У нас в России всегда что-то строят.
То Петербург «назло надменному соседу», то «Долину нищих» с ласковым наименованием а ля Александр Грин или безымянные «Долины нищих» для низкооплачиваемых государственных служителей, то «Силиконовые долины».
Российская «Силиконовая долина», названная Центром инноваций в Сколково, похоже, будет образцом для преобразования всей России по образцу и подобию, которое будет там построено.
Этакий «Город Солнца», где будут жить 25–30 тысяч счастливых и одухотворенных людей, и властвовать там будет свободный труд и инициатива с инновациями.
Примерно об этом рассказал газете «Ведомости» генеральный менеджер проекта, владелец коллекции яиц Фаберже и Кампанелла наших дней Виктор Вексельберг.
В Центре будут действовать особый правовой и налоговый режим, льготный таможенный режим, введена упрощенная процедура передачи земельных участков, размещения рекламы и строительства.
Налоги на прибыль, имущество организаций, земельный, транспортный и НДС будут нулевыми. Появятся независимые от местных властей подразделения МВД, ФМС, ФНС, МЧС и Роспотребнадзора, которые будут подчиняться напрямую головной структуре.
Всем будет руководить специальный фонд, учредителями которого выступят РАН, «Роснано», Внешэкономбанк, а также еще несколько организаций.
Фонд возьмет на себя функции ЖКХ, будет самостоятельно заниматься освещением, водоснабжением, присвоением названий улицам. Президентом фонда станет сам Вексельберг. Научным руководителем Центра инноваций предполагается назначить нобелевского лауреата Жореса Алферова. И в городе не будет местной власти.
Красиво рассказано, даже слюнки потекли, и оттуда польется на всю Россию благодать.
Представляю, какие там будут зарплаты для инноваторов! И как они будут там изобретать что-то, а весь научный мир со всего мира столпится у высокого забора вокруг Сколково и будет в щелки подглядывать, как куется главное богатство в России.
Самое главное, что никакого ёрничания по этому поводу у меня нет.
Классики марксизма доказали возможность построения социализма в отдельно взятой стране в капиталистическом окружении и построили все-таки социализм с российскими особенностями. А вот можно ли построить город Солнца в середине огромной страны, населенной кучкой самых богатых в мире олигархов и остальной массой, с достатком слаборазвитых стран и пенсионерами, которых на днях путем повышения пенсий вытащили за черту бедности?
Есть большое сомнение по этому поводу, если не построить вокруг города стену и не установить там особый пропускной режим, потому что при введении всех перечисленных льгот туда ринется вся Россия.
Это будет оффшор, через который пойдут все финансовые потоки и все товары, а все фирмы будут регистрироваться именно в Сколково. Я даже не буду говорить о национальном составе жителей этого рая. Тут уже будет не до науки. Не зря советская власть вводила особый режим в атомградах, потому что все запасы в течение недели были бы потреблены гражданами других местностей, не видевшими такого изобилия.
И это еще не все.
Кто гарантирует, что в Сколково будет находиться элита нашей науки, а не сынки больших родителей, которые заполонили администрации всех уровней, госкорпорации и банки? Никто не гарантирует. Будет несколько учеников вокруг маститых ученых, а остальные так и будут блатными. Об этом еще Александр Сергеевич Грибоедов говорил, и я скажу его словами: «Представить ли к крестишку иль к местечку, ну как не порадеть родному человечку». Или поиск будет осуществляться по советскому принципу: «Алло, мы ищем таланты»?
Как бы я хотел ошибиться в своих выводах.
Но мне кажется, что ничего лучше стандартного Академгородка построено не будет. Не нужно тешить себя иллюзиями. Нужно развивать всю науку и создать систему внедрения изобретений. Возможно, кому-то нужно будет вернуться и к тому, что уже было изобретено, но до сих пор актуально и ждет своего внедрения. Да, и нужен пиар, чтобы наши изобретения были известны в мире, участвовали в конкурсах и получали престижные премии. А еще есть город Зеленоград, который был прототипом американской Кремниевой (Силиконовой) долины и что-то ушел в забвенье.