она работает нормально, посылает желчь в кишечник, где она смешивается с содержимым, размягчает и смазывает его. Перистальтические сокращения продольных мышечных волокон стенок кишечника приводят к сокращению длины кишки, а циркулярные волокна производят сужение просвета кишки. С помощью этих двух процессов, поступившая в кишечник пищевая масса, постепенно перемещается сверху вниз через тонкий и толстый кишечник к выходу. В то же время происходит полное расслабление части пищеварительного канала, расположенного ниже пищевой массы. При этом содержимое кишечника постепенно продвигается к прямой кишке.
Во время стула обычно делается глубокий вдох и затем задерживают дыхание на несколько секунд. При этом снижает активность диафрагмы, она углубляется в брюшную полость, что, в свою очередь, оказывает нисходящее давление на кишечник – главным образом, косвенно, через непосредственное давление на печень, желудок и селезенку. Внешние мышцы живота сокращаются, что приводит к переднему и боковому давлению. Эти давление с боков, спереди и сверху, вместе с нервными импульсами от содержимого прямой кишки, заставляет анальный сфинктер расслабляться и открываться, и таким образом отходы из потребляемой пищи выводятся из организма.
Но если где-либо на пути от желудка до ануса возникает недостаток функциональной активности, включающий мускулатуру, нервы, слизистую оболочку, секреции или механическое препятствие для прохода пищевого материала, то возникнет запор и, вероятно, с целым рядом более или менее серьезных симптомов.
Сам процесс эвакуация является нормальным общим стимулятором. Мало кто знает о стимулирующем эффекте, который должен быть обеспечен эвакуацией кишечника. Когда стул умеренно твердый, хорошо сформированный, цилиндрической формы и естественного диаметра, который должен быть от одного до одного с четвертью дюйма (примечание переводчика: 2,5–3,2 сантиметра), он, естественно, вызывает достаточную степень расширения мышц сфинктера, защищающего анальное отверстие. В значительной степени это рефлекторное расслабление, но даже в этом случае происходит мягкое расширение, вызванное калом.
С помощью ручного или механического расширения анального сфинктера – люди, ослабленные многочисленными заболеваниями, некоторые из них находившиеся в бессознательном состоянии или в коме, предшествующей смерти – возвращались к жизни и снова вступали на путь к здоровью. Этот эффект обеспечивается рефлекторно: легкая стимуляция, производимая на симпатических нервах сфинктеров поднимается вверх к ганглию, расположенному в крайнем нижнем конце симпатической системы ганглиев, затем импульс проходит вверх по всей симпатической системе, достигая также спинномозговой системы – головного и спинного мозга. Результатом этого является общее чувство повышенной жизнеспособности и общего благополучия. Человек чувствует себя «легче», физическая вялость уменьшается или исчезает, общее настроение поднимается, человек действительно пробуждается и чувствует себя физически и психически здоровым. Но этот эффект может быть достигнут только тогда, когда кишечные испражнения имеют нормальный размер и консистенцию. Когда они чрезвычайно большие и узловатые, они производят слишком сильную стимуляцию анального сфинктера и склонны делать человека более или менее раздражительным. Когда они мягкие, они не вызывают расширения сфинктеров, следовательно, человек не получает стимуляцию, которая является нормальной.
По этим причинам необходимо прилагать усилия не только для того, чтобы анус свободно открывался, но и для того, чтобы стул был нормальной консистенции. Опорожнение кишечника во многих отношениях предпочтительнее, чем запор кишечника. Но для возбуждения всех функций нормально стимулированной симпатической нервной системы необходимо, чтобы фекалии поддерживали «золотую середину» в своей консистенции.
Возможно Природа специально предусмотрела, чтобы предстательная железа находилась в непосредственном контакте с прямой кишкой, чтобы легкий стимулирующий массаж этой железы можно проводить регулярно во время опорожнения кишечника. Во всяком случае, именно такой эффект достигается, когда фекалии имеют нормальный размер и консистенцию. Хорошо известно, что легкий массаж этого органа оказывает легкое возбуждающий эффект, при условии, что железа не воспалена. Когда стул хорошо сформирован и имеет цилиндрическую форму, один или два раза в день, в зависимости от ситуации, эта хорошо сформированная фекальная масса проходит над предстательной железой и делает ей гораздо более естественный и менее раздражающий массаж, чем это можно сделать любым другим способом. При запорах каловые массы задерживаются излишне долго и и производят слишком глубокий массаж, который имеет раздражающий, а не успокаивающий или нормально тонизирующий эффект. Здесь также уместно сказать, что когда фекалии мягкие, то массаж железы не происходит и человек лишается той бодрости, которую он был должен получить.
У некоторых может сложиться впечатление, что частые опорожнения кишечника будут полезны, так как с их помощью люди любого пола могут получить более частое общее стимулирующее действие расширения сфинктера, а представители мужского пола будут получать более частое стимулирующее воздействие, благодаря массажу простаты. Здесь я хочу сказать, что любая функция, усиленная сверх нормы, рано или поздно, окажется вредной в результате истощения функции. Любая попытка добиться более частого опорожнения кишечника, чем обычно для индивидуума, приведет либо к мягкому и не стимулирующему калу, либо к вреду переедания, с опасностью токсемии и гиперстимуляции. Эти условия могут затем создать застойные явления в тазу, с постепенным увеличением размера простаты, и как следующий шаг – раздражение или воспаление этой железы. Кроме того, токсемия и чрезмерная стимуляция очень часто приводят к возбуждению сексуальных функций с вероятностью сексуальных эксцессов с их длинным рядом симптомов. И, конечно же, переедание либо усугубляет запор, либо создает каловые пробки неестественного размера и упругости, с прямыми травмами простаты в результате их прохождения или попыток прохождения рядом с железой, а также их длительным удержанием в кишечнике. Польза от массажа простаты при прохождении кишечника может быть обеспечена только при нормальном по количеству и разнообразию питании, при отсутствии запоров или противоположной тенденции.