После того, как господин В. Соловьев рассказал, что он плакал в три ручья над фильмом «Утомленные солнцем-2» режиссуры небезызвестного, а, вернее, достаточно известного советского и российского режиссера Н. Михалкова, то и я решил посмотреть этот фильм, чтобы понять глубину фильма, претендующего на звание самой эпохальной постановки о прошедшей войне к 65-й годовщине Великой Победы. Этакое «Война и мир» или «Ватерлоо».
Скажу прямо, что фильм оставил двоякое впечатление. Одно общее – фильм о советском солдате, о советском народе, и этот солдат разный, и народ разный, и о войне, которая не обошла никого и которую уже начали забывать в мире и у нас в стране.
Есть много замечаний по сюжету, по игре актеров, по фактуре, по деталям, но фильм напомнил о главном – о войне, которая так не похожа на парады в блестящей форме под гром оркестров и малиновый перезвон шпор и орденов.
Война показана нетрадиционно. Кровь, грязь, смерть, подвиг, подлость, неразбериха. Была сделана попытка очеловечить завоевателей, рассказать, что бомбить госпитали и баржи с раненными немцы начали в ответ на неблагородное отношение к ним самих раненных, а если бы цыгане не пристали со своими танцами и скрипками к немецкому фельдфебелю, то он бы их не перестрелял. И если бы немцы, хотевшие побаловаться с девочками, не получили вилы в грудь, то фашисты бы не сожгли жителей села в сарае. Возможно, что по фильму была поставлена другая цель, но со стороны она смотрится именно так. Немцы сразу шли к нам с целью уничтожения унтерменшей, не надо проявлять скромность там, где эта скромность не нужна.
Кремлевские курсанты были показаны в угоду общему мнению, что нынешнее руководство бросает в горячие точки необстрелянных солдат-срочников, например, в Южную Осетию, так же и показали курсантов, которые погибли, не оказав никакого сопротивления. А под Москвой в действительности сражались курсанты Подольского пехотного училища и показали себя подготовленными и стойкими воинами, о которых есть запись в истории Великой Отечественной войны.
Еще один модный шаблон – штрафбаты. Штрафбатами командовали не расхристанные старшие лейтенанты, а нормальные офицеры, одетые по форме и держащие свою власть на боевом авторитете.
Мне думается, что недостатки фильма были вызваны дефицитом времени перед Каннским кинофестивалем. И этот фестиваль довлел над фильмом: показать, чтобы россияне не плевались, и чтобы Запад рукоплескал. Не получится так. Чтобы Запад рукоплескал, нужно нас такой грязью полить, чтобы они аж плакали от своей правоты в том, что в лице России они имеют дело с монстром, против которого нужно держать в полной готовности НАТО и систему ПРО. Если бы это был фильм про архипелаг Гулаг или постановка в духе доктора Живаго, то фильм Н. Михалкова получил бы сразу две пальмовые ветви. Или три.
Я думаю, что Н. Михалков выставлял свое произведение на кинофестиваль, прекрасно осознавая, что картина не получит никаких наград и не будет как-то оценена на фоне картин, типа «Безымянная – одна женщина в Берлине», производства Германии и Польши о сексуальных насилиях советских солдат в поверженном Берлине и на фоне благосклонного отношения Европы и парламентской ассамблеи Европы к чествованию эсесовцев в Прибалтике и затиранию роли СССР во Второй мировой войне. Какую оценку подвигу советского солдата может дать Европа, которая сравнительно легко легла под Гитлера? Это же себя грязью облить. А если сравнить европейские потери в войне с потерями СССР, то опять сравнение не в пользу просвещенной Европы. И второе, какое европейцам дело до тех мыслей, которые тревожат русского человека? Совершенно никакого. Заранее было понятно, что «Утомленные солнцем-2» это просто дань уважения к режиссеру, уже получившему пальмовую ветвь за «Утомленные солнцем-1», где никто подспудно не укоряет Европу в том, что вся тяжесть борьбы с фашизмом легла на плечи русских мужиков и баб.
Мне кажется, что фильм «Утомленные-2» принес Н. Михалкову немало неприятных минут и часов, потому что каждому мастеру не особенно приятно, когда его произведение подвергают резкой критике, но мы еще не смотрели его «Предстояние».