Начиналось все невесело. Во 2-й половине 80-х я работал в одной из республик Средней Азии начальником цеха.И на мне "висело" основное оборудование цеха- Т.е. я был материально ответственным за него-проверял,каждый месяц сдавал материальные отчеты. Часть оборудования была вывезена на склад и там дожидалась продажи или списания. И после отпуска мне сказали,что на складе не хватает кое-чего из этого оборудования. Я естественно заволновался,пошел на склад и увидел,что действительно-часть трансформаторов,низковольтных ячеек и кое-чего еще куда-то подевалась.Пошел к начальству-все делают вид,что ничегошенки не знают-мол ты-ответственный и с тебя и спрос.А это куда-то подевавшееся оборудование стоило кругленькую сумму-ок. 100 тыс. рублей.При тогдашней моей з/плате 140 руб/мес. я бы долго выплачивал. Стал бегать списывать,многое списалось,но вот ок . 6 тыс осталось.Попросил главного энергетика помочь в этом деле т,к, я знал,что у него много друзей "наверху" но он мне ответил буквально следующее "Как ты мне надоел,хоть бы тебя посадили,что ли!" Я сказал-"Спасибо" и стал думать что делать-нужно было увольнятся,но с таким долгом меня бы не уволили просто так. И кто-то подсказал-попробуй завербоватся в вольнонаемные -с повесткой военкомата тебя уволят точно.
Я пошел в горвоенкомат и спросил "Как бы мне поехать на работу вольнонаемным и лучше куда-нибудь подальше,за границу" Честно сказать такой реакции я не ожидал-дежурный сразу позвонил куда-то и через минуту пришел целый капитан-начальник 4-го отдела очень радостный-и дело закрутилось,заполнил анкеты на работу кочегаром котельных в ГДР и через пол-года меня повесткой вызвали в республиканский военкомат на вручение служебного загранпаспорта (зеленого цвета).С повесткой в руках я пришел в отдел кадров предприятия где я работал и сказал,что должен срочно уволится т,к, я через 5 дней выезжаю на работу за границу.Инспектор ОК сказала,что на мне вроде как висит задолженность по материалам.На что я ответил "Вы срываете срочную загранкомандировку и я сейчас поеду в военкомат и скажу,что не могу выехать из-за вас" Инспектор позвонила куда-то и нехотя подписала заявление,дала мне "бегунок"-бумагу с перечнем отделов,где должны расписатся для моего увольнения. Потрясая повесткой из военкомата я быстренько собрал все подписи и через час получил на руки свою трудовую книжку.
В назначенный в повестке день и час я приехал в столицу республики и пришел в республиканский военкомат.В кабинете майор прочитал мне длинную лекцию о правилах поведения советских граждан за рубежом.Потом я расписался в том,что прослушал и понял все эти правила. Причем расписывался на последней странице из трех,после чего майор сказал "Расписался? Отлично,а теперь прочитай,за что ты расписался" и я еще раз перечитал все пункты правил моего будущего поведения за границей. Потом я еще подписал бумагу о неразглашении этих правил.Подписку о неразглашении давал на 2 года,а уже давно прошли и 2 года,да и государства,которому я эту расписку давал уже нет,так что я смело могу рассказать об одном из этих правил-Если я за границей буду ехать в поезде и в купе я окажусь один на один с женщиной несоветской гражданственности то следуя этим правилом мне было необходимо перейти в другое купе ,где есть еще другие граждане.Чего опасались писавшие эти правила я не знаю,но видимо был какой-то нехороший опыт.
И когда я поближе познакомился с бытом военных и вольнонаемных за границей я в это как-то поверил. Потом я oбменял свой паспорт СССР на служебный с выездной визой на 10 дней. Получил требование на ж/д билеты до самого Берлина и уехал домой собираться. Приключения начались с самого начала. Выехал я поездом до Москвы. В Мoскве должен был пересесть на воинский поезд Москва -Вюнсдорф. Тут начались приключения. Выехали хорошо-плацкартный вагон, волнение конечно. Вскоре подошла молодая женщина-она спросила-куда я еду? Оказалось, что она видела,как я показывал синий паспорт проводнице когда садился в поезд. У этой женщины был такой же служебный паспорт-она ехала в ГДР к мужу-офицеру .Ехала в том же вагоне что и я. За границу она ехала 1-й раз и тоже, конечно, волновалась. В те времена подавляющее большинство граждан СССР могли видеть "заграницу" только в кино,по телевизору,да в журналах. А о том,чтобы лично поехать куда-то за границу и самому посмотреть и не думали. А тут вдруг-на тебе.
Через сутки я проснулся ночью оттого,что поезд как-то уж очень долго стоит-час, два. Пошел к проводнику узнать в чем дело-оказалось где-то впереди из-за большого количества снега что-то случилось с одним из ж/д мостов и вся ветка остановила движение. Простояли на разьезде двое суток. Уже стали подьезжать автолавки и пассажиры покупали питание.Наконец поезд тронулся,только по направлению туда откуда мы ехали-назад.Оказалось,что поезда пойдут делать большой круг-вместо того,чтобы идти напрямую к Саратову,поезда пойдут через Балхаш-Караганда и дальше.Мы с женщиной ехавшей к мужу устроили совет т,к, мы не успевали выехать из СССР до крайней даты выезда,указанной в визе.Что делать мы не знали.
Денег с собой мы не взяли,т.к. тогда можно было иметь для обмена только 30 рублей-их меняли на 90 марок ГДР. Ну и по 100 рублей у нас было "на всякий случай".Мы вышли из поезда в одном казахстанском городе и поехали в аэропорт. Билетов на Москву,естественно не было на 10 дней вперед. Женщина оказалась напористой видимо муж-офицер у нее был танкистом, (а им преграды неведомы). Она пошла к начальнику аэропорта и там грозно потрясая синим загранпаспортом раскрытым на странице с выездной визой заявила, что начальник аэропорта срывает выезд за границу группе товарищей в составе нас двоих. Я стоял сзади делал грозное лицо,поддакивал и старался спрятатся за свою сумку от недоумевающих глаз начальника.
Быстрота и натиск оправдали себя-билеты нашлись быстро и через час мы вылетели в Москву правда почти без денег.Кушать было только то,что взяли с собой из дома, купить уже было не на что. Так что пришлось попостится. На следующий день мы уже садились в поезд Москва-Вюнсдорф, купив билеты по требованию из военкомата. Ехали быстро-поезд летел по рельсам едва не взлетая в воздух. Проехали Белоруссию и остановка-всех попросили выйти из вагонов-у поезда на границе с Польшей меняли колеса в специальном доке. После окончания работ по замене колес поезд подали на перрон и мы все заняли свои места. Проехали совсем немного и вновь остановка-пограничный контроль. Наши погранцы "шмонали" от души-сперва все пассажиры сидели по местам-пограничники проверяли корридор, туалет,тамбуры, потом сказали оставить вещи на своих местах и всем выйти из купе в корридор и пограничники стали проверять купе и наши вещи. Даже снимали панели с потолка.
Наконец все закончилось и мы поехали дальше-по мосту через пограничную реку .Как-то волнительно на душе было-покидали родной СССР....... Польские пограничники по вагонам едва не бегом пробежали,документы смотрели только у тех,кто показывал эти документы-видимо уже имели долгий опыт,что после советских пограничников уже искать нечего. Дальше поезд поехал с какими-то рывками и толчками,а по вагонам стали ходить поляки в ж/дорожной форме-предлагали купить разную мелочевку-часы, значки и пр. Я всерьез подумал,что поляки-машинисты опытные пошли по вагонам заниматься коммерцией а управляет поездом какой-нибудь молодой стажер, которому по молодости лет коммерцией заниматься еще рано.
На польских дорогах было много повозок,запряженных лошадями да и сами дороги были узкими, так что два грузовика там с трудом разьезжались. Я хотел увидеть Варшаву, но офицер ехавший в купе вместе со мной сказал,что этот воинский поезд Варшаву не проезжает-обходит по южной ветке. Вот и граница с ГДР-немецкие пограничники документы проверяли старательно и у всех-порядок ими соблюдался на все 100%. И почти сразу поезд остановился-я приехал на место назначения-Франкфурт на Одере.Женщина попрощалась со мной она ехала дальше.Я вышел из поезда на ж/д вокзале. Зашел в воинскую комендатуру на вокзале предьявил документы,мне сказали,что сейчас все закрыто и лучше подождать здесь до утра.Я оставил вещи в комендатуре и вышел на улицу покурить.Смотрел на привокзальную площадь и волновался-как пойдут мои дела в этой стране.